Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Правовые основы формирования системы муниципального управления в Российской Федерации




Введение

 

Муниципальная собственность-имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям: городским, сельским поселениям.

Муниципальная собственность, как и государственная, является публичной формой собственности, поэтому она строится в основном по принципу государственной власти.

Согласно, основ конституционного строя в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).[1]

 В этой области непосредственному государственному регулированию подлежит лишь установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, которое отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Под «органами местного самоуправления» понимаются особые субъекты права, выступающие в гражданском обороте, в том числе и в гражданском судопроизводстве, от имени муниципальных образований (городские, сельские поселения, районы и т.д.). Такими субъектами могут выступать городские и сельские администрации, их управления и департаменты, если они наделены правами юридического лица, и т.д. Правовая природа органов местного самоуправления аналогична природе органов государственной власти, однако в силу ст. 12 Конституции РФ они не входят в систему органов государственной власти.

Вся политическая независимость местного самоуправления в современных российских рыночных условиях должна быть обеспечена экономической самостоятельностью муниципальных образований, которая, в свою очередь, может быть достигнута только лишь при наличии достаточно полной муниципальной казны. Зависимость местных бюджетов от региональных прямо пропорциональна политической оригинальности принимаемых представительными органами местной власти решений.

Муниципальные образования проходят, в настоящее время, только период «первоначального накопления капитала», и если на данном этапе это происходит, главным образом, за счет перераспределения федерального или регионального имущества, то в скором времени органам местного самоуправления, необходимо будет вести обычную, для любого, иного субъекта гражданского (частного) оборота, права деятельность с целью приобретения имущества в собственность.

С 1 января 2006 г. система местного самоуправления детально регулируетсяся Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2].

Перехода от действующего состояния местного самоуправления в Российской Федерации к состоянию, предписанному Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вызвала большое число вопросов. К сожалению, в указанном Федеральном законе выявилось довольно большое число нечетких формулировок, слабо корреспондирующихся друг с другом положений. В этой статье высказываются предложения о внесении поправок в данный Закон. Не отвергая этот путь урегулирования проблем, представляется, что, по крайней мере, их часть может быть урегулирована и без внесения коррективов в Закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ путем анализа норм данного Закона, а также иных актов федерального законодательства в их совокупности и взаимосвязи.

Главные принципиальные положения, касающиеся государственной и муниципальной собственности, установлены Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ).[3] Так, согласно ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами; к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правовых отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов права. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления, также в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

Согласно, статье 214 ГК РФ, государственную собственность, как имущество (следует отметить, что земельные участки с точки зрения граждан проявляются имуществом), принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Пункт 2 этой статьи гласит, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Муниципальной же собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В ст. 212 ГК РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1), права всех собственников защищаются равным образом (п. 4), что свидетельствует о юридическом равенстве указанных лиц, в том числе при приобретении и осуществлении права собственности на собственное имущество. С другой стороны, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество для отдельных типов субъектов могут устанавливаться только законом (п. 3 ст. 212 ГК РФ), то есть предполагается, что законом могут устанавливаться особые основания и способы приобретения права собственности отдельными субъектами гражданского права. Это общее правило подкрепляется, например, установлением способов, по которым право собственности может приобретать только государство: национализация (ст. 243 ГК РФ) и реквизиция (ст. 242 ГК РФ).

Согласно Конституции РФ, которая признает и гарантирует жизнеспособность местного самоуправления и определяет экономические условия его функционирования. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8), в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132). При этом Конституция РФ в качестве субъекта права муниципальной собственности называет население муниципального образования, которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью (ст. 130).

Как известно, уровень развития местного самоуправления в Российской Федерации сегодня определяется во многом наличием материальных ресурсов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления своих функций. И, хотя, наличие муниципальной собственности, на территории муниципального образования не является, согласно п. 3 ст. 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», его обязательным признаком, в целях формирования самостоятельной экономической основы местного самоуправления уже принято немало нормативно-правовых актов, как на федеральном, так, и на региональном (местном) уровнях власти. Особым вниманием нормотворческих органов при этом пользуются вопросы формирования местного бюджета, приватизации и управления муниципальной собственностью, гарантии экономической самостоятельности, независимости муниципальных образований и другие.

Наряду с этим, довольно громоздкая и сложная система трехуровневого нормативно-правового регулирования экономических отношений местного самоуправления, в сочетании с межотраслевой несогласованностью действующего законодательства и утилитарно-бюрократическими ведомственными и местными интересами правоприменителей, делает процесс формирования и управления муниципальной собственностью трудоемким и малоэффективным. В этой связи положения главы 8 Конституции РФ по вопросам самостоятельного управления муниципальной собственностью, к сожалению, не реализуются пока в полной мере.

Если полагать, что эффективность управления муниципальной собственностью связана лишь с наличием надлежащей нормативно-правовой базы и строгим исполнением соответствующего законодательства. Но при всем этом, нельзя отрицать, что добротное законодательство является одним из важнейших компонентов и условий достижения указанной цели. Совершенствование правового инструментария, в управлении муниципальной собственностью будет способствовать снижению издержек, связанных с некомпетентными и непрофессиональными в этой области решениями, большей к согласованности во взаимодействии между государственными и муниципальными органами, ясности и открытости путей достижения высоких экономических результатов.

Все выше перечисленное указывает на актуальность выбранной автором темы дипломного исследования.

Основным предметом дипломного исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие муниципальную собственность, как одну из форм собственности в гражданском праве, труды российских ученых в этой области, а также существующая правоприменительная практика.

Также следует сказать, что отдельные вопросы данной проблемы в гражданско-правовой литературе подвергались анализу в монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам участия муниципальных собственности, в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, можно назвать Ю.К. Толстого, Ю.Ф. Беспалова, Е.А. Суханов, А.Е. Черноморец, С. Зинченко, А. Кичихин, Н. Щербакова, Д. Савельев, Э. Гаврилов, Н. Толчеев, Ю.В. Романец, К. Скловский, С.Л., Г.Е. Быстров, М.И. Козырь, Л.В. Щенниковой и других.

Цель дипломного исследования – расширенно рассмотреть муниципальную собственность, как одну из форм собственности в гражданском праве.

В соответствии с этой целью автор ставил следующие задачи:

- рассмотреть понятие муниципальных образований, как объекта муниципальной собственности, гражданский и правовой статус муниципальной собственности;

- выявить особенности правового статуса муниципальной собственности в Ульяновской области;

- проанализировать понятие муниципальной собственности, права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью;

- рассмотреть особенности приватизации имущества муниципальной собственности;

- раскрыть гражданскую право-субъектность муниципальных образований в договорных обязательствах и ответственность за их нарушение;

- выявить особенности участия органов местного самоуправления в отношениях, возникающих из причинения вреда.

Дипломная работа состоит: из введения; трех глав, разделенных на девять параграфов; заключения и списка использованных источников.

Глава первая посвящена правовым основам формирования системы муниципального управления в Российской Федерации. Рассматривается понятие и правовой статус муниципальных образований, как объекта муниципальной собственности в Российской Федерации, понятие гражданской правосубъектности и особенности правового статуса органов муниципальной собственности в Ульяновской области.

Глава вторая анализируют экономическую основу выступления муниципальной собственности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, местные бюджеты как основа выступления муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

Глава третья заключает в себе порядок участия муниципальных образований, как объекта муниципальной собственности в отдельных правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством. Характеризуются особенности приватизации имущества муниципальных образований, порядок участия муниципальных образований в отношениях в договорных обязательствах и ответственность за их нарушение, Особенности участия органов местного самоуправления в отношениях, возникающих из причинения вреда.


Глава 1 Правовые основы формирования системы муниципального управления в Российской Федерации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...