Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар №7. 1. Основные проблемы, связанные с идентификацией синонимов и синонимии. . 2. Приёмы идентификации синонимов.




Семинар №7

Тема: Синонимы и антонимы.

 

Содержание темы:

1. Основные проблемы, связанные с идентификацией синонимов и синонимии.

2. Приёмы идентификации синонимов.

3. Определение синонимов и синонимии.

4. Типология синонимов.

5. Источники синонимии.

6. Эвфемизмы и синонимы.

7. Определение антонимии и антонимов.

8. Классификация антонимов.

 

Задания и вопросы:

1. Выделите в виде перечня основные проблемы, связанные с синонимией (письменно).

2. Сформулируйте те признаки, которым должны соответствовать синонимы: «Синонимы – это слова, которые а)…; б)…; (письменно).

3. Используя методику идентификации синонимов, установите факт наличия или отсутствия синонимии в следующих случаях:

а) He was greeted; there were cheers for him.

b) My son also was with us.

My son was with us too.

 My son wasn’t with us either.

c) Power of the law; strength of the army.

d) The boat sank. He drowned.

4. Определите доминанту в синонимическом ряду: to hide, to conceal, to screen, to secrete.

Обоснуйте свой выбор.

5. Подготовьте сообщение о типах синонимов по работе Ст. Ульмана (см. ниже).

6. Определите типы синонимов:

a) to choose, to select, to pick, to elect; to ask - to question.

  b) jealousy - green-eyed monster.

  c) visage – face; excellent – tip-top; to question – to interrogate.

  d) notorious – famous.

7. Сделайте сообщения на тему: «Типы антонимов», используя учебник И. В. Арнольд (на англ. яз. ) и другие пособия.

8. Подберите синонимы и антонимы к следующим словам:

to accept, to achieve, acid, active, always.

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И. В. Лексикология… С. 271 – 286.

2. Arnold I. V. Word… p. 209 – 215.

3. Ginzburg… Lexicology p. 72 – 81.

4. St. Ullmann. Semantics // Readings… p. 29 – 34. Ch. 6. Synonymy.

 

Литература (дополнительная):

1. Апресян Ю. Д. Синонимия и синонимы // Вопросы языкознания. – 1969. - №4. – С. 75 – 91.

2. Ю. Д. Апресян, В. В. Ботякова, Г. Э. Латышева и др. Англо-русский синонимический словарь. – М.: Рус. яз., 1999. – 544 с.

3. Вилюман В. Г. Английская синонимика(Введение в теорию синонимии и методику изучения синонимов): учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1980. – 128 с.

4. В. Н. Комиссаров. Словарь антонимов современного английского языка. – М., 1964.

 

 

Семинар №8

Тема: Омонимия. Паронимия.

Содержание темы:

 

1. Лексико-семантическое варьирование слова, его границы.

2. Классификация омонимов (омонимия полная и частичная, лексическая и грамматическая и т. д. ).

3. Источники омонимии.

4. Трудность разграничения омонимии и полисемии.

5. Паронимия и паронимы. Парономазия.

Литература (обязательная):

 

1. Арнольд И. В. Лексикология… С. 287 – 298.

2. Arnold I. V. Word… P. 182 – 194, p. 208.

3. Ginzburg R. S. … Lexicology… P. 62– 72.

4. Симрницкий А. И. Лексикология…

5. Ахманова О. С. Справочник лингвистических терминов.

Литература (дополнительная):

 

1. Англо-русский и русско-английский словарь «ложных друзей переводчика». М., 1969.

2. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986.

3. Малаховский Л. В. Теория лексической и грамматической омонимии. – Л.: Наука, 1990. – 239 с.

 

 

Семинар №9

Тема: Морфологическая структура слова.

 

Содержание темы:

 

1. Понятие о морфеме.

2. Виды морфем. Типология корневых и суффиксальных морфем.

3. Понятие о морфологической членимости.

4. Принципы морфемного анализа слов.

 

Вопросы и задания:

 

1. На любом примере покажите принципы анализа морфемной структуры слова.

2. Сколько конечных составляющих (КС) можно выделить в слове to conventionalize – make conventional?

3. Членимы ли слова conceive, devour, borrow, challenge?

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И. В. Лексикология… С. 98 – 100, 102 - 108.

2. Arnold I. V. Word… P. 77 – 106.

3. Ginzburg R. S…. Lexicology… P. 77 - 106.

 

Литература (дополнительная):

1. Зятковская Р. Г. Суффиксальная система современного английского языка. М.: Высш. школа. – 1981.

2. Иванова И. П., Балашова С. П., Борисова Д. Н. И др. Структура английского имени существительного. М.: Высш. шк., 1975. – 168 с.

3. Меграбова Э. Г., Лесина И. М., Рыжова Э. И. И др. Структурная характеристика производных суффиксальных прилагательных в современном английском языке. – Владивосток: Изд-во Дальневост. гос. ун-та, - 1978. – 103 с.

4. Немченко В. Н. Основные понятия морфемики в терминах: Краткий словарь-справочник. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. – 216 с.

 

Семинар №10

Тема: Словообразование.

 

Содержание темы:

1. Термин «словообразование».

2. Основная единица системы словообразования.

3. Понятие производности.

4. Непосредственно-составляющие (НС) и конечные составляющие (КС).

5. Понятие словообразовательной модели (СМ).

6. Понятия продуктивности, активности словообразовательной модели.

7. Словообразовательное значение.

8. Понятие словообразовательного типа.

9. Способы словообразования в английском языке.

10. Аффиксация. Типы аффиксов. Их характеристика с различных позиций.

11. Полуаффиксы.

12. Словосложение. Его проблематика.

13. Конверсия как способ образования слов.

14. Соотношение синхронии и диахронии при конверсии.

15. Субстантивация.

16. Сокращения слов и их типология.

17. Сокращения сочетаний слов. Графические сокращения.

18. Телескопия (словослияние, контаминация).

19. Прочие виды словообразования.

 

Вопросы и задания:

 

1. Подготовить 4 доклада (4 докладчика) по учебному пособию В. И. Заботкиной «Новая лексика современного английского языка» (см. ниже).

а) Аффиксальные неологизмы (стр. 23 – 29).

б) Словосложение (стр. 29 – 33).

в) Конверсия (стр. 33 – 35).

г) Сокращения (стр. 35 – 39).

2. Выполните следующие упражнения по сборнику упражнений Exercises in Modern English Lexicology:

Упр. 7 (1, 4, 6, 10) (стр. 35) – 1960 г.

                           (стр. 37) – 1966 г.

Упр. 1, 3, 10, 11 (стр. 20 – 23) – 1960 г.

                           (стр. 21 – 26) – 1966 г.

Упр. 3                (стр. 42) – 1960 г.

                           (стр. 44) – 1966 г.

Упр. 5, 1 (Blends) (стр. 51) – 1960 г.

                           (стр. 55) – 1966 г.

 

Литература (обязательная):

1. Арнольд И. В. Лексикология… С. 98 – 127.

2. Arnold I. V. Word… P. 108 - 181.

3. Ginzburg R. S. … Lexicology… P. 120 - 208.

4. Смирницкий А. И. Лексикология… С. 48 – 137.

 

Литература (дополнительная):

 

1. Архипов И. К. Семантика производного слова английского языка: учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. языки». – М.: Просвещение, 1984. – 123 с.

2. Заботкина В. И. Новая лексика современного английского языка: Учеб. Пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высш. шк., 1989. – 126 с.

3. Земская Е. А. Словообразования как деятельность. – М.: Наука, 1992. – 220 с.

4. Каращук П. М. Словообразование англ. языка: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1977. – 303 с.

5. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 1965. – 77 с.

6. Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. – М.: Наука, 1981. – 199 с.

7. Мешков О. Д. Словообразование современного английского языка. – М.: Наука, 1976. – 245 с.

8. Царев П. В. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 225 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...