звУ1 нивг 1 страница
а) д) Рис. 64. График движения тона: а — в линейном масштабе: б — в логарифмическом масштабе Вия тона определяется не тем, насколько частота данного Шьше частоты другого тона, а отношением одной частоты Гак, если увеличить частоту колебаний со 120 до 240 Гц, 'лучим повышение топа на октаву (см. с. 100); если же увели-и-у колебаний с 240 до 360 Гц (т. е. на те же 120 Гц), то мы оиышение тона всего лишь на половину октавы. Поэтому нвании графика лучше пользоваться не линейным масшта-4> ифмическим (рис. 64). Для этого па миллиметровой сетке т логарифмы соответствующих частот. Взятые выше для ]нпые получат следующее выражение: логарифм для 120 и" стью до 0, 0! ) - 2, 08, логарифм для 240 - 2, 38, ло-=- 2, 56, Начерченные в этом масштабе (I мм — 0, 01)
графики дают правильное представление о движении тона. На Ри дано сопоставление обоих масштабов, если принять за нуль 12п'^ Указанный метод вычисления движении тона не сложен, ц0 *" Ч-бует большой затраты времени. Для облегчения труда и дКо ''Ре-времени можно пользоваться и механическими способами, позвол*11" 1 щими сразу же без вычислений начертить схему движения тонИ|°" Одним из таких приборов является линейка М. В. ГордИц0л' М. Г. Кравченко (рис. 65), очень удобная для анализа кривых, за " санных на кимографе или осциллографе \91\. Чтобы пользоед-, 1" 1' этой линейкой, необходимо иметь шкалу частот для той скорой' движения киноленты или фотобумаги, которая была при ськ1" осциллограммы. Вычисляют такую шкалу следующим образом: цп/2 положим, что запись произведена наскоро™" 400 мм/с. Тогда, если на отрезке в ю ^ помещаются 2 периода, то на отрезу в 400 мм, т. е. в секунду, их поместится —1^- = 80; если 2, 5 периода, то в секунду их
40П ■ 2. 5, л/1 „ поместится ——г^—=100; если 3 периода, то —гт^- = 120 и т. д. Иными словами, 2 перио да в 10 мм соответствуют высоте тона в 80 Гц, 2, 5 периода — 100 Гц, 3 периода — 120 Гц и т. д. Работа с линейкой производится в следующем порядке. Линейка накладывается на кривую так, чтобы она передвигалась строго по нулевой линии и чтобы вертикальные риски, имеющиеся на нижней (широкой) части линейки пересекали измеряемую кривую гласного. Выше кривой помещают бумагу с миллиметровой сеткой. Затем подсчитывают, сколько периодов видно жш) двумя рисками линейки. Предположим, что их 2, 5. По вычисленном нами шкале это соответствует 100 Гц. Находим эту цифру на УзК0Н части линейки и ставим против нее точку на миллиметровой Ф'маг*" Затем передвигаем линейку на 10 мм. Снова определяем, сколь колебаний видно между двумя рисками; находим по шкале сое вующее число герц и против этой цифры, имеющейся и на ставим на миллиметровой бумаге следующую точку и т. Д-тате мы получаем готовый график в логарифмическом мае
Рис. 65. Измерительная линейка
Д. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ § 186. Протяженность во времени является общим ус. юв" е зовапия звуков вообще, а следовательно и гласных. д Длительность, как и интенсивность, находится в цскотор висимости от типа гласного (ингерентиая длительность): обр" ' как правило, длительнее закрытых. Существуют и некоторые гЛ*сНЬ)уёрности, общие для всех гласных. за14й1. °лерсен установил «количественный закон», по которому «говоря--. гкоряет темп, если он знает, что ему нужно сказать длинный ц1ий ) оа» [23, 175]. Из этой закономерности Йесперсен выводит ряД 3) «Этот закон, — говорит он, — объясняет сделанное уже лрУ^ 'наблюдение, что гласный в односложном слове как датское ^Ыег) более долог, чем гласный и /огй, далее замечание Суита, что Кьтпнг в 'а1'' более долгий, чем днс))тонг в (аНог... и Сиверса, что " йолее долгое в }аЫ, чем в [аН1е, а последнее более долгое, чем «а: » й'' ■ [23, 176). Аналогичная картина наблюдается и в других
языках в частности в русском. " пл'я'каждого данного языка средняя длительность гласного в опре- рнном положении есть величина более или менее постоянная. Это, ^■ словно, справедливо, если не для абсолютной, то для отпоси- ышй длительности. О ней и пойдет речь впереди, так как только ™з имеет лингвистическое значение. Длительность обычно находится в зависимости от фонетических условий, точнее, от фонетической позиции. Длительность часто ока-зьшается различной в открытом и закрытом слоге. Она может зависеть от характера предыдущего или последующего согласного (смычный или щелевой, глухой или звонкий), от количества следующих за гласным согласных, от места ударения (ударный слог, предударный, послеударный, второй от ударения), а также от количества слогов в слове. Наконец, существует определенная зависимость длительности гласного от его качества. Это объясняется различной интенсивностью разных гласных и связанной с этим различной слышимостью их. Так, гласный «Ь менее интенсивен, чем «а»; при прочих равных условиях он менее слышим. Поэтому, чтобы не «затеряться» в потоке речи, гласный «I» должен обладать относительно большей длительностью, чем «а». Такая тенденция обнаруживается особенно в том случае, если в среднем гласные очень кратки. Если же абсолютная длительность достаточна для полного выявления любого гласного, то указан-" °есоображение не имеет значения. Так, например, по данным (Цербы, русском языке в первом ударном слоге двусложного слова перед •ухнм смычным согласным длительность гласного «а» равна 162 мс, в~ 125 мс, ш — 120 мс, сы» — 108 мс [14, 137]. о С*ЕЯЗЬ межДУ интенсивностью и длительностью позволяет говорить п°мнпМа^" юй эпеР1" ии, которая представляет собой интенсивность, удО5 *еН|1Ую на длительность. Суммарной энергией может оказаться \& 21 лм1 хаРактеризовать так называемое динамическое ударение
Ноетц п ° возможност|1 установить определенные типы длитель-^пепс ^еДставляется с общефонетической точки зрения сложным. : ВеР*Долг уличал сверхкраткие, краткие, полудолгие, долгие, Тг*ы Ск. ие \^3, 174]. Однако пока фонетика не располагает данными, °" |УЛолгц3аТь' например, что краткие не должны превышать 50 мс, е ~~ 100 мс и т. д. Кроме того, необходимо иметь в виду,
что важно не то, сколько типов гласных в отношении длптел. имеется в том или ином языке, а сколько таких типов фонемати" 0111" различается. Установить же общее для всех языков максимаЧескч количество типов, которые могли бы различаться, исходя из п' ЬНйе физиологических соображений, также невозможно, потому что п011*0' физиологические возможности носителей данного языка опредеЛяС11Х(> ' фонематическими факторами, наличием или отсутствием в этом ' соответствующих противоположений. § 187. С фонематической точки зрения вопрос о длительно гласных должен решаться для каждого языка в отдельности и) большее распространение имеет в языке противоположение степеней длительности; обычно говорят в таких случаях о -и кратких гласных. В редких случаях фонематически исполнил три степени длительности и более (так, например, три степени д/' телыюсти гласных различаются в эстонском языке). Наряду с краткий' и долгими различают тогда сверхкраткие и сверхдолгие. Монголистц предпочитают обозначать краткие термином «нормальные», а свегк краткие — термином «краткие». Относительно сущности длительности гласных в фонематической литературе существуют различные мнения. В большинстве случат длительность рассматривается как свойство самого гласного. Однако Джоунз рассматривает длительность как нечто стоящее вне гласного как некую фонетическую позицию, в которой находится гласный! Определяя фонему, Джоунз говорит, что это «семейство звуков в данном языке, которые родственны по характеру и которые отличаются тем, что ни один из них не встречается в словах в том же положении, что и какой-нибудь другой. (В том же положении —подразумевает окружение теми же звуками и в тех же условиях относительно долготы, ударения и интонации)» \240, 1141. Говоря об английских гласных Г\\1 и А/, которые различаются тем, что первый является долгим и по своей качественной характеристике скользящим (начинающимся с очень закрытого элемента и заканчивающимся боле? открытым), а второй кратким и открытым, Джоунз предлагает рассматривать их как позиционные аллофоны одной фонемы. Приняли длительность за внешнее условие, за неко; фонетическое положен*. он считает качественное различие, существующее между двумя •" -позиционно обусловленным. Закрытость оп рассматривает как с» ствие положения под долготой, открытость — как следствие п" 0-" * ния под краткостью. Такая трактовка длительности гласных и* впоследствии поддержана Р. Якобсоном, Г. Фантом и М. Халле, тавшими длительность просодической характеристикой. Их позй ^ была подвергнута критике на том основании, что длительность^ своему фонологическому существу — это качествен н а я рактеристика гласных. Это можно считать справедливым, 110 н ^ всех случаев. Так, в эстонском языке, как показал Г. Лийв, тр пени долготы отчетливо выявляются не в абсолютных эна1*5 ус**1 а в отношении длительности ударных к безударным. «Как был ^ новлено, — пишет Г. Лийв, — длительность какой-то фонемы $ полняет в фонологической структуре эстонского языка столь
как распределение длительности между отдельными компонен- ь структуры слова. Иными словами, в эстонском языке фонологи- противопоставлены не гласные трех долгот, как сегментные а три надсегментные структуры слова» [102, 26]. " " (Г) 88. Использование длительности в качестве различительного фонем имеет место во многих языках. Якобсон считал, что жпо только при определенном типе ударения П чнака фоне м ногих языках. Якобсон считал, что зможпо только при определенном типе ударения. По его мнению, твует обязательный закон, по которому в языках, характеризую- бм диамичм б ф ествует обязательный закон, по которому в языках, характеризую-ся свободным динамическим ударением, не может быть фонема-рского различения долгих и кратких гласных. Однако этот «закон» повеРгается РЯД°М язьтков- Так, Трубецкой указывает, что немец-а и английский языки представляют исключение из него. П. Аристэ зал, ЧТо и в эстонском дело обстоит так же 1/56, 44—45]. Не при-а(1Тся сомневаться в том, что круг исключений из этого «закона»! г бы быть значительно расширен, если бы фонематическим изуче-иеМ было охвачено большее число языков.
Наличие в том или ином языке долгих и кратких гласных может иметь разное фонематическое истолкование. Вопрос заключается в том, является ли долгий гласный сочетанием двух фонем (в таком случае долгота нефонематична) или же он должен рассматриваться; ак одна фонема (в таком случае долгота фонематична). Основным критерием при решении этого вопроса является морфологический. Если в данном языке морфологическая граница проходит внутри гласного, то мы, очевидно, будем иметь дело с двумя фонемами. Таково положение вещей, например, в русском языке, где долгие гласные появляются только на стыке морфем и являются результатом стяжения последнего гласного предшествующей морфемы и начального гласного последующей морфемы. Долгое 1а: ] в слове 1ш; 6т'г«С] есть результат слияния гласного приставки с начальным гласным корня; долгое [!: ] в слове [141'г. ] лилии — результат слияния последнего гласного корня с гласным окончания. Ъскольку в пределах одной морфемы в русском языке долгие гласные к встречаются (я оставляю здесь в стороне вопрос о долготе ударен-з гласного, связанный с характером русского ударения), постольку ■ ршепно очевидно, что такие гласные должны рассматриваться как етание двух фонем. Фонетически это обнаруживается в их двух-вершинности. Обратный случай представляют долгие гласные в таких языках, |апример, немецкий или якутский, в которых долгие гласные чаются только в пределах одной морфемы и никогда не появ- я на стыке морфем. При таком положении, конечно, пет ника- ювода к фонематическому разложению долгого гласного на две 1|иы. Здесь долгий гласный монофонемен. " языках, в которых долгие гласные встречаются и на стыке -м, и в пределах одной морфемы, разложимость гласного, хотя бы 15 части слов, влечет за собой его разложимость и во всех осталь- ■ *фи фонематической трактовке долгих гласных полезно ть следующие чисто произносительные моменты. Во-первых,
если долгий гласный бнфонемен, то можно ожидать, что длител] его будет принципиально равна длительности сочетания двух |' кратких (см. с. 130). Долгое 1а: ] в слове [па: 'Ьит] наобум * быть близко по длительности сочетанию [аи] в слове 1паи'§а1]' Длительность же монофонемного долгого гласного должна быть длительности сочетания двух кратких. Впрочем, указанный применим только в том случае, если разница между длительное,; " 1 долгих и кратких гласных в данном языке не слишком велика. В такм° же языках, как, например, удэйский, в котором средняя длительнее * кратких в открытом безударном слоге в двусложных словах рав! ь 75 мс, а долгих в этом же фонетическом положении — 300 мс, дл/ тельность сама по себе пи о чем не говорит. Во-вторых, существенное значение может иметь движение интен-сивности в пределах гласного. Так, по данным П. П. Барашкова в якутском языке долгие гласные внутри корня слова являются одц0! вершинными и представляют одну фонему; на границе же двух слов возникают двухвершинные гласные, представляющие сочетание дв\^ фонем 1. В киргизском языке различаются такие же два типа долгих гласных: двухвершинные и одновершинные а. Первые И. А. Батманов склонен рассматривать как бифонемные, вторые — как монофонемные [571. Однако поскольку и те и другие встречаются в пределах одной морфемы, постольку такая интерпретация не вполне убедительна. Может быть, следует говорить о двух типах бифонемпых долгих. Во всяком случае одни только фонетические (в узком смысле слова) доводы не могут быть доказательными, Так, например, в удэйском языке двухвершинные гласные, несомненно, являются монофонемными, оставаясь одтюслоговыми. Фонематическая трактовка долгих гласных может быть связана с трактовкой дифтонгов. Как правильно указывает Трубецкой, тан обстоит дело только в том случае, если долгие гласные и дифтонги функционируют и бытуют в данном языке одинаково. Так, в словацком языке «существует так называемый ритмический закон, согласно которому долгий слоговой сокращается непосредственно после долгого слога» [29, 1701. Поскольку это относится не только к долгим монофтонгам, но и к тем дифтонгам, которые представляют собой сочетание двух фонем, постольку и долгие должны рассматриваться как бифонемпое сочетание. Как две фонемы можно рассматривать долгие гласные и в те языках со связанным ударением, в которых они расцениваются к равные двум кратким. В латинском языке, например, ударение мог стоять на третьем от конца слоге, если предпоследний был кратК■ ' или на втором от конца, если он был долгим. Это означает, что с то зрения ударения долгий был равен в латинском двум кратким №' морным). Однако это соображение само по себе не является Д° 1 П. П. Барашков называет последние «стыковыми» гласными и ГВЯ монофонемних [36]. Н. Д. Дьячковский не находит такого различия ком случаи момофонемная трактовка остается необоснованной. 2 Т. К- Ахмаюв такого различия не нашел [35]. ио I1*" «дьным. Если оно не подкрепляется фактами морфологическими II разложимость двухморного долгого гласного не будет обязательной' Йтмическое правило, подобное тому, какое было в латинском языке ^ожет основываться на разнице в абсолютной длительности долгих 5 кратких гласных. Вообще одномерность и двухморность, связанная; учением о слоге, сама по себе не может быть критерием фонематической неделимости или делимости долгого гласного *°" ема™ При фонематической интерпретации долгого гласного следует учи-|0ать и движение тона в его пределах, если оно имеет фонематическое _.. ~., „е. При этом существенно то обстоятельство, встречается ли м языке аналогичное лпижитп -..,.,... ., ____ _. ' ' в данном языке аналогичное движение топа, кроме долгих гласных в бпфопемных дифтонгах п в сочетаниях гласного с сонантом' 1йО. Измерение длительна-™ 1-™=™,,, „-. ---------. , , в бнфонн дфтонгах и р сочетаниях гласного с сонантом. 190. Измерение длительности гласных относится к простым -периментально-фонетическнм задачам; оно производится точно же, как и измерение длительности согласных. Здесь следует 1азать лишь на необходимость различать артикуляторную и сонор-длительность гласного. Если взять, например, сочетание глухого смычного согласного с гласным («1а», «ра» и т. п. ), то артикуляция гласного начинается ужо з момент взрыва, тогда как начало о звучания совпадает с началом звучания голоса. Соответственно ка кнмографической записи начало гласного определяется по-разному: ибо началом взрыва, либо началом голосовых вибраций. На осцилло-рамме — началом взрыва или началом периодических колебаний. Измерял длительность гласного, мы в первом случае получим артикуляторную длительность, но втором — сонорную. Необходимо лишь для получения однозначных результатов исходить в каждом исследовании из одного: либо из артикуллторной, либо из сонорной длительности. Разумеется, о языках, в которых смычные являются придыхательными, можно измерять только сонорную длительность гласных, Е. АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ 91. Общим условием образования гласных является, наконец, определенного положения произносительных органов в над- ых полостях, так как различие между гласными зависит, 'видели, от настройки этих полостей. В связи с этим возникает и в фонетике вопрос о том, существует ли обязательная связь ч ДэнноЙ артикуляцией и акустическим эффектом, ею вызывае- с- 85). Другими словами: имеет ли одинаковая артикуляция, «мая разными индивидуумами, одинаковый результат; о ли артикулируется такой-то гласный данного языка всеми его. Вопрос ътл редко ставится по отношению к соглас- зльку они характеризуются точно локализуемым шумооб- фокусом. Гласные же отличаются отсутствием локализуе- 1 образования, поэтому и вопрос этот по отношению к ним г обязательной связи между данной артикуляцией и дан-■ ем подчеркивалось рядом авторов. Некоторые считали
это обязательным законом. Так, Пиппинг писал: «Одна и та же куляция у различных индивидуумов, органы речи которых не дают, не образует одного итого же звука... Единообразие звука в лах одной группы индивидуумов, как правило, — и прежде всего'4*" где имеется различие по полу и возрасту, — может быть достип^'1 только благодаря вариациям в форме артикуляции» 1272, 4 и 6], почины различия звуков речи, порождаемых одинаковой артикуляций Пиппинг, как и некоторые другие исследователи, видит в том ■ у разных индивидуумов органы речи различаются, причем ] ' существенно различие в размерах. У того же Пиппинга мы «Также у так называемых нормальных индивидуумов нет точного шГ образия в строении органов речи. Такие отклонения в форме тверл^ частей наших органов речи обусловливают, конечно, модификаи-'-! в форме артикуляции мягких частей, если разные индивидуумы хотя-воспроизводить по возможности идентичные звуки. Я думаю во вор ком случае, что эти отклонения от типичного строения органов реч являются важнейшей причиной изменчивости форм артикуляции Несравненно глубже действует, вероятно, различие абсолютных р& меров надставной трубы» [там же[. Разумеется, для получения тона определенной частоты настрой^ надгортанных полостей, а следовательно, их объем должен быть строго соответствующей величины. Тем не менее рассуждения Лиг пинга неверны, так как он исходит из устаревшего, неправильное понимания природы формант гласных и не учитывает, что надгортж ные полости обладают слабой селективностью. Поскольку формам представляет собой не одну частоту, а полосу частот, постольку ж статочпо иметь хотя бы приблизительно одинаковый объем налгор таншлх полостей, чтобы при слабой селективности ее получить необходимую форманту. Следовательно, одинаковая артикуляция вонь не исключает возможности образования одинаковых гласных. Эг; тем более справедливо, что разница в размерах надгортанных поле стей и отдельных органов произношения у различных индивиду! * невелика, и поэтому достаточно лишь незначительно варьиров№ артикуляцию, чтобы нивелировать эту разницу и получить в лйт|11'11 очень близкие по размерам резонаторы. Кроме того, фонологически «одинаковость» означает только тивопоставлешгость (см. § 36). Поэтому различное положение форм31; в произношении мужчин, женщин и детей нисколько не нарУ" *1 тождества произносимых ими гласных и не препятствует их воспр" тию. „.. § 192, Фонетики, настаивающие на независимости характера г-^ ного от артикуляции, основываются еще и на том, что люди с о№ нениями в анатомическом устройстве органов произношения оК -ваются способными произносить определенные гласные. г сообщает о следующем наблюдении: «Что произносимые гласные обнаруживают в способе их образования очень бол— ^. клонения (если мы учтем патологические случаи), согласится кз ^ Я имел случай изучать речь одной говорящей по-фински > ке" ^ у которой язык был полностью удален, и оказалось, что она тис умела произносить гласные— а, о а у, хотя она, конечно, *°Р, у„< > в состоянии выполнять предписанных для этих гласных ||е ^ений языка» \272, 4]. Удобные случаи говорят о том, что одинаковые гласные могут произнесены при различной артикуляции. Теоретически такая ^Т(о)кпссть доказана в современной акустике речи [304, 851. Это во3»иис, именуемое иногда полиморфизмом, не исключает того, что при явЛ - равных условиях один и тот же гласный артикулируется раз-иидивидуумами одинаково и что в индивидуальном произио- ' „мы уу д дидуальном произно и изменение артикуляции влечет за собой изменение в характере «ого- Во псяком елччае большое количество экспериментально-неТ][веского материала в виде палатограмм и рентгенограмм, нако-^егося за последние десятилетня, свидетельствует о том, что це данного языка произносятся при принципиально одинаковой Еянии. При этом, разумеется, вполне возможны и индивидуальные особенности. фонематической точки зрения наличие колебаний в произноше-и (как с артикуляторной. так и с акустической стороны) не представляет чего-то загадочного. Мы имеем дело с фонематически несущественными особенностями в индивидуальном произношении, которые, цучи очень резкими, остаются незамеченными. Если же они делаются заметными, то воспринимаются как отклонение от нормы. Нет ничего удивительною л том, что акустически не одинаковые звуки 1Я10тся аллофонами одной фонемы и потому воспринимаются но-: нтелями данною я-шка как одинаковые. Именно в этом аспекте и следует понимать Пипипига, когда он говорит, что женщина с удаленным языком умела произносить некоторые гласные. Все эти соображения позволяют сделать вывод, что рассмотрение гласных с точки зрения их артикуляции отнюдь не лишено теорети-ческого, а тем более практического интереса. 93. Вопрос о роли отдельных частей произносительного аппарата в образовании гласных остается пока не выясненным до конца. > вые связки играют, с одной стороны, первостепенную роль, польку они являются источником музыкального тона, иными сло-— голоса, т. е. того материала, из которого в большинстве и строится ткань гласных. С другой стороны, роль голосо-вязок оказывается второстепенной, поскольку для различения. Для образования их индивидуальных особенностей, формант, №М является участие других органов речи. < де всего необходимо отмстить, что для характеристики глас-(Щественпо разлитое напряжение всех органов речи; в этом, отмечалось, и заключается отличие гласных от согласных. Мько, о какой мере это относится к подсвязочной полости, ■ едияя играет существенную роль в образовании тембра " ггается вполне возможным, но тембр голоса не имеет ни-чения для различения гласных. Что касается надгортанных 0 они обязательно участвуют в какой-то степени в обра-'Сякого гласного. Исключение составляют разве только 1 и 1 р другие внутренние полости, которые имеют слишком
узкие проходы, чтобы возникающие в них колебания могли ваться наружному воздуху. Из всех надгортанных полостей шую роль в образовании формант гласного играет полость рта, как в ней находится самый подвижный орган — язык, сложные'дЕЭК жения которого позволяют придавать ротовой части Рез°иатор1|о> системы всевозможные формы и объем. Ничем не отделенная от полости рта полость глотки с ней единый основной резонатор. Глотка не всегда играет , роль; наличие в ней сужающих ее мускулов, корня языка, а также надгортанника, движения которого, правда, связаны с Движениями языка, делает возможным изменение формы и объема этой полости а следовательно, и акустических свойств резонаторной систем^ в целом. Полость носа играет несколько иную роль по двум причинам' во-первых, в ней нет никаких подвижных органов, поэтому она является постоянным по своим акустическим свойствам резонатором-во-вторых, она может включаться и отключаться во время фонации' Поэтому она является дополнительным резонатором. Если струя воздуха, несущая в себе звуковые колебания, выходя из гортани не может миновать глотки и рта (даже выходя через нос при закрытом рте, струя воздуха проходит через глотку и мимо полости рта), то через полость носа при поднятии нёбной занавески она не проходит. Следует, правда, отметить, что даже в этом случае полость носа не вполне выключается из акта фонации, так как голосовые колебания, передаваемые через твердые части произносительного аппарата, возбуждают колебания в заключенном в полости носа воздухе; однако эти колебания недостаточно сильны для того, чтобы придать звуку специфическую носовую окраску. Ж. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИИ § 194. Вопрос об основной и дополнительной артикуляции прй образовании гласных существенно отличается от аналогичного вопроса в отношении согласных. Поскольку гласные различаются только формантной структурой, обусловленной соотношением объемов о дельных частей надгортанных полостей, постольку совершенно оче видно, что положение органов в любой части произносительного аппарата имеет существенное значение для определения типа гла ного. Вместе с тем из опыта известно, что если произносить како нибудь гласный при поднятой нёбной занавеске, а затем, со положение всех остальных органов, опустить ее, то получаю при этом гласный воспринимается как оттенок первого. Напро ^ вытягивание губ вперед дает резко отличающийся звук, который узнается как сходный со звуком, произнесенным без 0ГУ %& Основываясь на подобных наблюдениях, можно условно отн работу голосовых связок, языка и губ при образовании гла к основной, а работу нёбной занавески и фарипкеа полнительной артикуляции. Назализация, осуществляемая опусканием нёбной занавески, оинаД-1еЖ11Т к °чснь распространенному виду дополнительной арти-Еяции- Степень опускания нёбной занавески может быть различ-благодаря чему получаются более назализованные или менее -эализованные гласные. Однако число четко различимых на слух, адаиий очет1Ь невелико, и использование их в фонематических противоположениях маловероятно. Вопрос об акустической характеристике назализации остается до сих пор не вполне решенным; имеются данные о существовании «носовой» форманты с частотой 250 Гц 'дробнее об этом см. [13, 147]).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|