Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"0" 8 страница




В. СЛУХОВОЙ АППАРАТ

§ 86. В ухе различают три части: наружное ухо, состоящее из ушной раковины и наружного слухового прохода; среднее ухо, или барабанную полость; внутреннее ухо, или лабиринт (рис. 18). наружный слуховой проход представляет изогнутую трубку длиной около 2, 5 см, упирающуюся в барабанную перепонку, разделяющую дружное и среднее ухо. Наружная часть этой трубки (около 0, 8 см)

Разована хрящом, внутренняя — проходит в височной кости. Бу-явч" полым С0СУД°м, открытым с одной стороны, слуховой проход

" в" 0 й своего Рода резонатором.

чепец1 анная пеРепонка имеет овальную форму (вертикальный по-Кот,. ии5 ее — около 10 мм, горизонтальный — около 9 мм) и слегка " ленку паЗН° вдается в барабанную полость. Она представляет собой волокни8 Мм ТОЛЩИНОИ- состоящую из трех слоев. Средний слой — Ренний СТЫ^' с°стоит из радиальных и циркулярных волокон; внут-РепонкуСЛ°^ — слизистый, ' наружный — кожный. В барабанную пе-*°<: точек-1ЦеНТра ее и до кРая вРаЩе1! а рукоятка одной из слуховых

 р

 молоточка.

1ем ^ухе или в барабанной полости, имеющей объем в 1 смэ иной воздухом, находятся три слуховые косточки, соеди-ежДу собой суставами: молоточек, наковальня, стремя.

 

два отверстия: овальное, 8

Гибкая перепонка, носящая название базилярной или основной ы. имеет длину около 32 мм, ширину основания улитки —  05

Первое окно диаметр^ 3 мм2 закрыто пластину стремени, второе диаметр^ 2 > лм2 — чластичной на. '

Рис. 18. Ухо:

 р

2 мм2 — эластичной перД понкой. Среднее ухо заюЯ чено в кости; оно гермегД чески отделено от на ружноЛ уха, но сообщается черД особый канал, так называв мую евстахиеву трубу, с ио| лостью глотки. Назначен»! этого канала заключается ц том, чтобы поддерживать | барабанной полости нормаль» ное воздушное давление.

Внутреннее ухо (лабк-1 ринт), заполненное лимфатУ ческой жидкостью, имеет щи отдела: вестибулярный и слу> ховой. Вестибулярный, я& ляющийся органом равном-! сия, состоит из трех поЫ

А — наружное ухо; Б — среднее ухо; В —    " I         л " " "      ■

внутреннее ухо; Г — Опцобанмия перепонка со ПредСТЭВЛЯет СОбОЙ ПОЛ 11

слуховыми косточками; / — молоточек; 2 — кпг-гтлп гпипял! -. п 9'/ (Л1,

наковальня; а - стремя                      КОСТНуГО (. ПИраЛЬ В / /4 т

рота, называемую улитю

-..... ■ -■ ■ -■...... ■. ■ '. ■. ■ ■.. -..;.;. . -■.. ■ ■, ■ ■:   Длина улитки в распрямлю

. .... .                                             ном виде равна 31— 33 ми

■ " 1 ■.. ■ ■ '. ■ '•■ ■ > *■ '■ "           / 1Ч$Щ^. 1- ■ •■. ■. ■. •'  диаметр ее у основания -

около 1 см, у вершины-около 0, 18 см. Проход У* ки по всей длине раэде* костной перегородкой, по­ходящей в гибкую перепой на два хода: вестибу*]' ный и барабанный кэн^ (рис. 19). Оба канала «Р щаются между собой в ^ ре улитки через малев*1'

„, п- п         ' к               -         отверстие — геликоте?

Рнс- 19. Схематический разрез внутреннего       г                   л 9Я >

уха по Девнсу;                     площадью около 0, Л

I - Меп. буЛЯр.. ЫП к... »; 2 - ко, 1ТВеВ оиг. и; Та ЧЭСТЬ лабиринта, В 3 — основная мембрана: л — баробвнныЯ канал руЮ ВХОДЯТ ОВЭЛЬНОс и

лое окна, называется '

дверием. Против овального окна расположен вход в вестий)' ный канал.

боаны.                                         ру            у

мм, У вершины — 0, 5 мм; кроме того, она у основания жестче шё, а у вершины гибче и толще. Вдоль всей длины этой мембраны \ расположен кортиев орган, состоящий из разнообразных клеток, " м числе из 25 000 наружных чувствительных волосковых клеток, ■ ледние направлены в сторопу так называемой покровной мембраны, рая проходит на некотором расстоянии над базилярной мембра-начинаясь, как и последняя, у костной перегородки, но не до­нн ао противоположной стенки улитки. Вдоль спирали улитки про­пит слуховой нерв, ведущий в головной мозг, образуемый 30 000 ней-нов. Эти нейроны сложным образом соединены с волосковыми клет­ками кортвева органа.

Г. ОСНОВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

§ 87. Звуки речи в их акустическом аспекте представляют собой, подобно всем другим звукам в природе, колебания частиц воздуха, источником которых являются колебания какого-либо упругого тела или же заключенного в полом сосуде столба воздуха. В отличие от других звуков звуками речи могут быть только такие колебания, ко­торые воспринимаются слуховым аппаратом человека. Неслышимые колебания, так называемые ультразвуки и инфразвуки, звуками речи быть не могут 1. Вместе с тем не исключено, что такого рода звуки могут содержаться в спектре (см. с. 99) звуков речи. Хотя для челове­ческого уха эти части спектра недоступны, они могут быть использо­ваны при автоматическом распознавании речи машиной.

Механизм образования звука, источником которого является твердое тело, относительно прост: достаточно путем удара, трения 11 т. п. привести это тело в колебательное состояние, чтобы оно зазву­чало.

Ьолее сложным представляется механизм образования звука в тРубах. Различают два типа труб: флейтовые и язычковые. Во флей­товых трубах вблизи входа имеются два неподвижных конусообразных репятствия, так называемые «губы», о которые трется вдуваемая и ^" , возд! г'ха- Происходящая при трении быстрая смена задержек ■ 1тл!.?. °ЖАени" пРиводит в колебание заключенный в трубе воздух, начинает звучать. В язычковых трубах, аналогом которых

гДе лрои Г0" 10ШВ0Й аппарат человека, в мундштуке (т. е. в той части, п-1астинкСХ0^11Т вдУвание воздуха) имеется эластичная металлическая ЕозДУшиой, ычок)* которая приходит в колебание от вдуваемой заМючр1 ^РУ11 и> в свою очередь, заставляет колебаться воздух, чшыи в «налетанной тпу6р»

«надставной трубе».

8 88 Передача звука через воздушную среду происходит благЯ я сжатиюТразрежению воздуха, т. е. изменению давлении, Воз.

пикающемГвследствие колебаний звучащего тела. Это изменение Дав, ениПшдуха называемое звуковым давлением, пр„ня

и, опять в паскалях. Звуковое давление, воспринимаемое человеком, л Ее° Гпр^елах от> 20 до 25 -10" Ра Диапазон звукового даВл,

янв в печи значительно меньше, он равен 2-Ш — ^-ш га.

Сжат™ и бедующее за ним разрежение, образующие звуКовуй ну передаются от ближайшего слоя воздуха к дальнейшим На

оатоян^ которое зависит прежде всего от силы звука, а затем так*

Гот м^еорологических условий: температуры и влажности воздуха,

«ценно

более высокие; отсюда их название — обертоны (немецкое

течьш 331 м/с. Она колеблется в зависимости от условий о относительно незначительных пределах.

Рис. 20. Колебание струны

§ 89. Звуки, возбужденные рядом волнообразных колебаний рав­ной длительности (такие колебания называются периодически-м и), носят название музыкальных тонов или просто тонов. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, т. е. колебаний разной длительности, называются шу­ма м и.

В речи используются оба типа звуков: тоны и шумы. Источником топовых звуков (голоса) в речевом аппарате является гортань с нахо­дящимися в ней голосовыми связками (см. § 95), совершающими перио­дические колебания. Шумовым источником является преграда, обра­зуемая каким-нибудь подвижным произносительным органом в над-ставной трубе. Турбулентные или импульсные колебания, возникаю1 щие в месте преграды, и дают шум (см. § 137).

Тела, могущие служить источником тонов (музыкальные инстр)' менты, голосовой аппарат человека и др. ), совершают не простые. а сложные колебания. Если взять, например, струну, то колеблет^ не только она в целом, но одновременно и отдельные ее части -—я" ' ловина, третья часть, четвертая, пятая и т. д. Схематически это изобр1' жено на рис. 20. Колебание струны дает сложный звук. Если мы " Ри' мем частоту колебаний струны в целом за 20, то вторая часть ее)т'^' половина) будет колебаться с частотой 40, третья — с частотой ^ четвертая —с частотой 80 и т. д. Тон, получающийся от колебав" всей струны называется основным; тоны, вызванные колебанй* частей струны, называются частичными, или п а р ц и а -1' н ы м и. Основной тон — самый низкий, парциальные тоны соотв

на

Е 'верхний')- Обертоны являются гармоническими состав-ЬтшМИ сложного звука, так как они находятся в строгих числовых мнениях к основному тону. Так, при основной частоте в 100 Гц зая гармоника имеет частоту в 200 Гц, вторая — в 300 Гц и т. д. Шумы в отличие от этого складываются из негармонических состав-1П" х- Состав сложного звука, входящие в него составляющие и относительная интенсивность образуют его с п е к т р. 5 90- Звуковые колебания могут совершаться с различной часто­той иметь различную амплитуду и разный характер парциальных тонов. Соответственно этому в звуке, возникающем в результате зву­ковых колебаний, различают частоту, силу (или интенсивность) и тембр.

 

Рис. 21. Шкала соотпетстпил между ча­стотой в герцах и высотой в мелах

Рис. 22. Нотная шкала

Частота колебаний того или иного тела, от которой зависит субъек­тное ощущение высоты звука, обратно пропорциональна его массе прямо пропорциональна силе упругости (например, степени натя-: ия струны). Чем больше масса тела или слабее его упругость, тем гныис число колебаний, производимых им в единицу времени, тем е возникающий при этом звук, и наоборот, чем меньше масса тела 1 сильнее его упругость, тем больше число колебаний, производимых 1 единицу времени, тем выше возникающий при этом звук 1. В ка-■ единицы измерения высоты принят герц, равный одному двой-колебанию в секунду 2. Выражение «звук в 1000 Гц» означает,

1^°п Чгастота колебаний, порождающих этот звук, равна 1000 двойных колебаний в секунду.

; жДУ частотой (объективной высотой) звука и /Щением высоты (субъективной высотой) существуют сложные

Чин ллш, ^СК0Й голос гшже женского благодаря тому, что голосовые связки у муж-

'й " толе' чси V женщин.

Воэвра„ " Ь1М колебанием называется отклонение в обе стороны от точки покоя и " «■ ние к ней.

 

отношения. Поэтому для измерения последней используется иногда не герц, а мел. Отношение между соответствующими шкалами показано на рис, 21. Как видно из этого рисунка, до частоты в 500 Гц высота строго пропорциональна числу колебаний: число мел равно числу герц; звук в 200 Гц (или 200 мел) воспринимается как вдвое более высокий, чем звук в 100 Гц, а звук в 400 Гц — как вдвое более высокий, чем звук в 200 Гц и т. п. Незначительны расхождения и прн частоте от 500 почти до 1000 Гц; только выше этой частоты ощущение высоты резко отстает. Ввиду того что в речи частота основного тона редко превышает 500 Гц и во всяком случае не достигает 1000 Гц субъективную высоту обычно принято измерять не в мелах, а в герцах! Отношение между частотами двух тонов называют в музыке и н -тервалом. Интервал, равный 2: 1, называется октавой; он делится на 12 ступеней (рис. 22). Интервал между соседними ступенями, рав­ный (приблизительно) 1, 006: 1, называется малой секундой. Разли­чают, кроме того, следующие интервалы: терцию —5: 4; кварту = = 4: 3; квинту = 3: 2; секунду = 9: 8; септиму = 15: 8 (табл. 1).

Таблица 1 Нотные обозначения частот в пределах речевого диапазона

Количе-стпо Гц Название коты

Буквенное НдэваНие Обозначь   октавы

пне поты

Количе­ство, Гц Назвони? ноты > укшчпюе обозначе­ние ноты Название октаны
ДО С   ДО с1  
72 81 ре ми П Е   ре < Р  
фа И Большая ни    
96 108 СОЛЬ ля 0 А   фа Р Первая
си И   соль 81  
   

 

ля а'  
ДО с          
ре а   си П1  
ми е          
фа Малая        
192 216 242 соль ля СИ & а к   до ре с2 1 Вторая

§ 91. Кроме высоты, звук, как указывалось выше, обладает ч силой (интенсивностью). Под силой звука понимают ко­личество энергии, проходящее в 1 с через I см2 площади, перпендику­лярной к направлению звуковой волны, Иногда под силой звука пони­мают звуковую мощность, которая соответствует общему количеству звуковой энергии, испускаемой колеблющимся телом в 1 с.

Сила, или интенсивность, зависит прежде всего от амплитуды (ра3'! маха) колебаний звучащего тела, а также от характеристик пропоДЯ' щей среды, в частности от величины атмосферного давления, степей' влажности и температуры воздуха. При прочих равных условиях сил»

ка прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Сила звука за-исит и от величины поверхности звучащего тела. Чем больше эта '' ерхность, тем сильнее звук при той же амплитуде колебаний.

Силу звука можно измерять в дж/см2. Но так как ощущение изме­нения силы приблизительно следует логарифмическому закону (Ве- бера — Фехнера), то принято измерять уровень силы по шкале, установленной соответственно этому закону. За единицу измерения Уровня силы звука принят децибел. За нулевой уровень условно принята сила звука, соответствующая звуковому давлению 20 Ра. Этот уровень приблизительно соответствует порогу слышимости звука при частоте в 1000 Гц.

Объективная сила звука сама по себе не определяет громкости, т. е. восприятия этой силы человеческим слуховым аппаратом. Между объективной силой и гром­костью звука существует дв сложная зависимость, оп­ределяемая высотой. Так, звук в 100 Гц достигает порога слышимости только тогда, когда уровень его силы равен около 40 дВ. Звуки одинаковой силы, но различной высоты вос­принимаются как звуки различной громкости. За единицу измерения уровня громкости принят ф о и. Шкала уровней громкости построена применительно к высоте в 1000 Гц, где уровни громкости приняты равными уровням силы.

500 1000

5000 1000 Гц

Рис. 23. Уровни равной громкости

Л1                        ■ •ШЕЛ*

] высоты в 1000 Гц количество фон,  следовательно, равно коли-гву децибел. Для других же высот уровень силы и уровень «кости не совпадают (рис. 23). Так, звук в 200 Гц с уровнем I 30 дБ имеет уровень громкости в 10 фон. Так как в частотном ■ оне речи резких расхождений между рассматриваемыми уров-*ет, то часто пользуются только измерениями уровня силы, т-е. шкалой децибел.

она об3 Звука имеет Дли речи весьма важное значение: во-первых,

1ечивает ясность передачи и восприятия речи, что является

Щим для языка как средства общения; во-вторых, сила звука

в основе очень распространенного типа ударения.

тоном к С0Та тона сложного звука в целом определяется основным

горый обычно является и самым сильным; обертоны придают

Зависн'т ШЬ РеДелелную окраску, называемую тембром. Тембр

При об сгтектРа звУ*а (рис. 24).

^-Уть его Разовании спектра важную роль играет явление резонанса, остоит в том, что тело (или заключенный в полый сосуд

 

 

воздух), способное к звучанию, воспринимает колебания звучащег тела, если оно имеет одинаковую с ним частоту колебаний, и в сво^ очередь начинает звучать, в результате чего получается усиленна соответствующего тона. Колебания передаются от одного тела к дрч_ гому через упругую среду. Тела, которые сами по себе не являют^ источником звука, а звучат только благодаря резонансу, называюТСя резонаторами. В качестве резонаторов обычно служат полые сосуды различного объема с соответствующей частотой колебаний заключенного в них воздуха, т. е. с определенными «собственными то. нами». Высота собственного тона резонатора зависит от его объема от величины его отверстия и длины горла перед отверстием. Це1|

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10111213

 1 2 3 * 5 6 7 8 9 10 I112

Рис. 24. Частотный спектр на частоте 64 Гц:

а — фортепиано; б — фаготи (цифры вверху обозначают номера гармоник цифры внизу — их частоту в герцах)

больше резонатор, тем ниже его собственный тон, и наоборот. При одинаковом объеме резонатор с меньшим отверстием будет иметь более низкий, а с большим отверстием — более высокий собственный тон. Резонаторы сложной формы обладают более сложной характер11' стикой, они соответственно резонируют на несколько разных частой В произносительном аппарате человека полости рта, носа и глот" 11 образуют сложную резонаторную систему (см. § 85).

Резонаторы неоднородны по физическим свойствам: одни из н" ' обладают большей селективностью, т. е. реагируют только па так^ звуки, частоты которых в точности совпадают или очень близки к ^ стоте собственного тона резонатора (в таком случае резонатор паз» вается «острым»); другие возбуждаются от звуков с частотами, в бо-" шей или меньшей степени отклоняющимися от их собственного т0' (в таком случае резонатор называется «неострым»). Селективность Г

102                                                                               ■

рЗ зависит от степени устойчивости его собственных колебаний.

а ааиснмостн от материала, из которого изготовлен резонатор, от

(Ьор^ы " т' " " колебания, возникающие в нем под влиянием коле-

5Г°й ндуш. их от звучащего тела, будут затухать сразу же после пре-

ащеипя звучания этого тела или же будут продолжаться известное Кпемя. ^ем большей селективностью, или остротой, обладает резона-

п тем медленнее затухают его колебания или, выражаясь акустиче-Ткнми терминами, тем меньше его декремент затухания. С резонаторы с мягкими, влажными стенками, как, например, про­износительный аппарат человека, отличаются малой селективностью,

Импульсы голосоВых с& язок  Излучаемая Волна

А. Л-Л- л^Лй^Лк

Спектр   Характеристика       ' '  Спектр источника передающего тракта излучаемого звука -------1---------\Щ---------1—

 

 

I

^                                 Штата В КГц

Рис. 25. Схема образования спектра днухформантного звука (по Фанту)

а потому легко резонируют на частоты, не строго совпадающие с их собственными тонами, и вместе с тем характеризуются большой ско­ростью затухания колебаний. Так как в речи различные звуки быстро следуют один за другим, это последнее свойство произносительного аппарата является очень существенным.

При проходе звука от его источника через резонатор или систему

резонаторов (передающий тракт) его первоначальный спектр подвер-

гаетсн фильтрующему действию этого тракта, благодаря которому одни

составляющие подавляются, другие усиливаются [13, 27 и далее].

о результате спектр источника, имеющий, например, равномерно

убывающие по интенсивности составляющие, преобразуется в спектр

резонансными пиками в области частот, характеризующих акусти-

еские свойства передающего тракта (рис. 25).

Д. ФИЗИОЛОГИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ И СЛУХА

" ершой ^Р3300311" 6 и восприятие звуков речи относится к высшей нор* Деятельности, центры которой сосредоточены в коре голов-нов) 'озга- Мозг, состоящий из миллиардов нервных клеток (нейро-СтРое|[иЗЛоЧнс^ Ф°Рмы и величины, имеет сложное анатомическое нзДвухе: в грубых чертах оно сводится к следующему: мозг состоит с^Роал^.?. °Льших " олушарий, кора каждого из них делится глубокими " а четыре доли. Приблизительное расположение долей

 

явствует из их названий: лобная, теменная (или центральная), ная, затылочная. Каждая доля подразделяется на извилины.

По образному сравнению И. П. Павлова, кора больших полушар,, * представляет собой мозаику. Для каждого рефлекса, писал он, «в Коц полушарий должна иметься свой точка приложения, т. е. своя кл или группа клеток. Одна такая единица коры связана с одной телыюстью организма, другая —с другой; одна вызывает деятель, ность, другая ее не допускает, подавляет. Таким образом, кора полу, шарий должна представлять собой грандиозную мозаику: грапдисд. ную сигнализационную доску» [124, 2311.

Нервные центры, находящиеся в коре больших полушарий, свя-! эаны со всеми частями человеческого организма посредством сложной системы нервов — центростремительных, или сенсорных, и центро­бежных, или двигательных. Первые передают в центральный аппарат раздражения (зрительные, слуховые, температурные), полученный на периферии; вторые передают из центра на периферию ответы па эти раздражения — рефлексы.

Мозаичной структурой коры больших полушарий обусловливается некоторая локализация в отдельных ее частях определенных физио­логических функций, в том числе произносительно-слуховой. Еще во второй половине XIX в. Брока установил, что в лобной доле левого полушария находится двигательный центр речи (речедвигательный анализатор). Поэтому при кровоизлияниях, происходящих в левом полушарии, у больного наряду с параличом правой руки и ноги1, наблюдается также потеря речи, полная афазия. Тогда же Вершше установил в височной доле того же левого полушария слуховой центр ] речи (речеслуховой анализатор).

Дальнейшие исследования показали, что точка зрения Брока -I Вернике представляет известное упрощение. Отдельные центры корь головного мозга тесно связаны между собой, представляя единую сложную систему. Заканчивая описание структуры коры больших полушарий, Павлов писал: «Если, с одной точки зрения, кору боль­ших полушарий можно рассматривать как мозаику, состоящую из бесчисленной массы отдельных пунктов с определенной физиологиче­ской ролью в данный момент, то с другой — мы имеем в ней слож­нейшую динамическую систему, постоянно стремящуюся к объедини нию (интеграции) и к стереотипности объединенной деятельности. Всякое новое местное воздействие на эту систему дает себя знать более или менее во всей системе» [124, 244].

Многочисленные наблюдения над речью лиц с ранениями голов­ного мозга подтверждают этот вывод. Было установлено, напрчмеР' что различные виды афазии имеют место также и при ранении учасг ков коры, лежащих вне височной доли, и что управление речевым функциями может до известной степени перенять и правое пор116

1 Центры, управляющие движениями правых конечностей, находятся у яПР, шей» а левом полушарии, а двигательные центры левых конечностей — н лрэ. полушарии, У слешей* наблюдается противоположная локализация указа» центров.

е о4. Как указывалось выше, специальных органов произношения Лдовеческом организме нет. Органы, участвующие в звукопронз-1 тве имеют и другие чисто физиологические функции. Однако Ьмокеиии всех этих органов в произносительных целях есть нечто пифически речевое. Оно состоит, во-первых, в их особом характере юзкаиие языка, например, необходимое при произношении звука в других случаях не имеет места), во-вторых, в согласованности ' сний нескольких органов. Произношение каждого звука требует „-местных действий ряда органов, причем опять-таки соответствую­ще сочетание таких действий не используется, как правило, в каких-■ шбо иных, непроизносительных целях.

физиологический механизм образования и восприятия звуков речи как части речевой деятельности в целом не сводится непосредственно < управлению движениями соответствующих органов. Наблюдения показывают, что движения гортани, языка и других произноситель­ных органов могут сохраниться, а звукообразование, тем не менее, окажется невозможным. Более того, имеются случаи травматического повреждения мозга, когда больной умеет как бы непроизвольно обра­зовывать звуки, но не может сознательно управлять звукообразова­нием, т. е. давать осмысленный ряд звуков, произносить слова. Точно так же и восприятие звуков речи не сводится к восприятию звуков вообще (см. § 22 и ел. ). Воспринять звук речи —значит отождествить услышанное с определенными фонемами. Фонетический слух воспиты­вается языком; поэтому носитель одного языка оказывается неспособ­ным без специальной выучки различать фонемы другого языка. В па­тологии аналогичное можно наблюдать и при восприятии родного языка. У больного может полностью сохраниться формальное восприя­тие звуков, по отсутствовать «фонематический» слух, т. е. осмысленное восприятие, узнавание их.

Сложность физиологического механизма образования и восприятия

вуков речи обусловлена тем, что этот механизм относится ко «второй

'Гяапьной системе». Как указывалось выше, последняя развивается,

Павлову, па основе кинэстезических раздражений, идущих от про-

чосительных органов в кору больших полушарий. И. П. Павлов

млвает механизм второй сигнальной системы с механизмом произ-

'Ных движений, так как кинэстезические раздражения лежат в ос-

и того и другого [141, 402]. Характеризуя свойства кинэстезиче-

клеток, И. П. Павлов писал: «Таким образом кинэстезические

1 коры могут быть связаны и действительно связываются со

четками коры, представительницами как всех внешних влия-

1 и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть

'ическое основание для так называемой произвольности дви-

(/25 о 1-7, ' е' обусловленности их суммарной деятельностью коры»

' произвольных движений {в том числе и звукообразователь-•Уммарной деятельностью коры», основанная на особых свой-нэстезнческих клеток, и определяет сложные связи, сущест-

чежду произносителыю-слуховой стороной и другими ас-

языка.

 

§ 95. Центральный нервный аппарат управляет образованием (Л только звуков речи как таковых, но и голоса, лежащего в основе мн™] гих из них.

Голосовые связки рассматриваются как автоколебательная система т. е. как система, в которой колебания данного тела, совершающиеся с присущей ему частотой, возникает под действием идущей извне Э11е ' гин и поддерживаются ею. Подобно язычкам язычковых труб, сбли* женные голосовые связки под давлением воздуха, выдыхаемого лег* кими, приходят в периодическое колебание, которое продолжает^" до тех пор, пока не прекращается выдох и пока связки остаются сбли. жеппыми. Колебания голосовых связок создают волновые сгущения в разрежения воздуха в подсвязочной части гортани, которые и являются непосредственным источником звука. Для возникновения голоса под. связочное давление воздуха должно превышать внутриротовое [245 11 и далее].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...