Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 5 Правовое регулирование деятельности компании




Итак, на основе анализа предыдущих четырех глав логично перейти к юридической составляющей дипломного проекта.

Тема моего дипломного проекта непосредственно касается трудовых отношений. Базовые принципы регулирования трудовых отношений закреплены в Конституции РФ:

- труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

- принудительный труд запрещен;

- каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы;

- признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

- каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст.37) [1].

Более подробно трудовые отношения рассматриваются в Трудовом кодексе РФ. Согласно Трудовому кодексу РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст.15) [2].

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст.20) [2]. Трудовым кодексом РФ устанавливаются основные права и обязанности работника и работодателя соответственно (ст.21,22) [2]. Также Трудовой кодекс РФ обеспечивает правовое регулирование организации и применения наемного труда в таких областях как:

- рабочее время;

- время отдыха;

- оплата и нормирование труда;

- гарантии и компенсации;

- трудовой распорядок и дисциплина труда;

- профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;

- охрана труда;

- материальная ответственность сторон трудового договора;

- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;

- защита трудовых прав работников, разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства.

В ТК «Альфа» не игнорируются основные положения и нормы по труду регламентированные нашим государством. Помимо основных нормативных документов, таких как Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, для регулирования трудовой деятельности в компании «Альфа» используются локальные нормативно-правовые акты. К ним относятся: трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка и должностные инструкции.

Трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст.56) [2].

В настоящее время из всех форм реализации прав граждан на труд трудовой договор следует признать главной формой, так как именно он лучше всего отвечает потребностям рыночных трудовых отношений, основанных на наемном характере труда.

Трудовой договор, выполняя функцию трудовых правоотношений, призван индивидуализировать трудовые правоотношения применительно к личности работника и конкретного работодателя. Именно посредством трудового договора осуществляется обычно включение гражданина-работника в трудовой коллектив организации. С момента заключения трудового договора гражданин становится работником данной организации и на него полностью распространяется трудовое законодательство и действие локальных правовых актов нормативного характера, принятых в этой организации.

Содержание трудового договора в условиях рынка труда определяется взаимным согласием его сторон – работника и работодателя, которое касается:

- места работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

- даты начала работы;

- наименования профессии или должности работника с указанием специальности, квалификации;

- прав и обязанностей работника;

- прав и обязанностей работодателя;

- характеристик условий труда;

- режима труда и отдыха;

- условий оплаты труда;

- видов и условий социального страхования.

Правила внутреннего трудового распорядка определяют внутренний трудовой распорядок, порядок приема и увольнения работников, основные обязанности работников и администрации, режим рабочего времени и его использование, а также меры поощрения за успехи в работе и ответственность за нарушение трудовой дисциплины. К нарушителям трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка применяются меры дисциплинарного, общественного и экономического (финансового) воздействия.

Должностные инструкции содержат в себе перечень обязанностей, которые выполняет каждый работник по своей специальности, квалификации, должности.

Основной сферой деятельности компании «Альфа» является розничная торговля бытовой электронной техникой, поэтому огромное значение в правовом регулировании деятельности компании придается закону РФ «О защите прав потребителей».

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

- потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

- исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

- продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

- стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

- недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

- существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

- безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

В связи со спецификой работы, особое внимание в компании уделяется правовым отношениям, возникающим при продаже товаров потребителям. Эти отношения касаются:

- продажи потребителю только качественного товара. Качество товара регламентируется статьей 4 настоящего Закона;

- прав и обязанностей продавца в области установления гарантийного срока на товар. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем (ст.5, п.7) [3];

- прав потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (ст.8, п.1) [3];

- ответственности изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) (ст.12) [3];

- ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей (ст.13) [3];

- имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) (ст.14) [3];

- компенсации морального вреда (ст.15) [3];

- последствий продажи товара ненадлежащего качества (ст.18) [3];

- сроков предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара (ст.19) [3];

- устранения недостатков товара изготовителем (продавцом) (ст.20) [3];

- замены товара ненадлежащего качества (ст.21) [3];

- сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (ст.22) [3];

- ответственности продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя (ст.23) [3];

- расчетов с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества (ст.24) [3];

- прав потребителя на обмен товара надлежащего качества (ст.25) [3].

Знание закона «О защите прав потребителей» является обязательным для административного и торгового персонала компании.

Наша организация также строго выполняет правовые нормы, содержащиеся в федеральном законе «Об экологической экспертизе».

 

 

 

 

Заключение

 

Под трудовой мотивацией понимается то, что побуждает человека к труду и деятельности, придаёт деятельности направленность, ориентирующую его на достижение определённых целей. Трудовое мотивирование преследует цель создания условий для наиболее полной реализации трудового потенциала каждого работника на конкретном рабочем месте.

Через осознание трудовых мотивов человеком происходит осознание необходимости и важности включения его в какую-либо из сфер общественного производства, поиск профессии, соответствующей его жизненным планам, целевым установкам и функциональным возможностям.

Системы мотивации и стимулирования труда используются как инструмент в определении поведения работников на производстве, его ценностных установок, в конечном итоге для отбора работников по личностным характеристикам, которые играют важную роль в политике кадров на предприятиях.

Разработка системы стимуляторов применительно к особенностям рыночных отношений в России, специфики коллектива, сфере труда – один из наиболее важных резервов эффективности управления компанией.

На сегодняшний день наиболее актуальными целями разработки и внедрения системы материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала являются:

- повышение выручки и выполнение производственных и финансовых планов;

- повышение качества продуктов и услуг компании;

- повышение материальной заинтересованности работников предприятия и обеспечение им социальных гарантий;

- побуждение персонала предприятия работать максимально эффективно за минимальные деньги при стойкой иллюзии адекватности получаемого вознаграждения и неотвратимости заслуженного наказания;

- поддержание заинтересованности сотрудников в успешном проведении возможных структурных преобразований на предприятии, стимулирование высококвалифицированного труда персонала различных категорий;

- привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов, развитие таких качеств персонала, как инициатива, лояльность и преданность компании;

- создание стимулов для повышения качества принятия управленческих решений высшим управляющим составом предприятия, способствующих росту эффективности компании в целом и сокращению расходов;

- укрепление дисциплины работников, лояльности к компании и солидарной ответственности персонала;

- прояснение, согласование и доведение системы целей руководства до уровня каждого рабочего места (каждой должности).

В настоящее время менеджеры рассматривают работника как человека целостного с его реальными целями, жизненными ценностями и установками, ожиданиями и нуждами и через них управляют его поведением. Идея самоуправления работником является одним из высших достижений указанного подхода. Сотрудник, разделяющий цели и ценности предприятия, самостоятельно устанавливает для себя задачи, находит способы их решения и контроля. Руководствуясь самомотивацией, без принуждения извне, он достигает существенных результатов в труде.

В данной работе мною рассмотрены различные методы повышения трудовой мотивации персонала организации. Были выполнены поставленные задачи по исследованию теоретических аспектов мотивации и проецированию их на практику управления организацией.

В первой главе дипломного проекта я рассмотрел и проанализировал содержательные и процессуальные теории мотивации, а также новые тенденции к мотивации персонала в российских компаниях.

Выполнив теоретическую часть дипломной работы, я убедился, что в основе мотивации лежит неразрывная связь с биологическими и социальными потребностями человека. Мотивация делает поведение человека целенаправленным, и его целью будет являться то, что сможет привести к ликвидации испытываемого состояния потребности в чем-либо. Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате, и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей.

Во второй главе дипломного проекта я рассмотрел структуру ТК «Альфа», внутреннюю и внешнюю среду организации, а так же исследовал методы повышения трудовой мотивации работников используемые в рассматриваемой организации. Проделанный мной анализ показал, что в компании «Альфа» используется комплексный подход к мотивации персонала. Он состоит из систем материального и нематериального стимулирования труда. Такой подход позволяет воздействовать на низшие и высшие потребности работников одновременно, тем самым, мотивируя их на высокопроизводительную деятельность. Однако такое воздействие обязательно должно быть равномерным. В компании же «Альфа» произошел перекос в сторону большего удовлетворения высших потребностей, нежели потребностей первичных. Это очень опасная тенденция, так как низшие потребности являются гигиеническими факторами, т.е. основными для любого человека. Их неудовлетворенность очень быстро приводит сотрудников к недовольству своей работой, что автоматически сводит на нет влияние факторов-мотиваторов.

Поэтому в третьей главе мною были даны практические рекомендации по совершенствованию системы трудовой мотивации в компании «Альфа», главными из которых, как я считаю, являются рекомендации, касающиеся улучшения условий труда работников.

В четвертой главе показана прямая финансовая зависимость эффективной работы компании от предлагаемых мной рекомендаций по совершенствованию системы мотивации персонала.

Пятая глава проекта касается особенностей регулирования трудовых отношений, как на уровне государства, так и на уровне самой организации, а также отношений возникающих в процессе продажи товаров потребителям.

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что главной концепцией в проблеме мотивации персонала является нахождение такого уровня заинтересованности работника, который будет обусловлен для работодателя минимумом затрат и вместе с тем будет вести к повышению эффективности деятельности организации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...