Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

звУ1 нивг 1 страница




а)                        д)

Рис. 64. График движения тона:

а — в линейном масштабе: б — в логарифмическом масштабе

Вия тона определяется не тем, насколько частота данного Шьше частоты другого тона, а отношением одной частоты Гак, если увеличить частоту колебаний со 120 до 240 Гц, 'лучим повышение топа на октаву (см. с. 100); если же увели-и-у колебаний с 240 до 360 Гц (т. е. на те же 120 Гц), то мы оиышение тона всего лишь на половину октавы. Поэтому нвании графика лучше пользоваться не линейным масшта-4> ифмическим (рис. 64). Для этого па миллиметровой сетке т логарифмы соответствующих частот. Взятые выше для ]нпые получат следующее выражение: логарифм для 120 и" стью до 0, 0! ) - 2, 08, логарифм для 240 - 2, 38, ло-=- 2, 56, Начерченные в этом масштабе (I мм — 0, 01)

 

графики дают правильное представление о движении тона. На Ри дано сопоставление обоих масштабов, если принять за нуль 12п'^ Указанный метод вычисления движении тона не сложен, ц0 *" Ч-бует большой затраты времени. Для облегчения труда и дКо ''Ре-времени можно пользоваться и механическими способами, позвол*11" 1 щими сразу же без вычислений начертить схему движения тонИ|°"

Одним из таких приборов является линейка М. В. ГордИц0л' М. Г. Кравченко (рис. 65), очень удобная для анализа кривых, за " санных на кимографе или осциллографе \91\. Чтобы пользоед-, 1" 1' этой линейкой, необходимо иметь шкалу частот для той скорой' движения киноленты или фотобумаги, которая была при ськ1" осциллограммы. Вычисляют такую шкалу следующим образом: цп/2

положим, что запись произведена наскоро™" 400 мм/с. Тогда, если на отрезке в ю ^ помещаются 2 периода, то на отрезу в 400 мм, т. е. в секунду, их поместится —1^- = 80; если 2, 5 периода, то в секунду их

40П ■ 2. 5, л/1           „

поместится ——г^—=100; если 3 периода, то

—гт^- = 120 и т. д. Иными словами, 2 перио да в 10 мм соответствуют высоте тона в 80 Гц, 2, 5 периода — 100 Гц, 3 периода — 120 Гц

и т. д.

Работа с линейкой производится в сле­дующем порядке. Линейка накладывается на кривую так, чтобы она передвигалась стро­го по нулевой линии и чтобы вертикальные риски, имеющиеся на нижней (широкой) части линейки пересекали измеряемую кри­вую гласного. Выше кривой помещают бу­магу с миллиметровой сеткой. Затем под­считывают, сколько периодов видно жш) двумя рисками линейки. Предположим, что их 2, 5. По вычисленном нами шкале это соответствует 100 Гц. Находим эту цифру на УзК0Н части линейки и ставим против нее точку на миллиметровой Ф'маг*" Затем передвигаем линейку на 10 мм. Снова определяем, сколь колебаний видно между двумя рисками; находим по шкале сое вующее число герц и против этой цифры, имеющейся и на ставим на миллиметровой бумаге следующую точку и т. Д-тате мы получаем готовый график в логарифмическом мае

     
  -2га    дня  
     
  Ё-ВД     ШЛ Щ-ШВ    ИИ  
  Е. по зво4  
  е-110    2%А  
  =" Ш    2ЪпА  
  =- 3/>               ; 1и 2(01  
  1-я «И  
  =- 60     150 -^  
    — •
   

Рис. 65. Измерительная линейка

 

Д. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

§ 186. Протяженность во времени является общим ус. юв" е зовапия звуков вообще, а следовательно и гласных.            д

Длительность, как и интенсивность, находится в цскотор висимости от типа гласного (ингерентиая длительность):

обр" '

как правило, длительнее закрытых. Существуют и некоторые гЛ*сНЬ)уёрности, общие для всех гласных.

за14й1. °лерсен установил «количественный закон», по которому «говоря--. гкоряет темп, если он знает, что ему нужно сказать длинный ц1ий ) оа» [23, 175]. Из этой закономерности Йесперсен выводит ряД 3) «Этот закон, — говорит он, — объясняет сделанное уже лрУ^ 'наблюдение, что гласный в односложном слове как датское ^Ыег) более долог, чем гласный и /огй, далее замечание Суита, что Кьтпнг в 'а1'' более долгий, чем днс))тонг в (аНог... и Сиверса, что " йолее долгое в }аЫ, чем в [аН1е, а последнее более долгое, чем «а: » й'' ■   [23, 176). Аналогичная картина наблюдается и в других

языках

в частности в русском.

" пл'я'каждого данного языка средняя длительность гласного в опре-

рнном положении есть величина более или менее постоянная. Это, ^■ словно, справедливо, если не для абсолютной, то для отпоси-

ышй длительности. О ней и пойдет речь впереди, так как только ™з имеет лингвистическое значение.

Длительность обычно находится в зависимости от фонетических условий, точнее, от фонетической позиции. Длительность часто ока-зьшается различной в открытом и закрытом слоге. Она может зави­сеть от характера предыдущего или последующего согласного (смыч­ный или щелевой, глухой или звонкий), от количества следующих за гласным согласных, от места ударения (ударный слог, предударный, послеударный, второй от ударения), а также от количества слогов в слове.

Наконец, существует определенная зависимость длительности гласного от его качества. Это объясняется различной интенсивностью разных гласных и связанной с этим различной слышимостью их. Так, гласный «Ь менее интенсивен, чем «а»; при прочих равных условиях он менее слышим. Поэтому, чтобы не «затеряться» в потоке речи, гласный «I» должен обладать относительно большей длительностью, чем «а». Такая тенденция обнаруживается особенно в том случае, если в среднем гласные очень кратки. Если же абсолютная длитель­ность достаточна для полного выявления любого гласного, то указан-" °есоображение не имеет значения. Так, например, по данным (Цербы, русском языке в первом ударном слоге двусложного слова перед •ухнм смычным согласным длительность гласного «а» равна 162 мс, в~ 125 мс, ш — 120 мс, сы» — 108 мс [14, 137]. о С*ЕЯЗЬ межДУ интенсивностью и длительностью позволяет говорить п°мнпМа^" юй эпеР1" ии, которая представляет собой интенсивность, удО5 *еН|1Ую на длительность. Суммарной энергией может оказаться \& 21 лм1 хаРактеризовать так называемое динамическое ударение

Ноетц п ° возможност|1 установить определенные типы длитель-^пепс ^еДставляется с общефонетической точки зрения сложным.

: ВеР*Долг уличал сверхкраткие, краткие, полудолгие, долгие,

ТгСк. ие \^3, 174]. Однако пока фонетика не располагает данными,

°" |УЛолгц3аТь' например, что краткие не должны превышать 50 мс,

е ~~ 100 мс и т. д. Кроме того, необходимо иметь в виду,

 

 

что важно не то, сколько типов гласных в отношении длптел. имеется в том или ином языке, а сколько таких типов фонемати" 0111" различается. Установить же общее для всех языков максимаЧескч количество типов, которые могли бы различаться, исходя из п' ЬНйе физиологических соображений, также невозможно, потому что п011*0' физиологические возможности носителей данного языка опредеЛяС11Х(> ' фонематическими факторами, наличием или отсутствием в этом ' соответствующих противоположений.

§ 187. С фонематической точки зрения вопрос о длительно гласных должен решаться для каждого языка в отдельности и) большее распространение имеет в языке противоположение степеней длительности; обычно говорят в таких случаях о -и кратких гласных. В редких случаях фонематически исполнил три степени длительности и более (так, например, три степени д/' телыюсти гласных различаются в эстонском языке). Наряду с краткий' и долгими различают тогда сверхкраткие и сверхдолгие. Монголистц предпочитают обозначать краткие термином «нормальные», а свегк краткие — термином «краткие».

Относительно сущности длительности гласных в фонематической литературе существуют различные мнения. В большинстве случат длительность рассматривается как свойство самого гласного. Однако Джоунз рассматривает длительность как нечто стоящее вне гласного как некую фонетическую позицию, в которой находится гласный! Определяя фонему, Джоунз говорит, что это  «семейство звуков в данном языке, которые родственны по характеру и которые отли­чаются тем, что ни один из них не встречается в словах в том же по­ложении, что и какой-нибудь другой. (В том же положении —под­разумевает окружение теми же звуками и в тех же условиях относи­тельно долготы, ударения и интонации)» \240, 1141. Говоря об англий­ских гласных Г\\1 и А/, которые различаются тем, что первый является долгим и по своей качественной характеристике скользящим (начи­нающимся с очень закрытого элемента и заканчивающимся боле? открытым), а второй кратким и открытым, Джоунз предлагает рас­сматривать их как позиционные аллофоны одной фонемы. Приняли длительность за внешнее условие, за неко; фонетическое положен*. он считает качественное различие, существующее между двумя •" -позиционно обусловленным. Закрытость оп рассматривает как с» ствие положения под долготой, открытость — как следствие п" 0-" * ния под краткостью. Такая трактовка длительности гласных и* впоследствии поддержана Р. Якобсоном, Г. Фантом и М. Халле, тавшими длительность просодической характеристикой. Их позй ^ была подвергнута критике на том основании, что длительность^ своему фонологическому существу — это качествен н а я рактеристика гласных. Это можно считать справедливым, 110 н ^ всех случаев. Так, в эстонском языке, как показал Г. Лийв, тр пени долготы отчетливо выявляются не в абсолютных эна1*5 ус**1 а в отношении длительности ударных к безударным. «Как был ^ новлено, — пишет Г. Лийв, — длительность какой-то фонемы $ полняет в фонологической структуре эстонского языка столь

как распределение длительности между отдельными компонен-

ь структуры слова. Иными словами, в эстонском языке фонологи-

противопоставлены не гласные трех долгот, как сегментные

а три надсегментные структуры слова» [102, 26]. " " (Г) 88. Использование длительности в качестве различительного  фонем имеет место во многих языках. Якобсон считал, что жпо только при определенном типе ударения П

чнака фоне м                    ногих языках. Якобсон считал, что

зможпо только при определенном типе ударения. По его мнению, твует обязательный закон, по которому в языках, характеризую- бм диамичм                                    б  ф

ествует обязательный закон, по которому в языках, характеризую-ся свободным динамическим ударением, не может быть фонема-рского различения долгих и кратких гласных. Однако этот «закон» повеРгается РЯД°М язьтков- Так, Трубецкой указывает, что немец-а и английский языки представляют исключение из него. П. Аристэ зал, ЧТо и в эстонском дело обстоит так же 1/56, 44—45]. Не при-а(1Тся сомневаться в том, что круг исключений из этого «закона»! г бы быть значительно расширен, если бы фонематическим изуче-иеМ было охвачено большее число языков.

Наличие в том или ином языке долгих и кратких гласных может иметь разное фонематическое истолкование. Вопрос заключается в том, является ли долгий гласный сочетанием двух фонем (в таком случае долгота нефонематична) или же он должен рассматриваться; ак одна фонема (в таком случае долгота фонематична).

Основным критерием при решении этого вопроса является мор­фологический. Если в данном языке морфологическая гра­ница проходит внутри гласного, то мы, очевидно, будем иметь дело с двумя фонемами. Таково положение вещей, например, в русском языке, где долгие гласные появляются только на стыке морфем и являются результатом стяжения последнего гласного предшествую­щей морфемы и начального гласного последующей морфемы. Долгое 1а: ] в слове 1ш; 6т'г«С] есть результат слияния гласного приставки с начальным гласным корня; долгое [!: ] в слове [141'г. ] лилии — ре­зультат слияния последнего гласного корня с гласным окончания. Ъскольку в пределах одной морфемы в русском языке долгие гласные к встречаются (я оставляю здесь в стороне вопрос о долготе ударен-з гласного, связанный с характером русского ударения), постольку ■ ршепно очевидно, что такие гласные должны рассматриваться как етание двух фонем. Фонетически это обнаруживается в их двух-вершинности.

Обратный случай представляют долгие гласные в таких языках,

|апример, немецкий или якутский, в которых долгие гласные

чаются только в пределах одной морфемы и никогда не появ-

я на стыке морфем. При таком положении, конечно, пет ника-

ювода к фонематическому разложению долгого гласного на две

1|иы. Здесь долгий гласный монофонемен.

" языках, в которых долгие гласные встречаются и на стыке -м, и в пределах одной морфемы, разложимость гласного, хотя бы 15 части слов, влечет за собой его разложимость и во всех осталь-

■ *фи фонематической трактовке долгих гласных полезно ть следующие чисто произносительные моменты. Во-первых,

 

если долгий гласный бнфонемен, то можно ожидать, что длител] его будет принципиально равна длительности сочетания двух |' кратких (см. с. 130). Долгое 1а: ] в слове [па: 'Ьит] наобум * быть близко по длительности сочетанию [аи] в слове 1паи'§а1]' Длительность же монофонемного долгого гласного должна быть длительности сочетания двух кратких. Впрочем, указанный применим только в том случае, если разница между длительное,; " 1 долгих и кратких гласных в данном языке не слишком велика. В такм° же языках, как, например, удэйский, в котором средняя длительнее * кратких в открытом безударном слоге в двусложных словах рав! ь 75 мс, а долгих в этом же фонетическом положении — 300 мс, дл/ тельность сама по себе пи о чем не говорит.

Во-вторых, существенное значение может иметь движение интен-сивности в пределах гласного. Так, по данным П. П. Барашкова в якутском языке долгие гласные внутри корня слова являются одц0! вершинными и представляют одну фонему; на границе же двух слов возникают двухвершинные гласные, представляющие сочетание дв\^ фонем 1. В киргизском языке различаются такие же два типа долгих гласных: двухвершинные и одновершинные а. Первые И. А. Батманов склонен рассматривать как бифонемные, вторые — как монофонем­ные [571. Однако поскольку и те и другие встречаются в пределах одной морфемы, постольку такая интерпретация не вполне убедитель­на. Может быть, следует говорить о двух типах бифонемпых долгих. Во всяком случае одни только фонетические (в узком смысле слова) доводы не могут быть доказательными, Так, например, в удэйском языке двухвершинные гласные, несомненно, являются монофонемными, оставаясь одтюслоговыми.

Фонематическая трактовка долгих гласных может быть связана с трактовкой дифтонгов. Как правильно указывает Трубецкой, тан обстоит дело только в том случае, если долгие гласные и дифтонги функционируют и бытуют в данном языке одинаково. Так, в сло­вацком языке «существует так называемый ритмический закон, со­гласно которому долгий слоговой сокращается непосредственно после долгого слога» [29, 1701. Поскольку это относится не только к долгим монофтонгам, но и к тем дифтонгам, которые представляют собой со­четание двух фонем, постольку и долгие должны рассматриваться как бифонемпое сочетание.

Как две фонемы можно рассматривать долгие гласные и в те языках со связанным ударением, в которых они расцениваются к равные двум кратким. В латинском языке, например, ударение мог стоять на третьем от конца слоге, если предпоследний был кратК■ ' или на втором от конца, если он был долгим. Это означает, что с то зрения ударения долгий был равен в латинском двум кратким №' морным). Однако это соображение само по себе не является Д°

1 П. П. Барашков называет последние «стыковыми» гласными и ГВЯ монофонемних [36]. Н. Д. Дьячковский не находит такого различия ком случаи момофонемная трактовка остается необоснованной.

2 Т. К- Ахмаюв такого различия не нашел [35].

 ио I1*"

«дьным. Если оно не подкрепляется фактами морфологическими II разложимость двухморного долгого гласного не будет обязательной' Йтмическое правило, подобное тому, какое было в латинском языке ^ожет основываться на разнице в абсолютной длительности долгих 5 кратких гласных. Вообще одномерность и двухморность, связанная; учением о слоге, сама по себе не может быть критерием фонемати­ческой неделимости или делимости долгого гласного *°" ема™ При фонематической интерпретации долгого гласного следует учи-|0ать и движение тона в его пределах, если оно имеет фонематическое _.. ~., „е. При этом существенно то обстоятельство, встречается ли м языке аналогичное лпижитп -..,.,... ., ____ _. '             '

в данном языке аналогичное движение топа, кроме долгих гласных в бпфопемных дифтонгах п в сочетаниях гласного с сонантом' 1йО. Измерение длительна-™ 1-™=™,,, „-. ---------.

,

, в бнфонн  дфтонгах и р сочетаниях гласного с сонантом. 190. Измерение длительности гласных относится к простым -периментально-фонетическнм задачам; оно производится точно же, как и измерение длительности согласных. Здесь следует 1азать лишь на необходимость различать артикуляторную и сонор-длительность гласного. Если взять, например, сочетание глухого смычного согласного с гласным («1а», «ра» и т. п. ), то артику­ляция гласного начинается ужо з момент взрыва, тогда как начало о звучания совпадает с началом звучания голоса. Соответственно ка кнмографической записи начало гласного определяется по-разному: ибо началом взрыва, либо началом голосовых вибраций. На осцилло-рамме — началом взрыва или началом периодических колебаний. Измерял длительность гласного, мы в первом случае получим арти­куляторную длительность, но втором — сонорную. Необходимо лишь для получения однозначных результатов исходить в каждом иссле­довании из одного: либо из артикуллторной, либо из сонорной дли­тельности. Разумеется, о языках, в которых смычные являются при­дыхательными, можно измерять только сонорную длительность глас­ных,

Е. АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ

91. Общим условием образования гласных является, наконец,

определенного положения произносительных органов в над-

ых полостях, так как различие между гласными зависит,

'видели, от настройки этих полостей. В связи с этим возникает

и в фонетике вопрос о том, существует ли обязательная связь

ч ДэнноЙ артикуляцией и акустическим эффектом, ею вызывае-

с- 85). Другими словами: имеет ли одинаковая артикуляция,

«мая разными индивидуумами, одинаковый результат;

о ли артикулируется такой-то гласный данного языка всеми

его. Вопрос ътл редко ставится по отношению к соглас-

зльку они характеризуются точно локализуемым шумооб-

фокусом. Гласные же отличаются отсутствием локализуе-

1 образования, поэтому и вопрос этот по отношению к ним

г обязательной связи между данной артикуляцией и дан-■ ем подчеркивалось рядом авторов. Некоторые считали

 

это обязательным законом. Так, Пиппинг писал: «Одна и та же куляция у различных индивидуумов, органы речи которых не дают, не образует одного итого же звука... Единообразие звука в лах одной группы индивидуумов, как правило, — и прежде всего'4*" где имеется различие по полу и возрасту, — может быть достип^'1 только благодаря вариациям в форме артикуляции» 1272, 4 и 6], по­чины различия звуков речи, порождаемых одинаковой артикуляций Пиппинг, как и некоторые другие исследователи, видит в том ■ у разных индивидуумов органы речи различаются, причем ] ' существенно различие в размерах. У того же Пиппинга мы «Также у так называемых нормальных индивидуумов нет точного шГ образия в строении органов речи. Такие отклонения в форме тверл^ частей наших органов речи обусловливают, конечно, модификаи-'-! в форме артикуляции мягких частей, если разные индивидуумы хотя-воспроизводить по возможности идентичные звуки. Я думаю во вор ком случае, что эти отклонения от типичного строения органов реч являются важнейшей причиной изменчивости форм артикуляции Несравненно глубже действует, вероятно, различие абсолютных р& меров надставной трубы» [там же[.

Разумеется, для получения тона определенной частоты настрой^ надгортанных полостей, а следовательно, их объем должен быть строго соответствующей величины. Тем не менее рассуждения Лиг пинга неверны, так как он исходит из устаревшего, неправильное понимания природы формант гласных и не учитывает, что надгортж ные полости обладают слабой селективностью. Поскольку формам представляет собой не одну частоту, а полосу частот, постольку ж статочпо иметь хотя бы приблизительно одинаковый объем налгор таншлх полостей, чтобы при слабой селективности ее получить необ­ходимую форманту. Следовательно, одинаковая артикуляция вонь не исключает возможности образования одинаковых гласных. Эг; тем более справедливо, что разница в размерах надгортанных поле стей и отдельных органов произношения у различных индивиду! * невелика, и поэтому достаточно лишь незначительно варьиров№ артикуляцию, чтобы нивелировать эту разницу и получить в лйт|11'11 очень близкие по размерам резонаторы.

Кроме того, фонологически «одинаковость» означает только тивопоставлешгость (см. § 36). Поэтому различное положение форм31; в произношении мужчин, женщин и детей нисколько не нарУ" *1 тождества произносимых ими гласных и не препятствует их воспр" тию.                                                                                                    „..

§ 192, Фонетики, настаивающие на независимости характера г-^ ного от артикуляции, основываются еще и на том, что люди с о№ нениями в анатомическом устройстве органов произношения оК -ваются способными произносить   определенные гласные. г сообщает о следующем наблюдении: «Что произносимые гласные обнаруживают в способе их образования очень бол— ^. клонения (если мы учтем патологические случаи), согласится кз ^ Я имел случай изучать речь одной говорящей по-фински > ке" ^ у которой язык был полностью удален, и оказалось, что она

тис умела произносить гласные— а, о а у, хотя она, конечно, *°Р, у„< > в состоянии выполнять предписанных для этих гласных ||е ^ений языка» \272, 4].

Удобные случаи говорят о том, что одинаковые гласные могут произнесены при различной артикуляции. Теоретически такая

^Т(о)кпссть доказана в современной акустике речи [304, 851. Это во3»иис, именуемое иногда полиморфизмом, не исключает того, что при явЛ - равных условиях один и тот же гласный артикулируется раз-иидивидуумами одинаково и что в индивидуальном произио-

'

„мы            уу       д                           дидуальном произно

и изменение артикуляции влечет за собой изменение в характере «ого- Во псяком елччае большое количество экспериментально-неТ][веского материала в виде палатограмм и рентгенограмм, нако-^егося за последние десятилетня, свидетельствует о том, что це данного языка произносятся при принципиально одинаковой Еянии. При этом, разумеется, вполне возможны и индивиду­альные особенности.

фонематической точки зрения наличие колебаний в произноше-и (как с артикуляторной. так и с акустической стороны) не представ­ляет чего-то загадочного. Мы имеем дело с фонематически несущест­венными особенностями в индивидуальном произношении, которые, цучи очень резкими, остаются незамеченными. Если же они де­лаются заметными, то воспринимаются как отклонение от нормы. Нет ничего удивительною л том, что акустически не одинаковые звуки 1Я10тся аллофонами одной фонемы и потому воспринимаются но-: нтелями данною я-шка как одинаковые. Именно в этом аспекте и следует понимать Пипипига, когда он говорит, что женщина с удален­ным языком умела произносить некоторые гласные.

Все эти соображения позволяют сделать вывод, что рассмотрение гласных с точки зрения их артикуляции отнюдь не лишено теорети-ческого, а тем более практического интереса.

93. Вопрос о роли отдельных частей произносительного аппа­рата в образовании гласных остается пока не выясненным до конца. > вые связки играют, с одной стороны, первостепенную роль, польку они являются источником музыкального тона, иными сло-— голоса, т. е. того материала, из которого в большинстве и строится ткань гласных. С другой стороны, роль голосо-вязок оказывается второстепенной, поскольку для различения. Для образования их индивидуальных особенностей, формант, №М является участие других органов речи. < де всего необходимо отмстить, что для характеристики глас-(Щественпо разлитое напряжение всех органов речи; в этом, отмечалось, и заключается отличие гласных от согласных. Мько, о какой мере это относится к подсвязочной полости, ■ едияя играет существенную роль в образовании тембра " ггается вполне возможным, но тембр голоса не имеет ни-чения для различения гласных. Что касается надгортанных 0 они обязательно участвуют в какой-то степени в обра-'Сякого гласного. Исключение составляют разве только 1 и

1

 р  другие внутренние полости, которые имеют слишком

 

 

узкие проходы, чтобы возникающие в них колебания могли ваться наружному воздуху. Из всех надгортанных полостей шую роль в образовании формант гласного играет полость рта, как в ней находится самый подвижный орган — язык, сложные'дЕЭК жения которого позволяют придавать ротовой части Рез°иатор1|о> системы всевозможные формы и объем.

Ничем не отделенная от полости рта полость глотки с ней единый основной резонатор. Глотка не всегда играет          ,

роль; наличие в ней сужающих ее мускулов, корня языка, а также надгортанника, движения которого, правда, связаны с Движениями языка, делает возможным изменение формы и объема этой полости а следовательно, и акустических свойств резонаторной систем^ в целом.

Полость носа играет несколько иную роль по двум причинам' во-первых, в ней нет никаких подвижных органов, поэтому она явля­ется постоянным по своим акустическим свойствам резонатором-во-вторых, она может включаться и отключаться во время фонации' Поэтому она является дополнительным резонатором. Если струя воздуха, несущая в себе звуковые колебания, выходя из гортани не может миновать глотки и рта (даже выходя через нос при закрытом рте, струя воздуха проходит через глотку и мимо полости рта), то через полость носа при поднятии нёбной занавески она не проходит. Следует, правда, отметить, что даже в этом случае полость носа не вполне выключается из акта фонации, так как голосовые колебания, передаваемые через твердые части произносительного аппарата, воз­буждают колебания в заключенном в полости носа воздухе; однако эти колебания недостаточно сильны для того, чтобы придать звуку специфическую носовую окраску.

Ж. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИИ

§ 194. Вопрос об основной и дополнительной артикуляции прй образовании гласных существенно отличается от аналогичного вопроса в отношении согласных. Поскольку гласные различаются только формантной структурой, обусловленной соотношением объемов о дельных частей надгортанных полостей, постольку совершенно оче видно, что положение органов в любой части произносительного аппарата имеет существенное значение для определения типа гла ного. Вместе с тем из опыта известно, что если произносить како нибудь гласный при поднятой нёбной занавеске, а затем, со положение всех остальных органов, опустить ее, то получаю при этом гласный воспринимается как оттенок первого. Напро ^ вытягивание губ вперед дает резко отличающийся звук, который узнается как сходный со звуком, произнесенным без У %& Основываясь на подобных наблюдениях, можно условно отн работу голосовых связок, языка и губ при образовании гла к основной, а работу нёбной занавески и фарипкеа полнительной артикуляции.

Назализация, осуществляемая опусканием нёбной занавески, оинаД-1еЖ11Т к °чснь распространенному виду дополнительной арти-Еяции- Степень опускания нёбной занавески может быть различ-благодаря чему получаются более назализованные или менее -эализованные гласные. Однако число четко различимых на слух, адаиий очет1Ь невелико, и использование их в фонематических противоположениях маловероятно. Вопрос об акустической харак­теристике назализации остается до сих пор не вполне решенным; имеются данные о существовании «носовой» форманты с частотой 250 Гц 'дробнее об этом см. [13, 147]).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...