1" М11 ^-Ч*- ■ '----- 1 - »—ч-------------- ~"К »-*-ч— -.»*-. »-и и ■ Ч1^_ 1 1Ь и III 1_Р |_И\_1Ч1_ П /I 5 страница
Г. ОСНОВНОЙ ТОН ГОЛОСА § 183. К общим условиям образования гласных относится и тон голоса, являющийся самым низким с спектре. Его называют основ-ным тоном и иногда обозначают РО. Высота основного тона не влияет на характер гласного; на одном основном тоне могут быть произнесены все гласные. Тем не менее можно обнаружить тенденцию произносить разные гласные в одинаковых условиях (т. е. прн одинаковом ударении и одинаковой интонации) на разной высоте основного топа. Так, можно наблюдать, особенно в изолированном произношении, что, например, гласный «Ь произносится пыше, чей гласный «е», а «е» выше, чем «а». В лингвистическом отношении это не имеет существенного значения, так как а живой речи в зависимости от соответствующей мелодики предложения соотношение высоты тонов разных типов гласных может колебаться в самых разных направлениях. Основной тон при произнесении гласных, как впервые показал Скрипчур, отличается у психически здоровых людей неустойчивость»' Отсутствие модуляции голоса встречается только у психически больных людей. Скрипчур пользовался этим симптомом при диагностике психических заболеваний. Здесь имеется в виду не правильноеповы шение или понижение тона при фонации гласного, а беспорядочна модулирование, состоящее в том, что следующие один за ДРЗГИ периоды не строго одинаковы по длительности. Образование осво ного тона, следовательно, это не стационарный, а квазистацион р ный процесс. Отличается от указанного модулирования так пазы мое тремолирование, под которым подразумевают улавливаемое слух колебание высоты тона, тогда как нормальные колебания в делах одного гласного на слух незаметны. к0.
От неправильных колебаний высоты тона следует отличать з*' ( мерное движение тона на протяжении гласного. Такое дви» е может быть связано с характеристикой слога (его в таком ел? обычно называют слоговым акцентом) или же с интонацией- (, § 184. Для измерения высоты основного тона пользуются! < . ^ навшимся в § 182 интонографом, который автоматически пр°и 0. это измерение одновременно с измерением интенсивности (см. Ри ' „бы выполнить эту операцию, интонографу нужно прежде всего пе-шть из '■ ■ •10ЖН0Г0 колебания, характерного для сложных тонов ^тбше, а тем самым и для гласного, колебания, соответствующие овному тону. Экспериментатор должен уметь производить измене частоты основного тона вручную по общей осциллограмме [7]. щипать анализ необходимо с установления по рисунку кривой пе-[0Да основного топа. Если период не вырисовывается с достаточной чсТггцвостью, следует ориентироваться не по наибольшему пику, п0 числу вершинок (см. рис. 36, с. 142). Для вычисления средней высоты гласного нужно подсчитать I составляющих его периодов и определить по отметкам времени рамме его длительность. П 18: 210 = 1" М11 ^-Ч*- ■ '----- 1 - »—ч-------------- ~" К »-*-ч— -.. »*-. »-и и ■ Ч1^_ 1 1Ь и III 1_Р |_И\_1Ч1_ П /I з осциллограмме его длительность. Предположим, что длительность пасного равна 210 мс, а число периодов, т. е. колебаний, равно 18. Так как высота гласного Н определяется числом крлебаний в секунду, т е, в ЮОО мс, то она выводится из пропорции: 1 000, откуда Я = Гц. Для определения движения тона в пределах гласного нужно вычислить длительность каждого периода или групп в 3—5 периодов, для каждого случая в отдельности вычислить высоту подробнее [7]. § 185. Для наглядности результаты вычислений вычерчивают пределенном масштабе. Прн этом нужно иметь в виду, что интервал
ГЦ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|