Студенты конструируют сценарии ситуаций совместной творческой деятельности с учениками
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КУРСА ЗАНЯТИЙ ПО РАННЕМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ ПО МЕТОДУ ГЛЕНА ЛОМАНА Уфимиева Е., студентка факультета психологии II курса спеиотлеления Южноуральского ГУ Я выполнила курсовой проект на тему: "Раннее обучение чтению по методу Глена Домана как часть программы реабилитации детей с нарушениями психического развития и его возможности для работы со здо- 8 Зак. 34 ровыми детьми". Для того чтобы выполнить практическую часть курсового проекта, я занималась со своим сыном и получила хорошие результаты. Эти результаты можно выразить в конкретных цифрах, но мне хочется здесь подчеркнуть другой результат - удовлетворение матери, изменение отношения к своему малышу, к себе, пересмотр взглядов на детство вообще. В противовес этому в садике, где я проводила эксперимент с детьми, можно было увидеть полное замешательство детей при ответе на вопрос: "Что ты любишь делать вместе с мамой?" Многие на такой вопрос просто не отвечали. На вопрос "Что ты любишь делать вечером, в выходной?1 ответы были однотипны: играть в игрушки, смотреть телевизор, гулять, кушать. На основании своего опыта я знаю, что дети, которыми мало занимаются взрослые, теряют очень много для своего развития. Все это натолкнуло меня на мысль создания клуба для родителей, которые хотели бы научиться учить своих детей читать. Работа клуба предполагалась следующим образом: сначала вводная лекция или несколько лекций, затем практика дома родителей со своим малышом и встречи около одного раза в неделю, куда родители могли бы приносить свой опыт для взаимного обогащения им и свои проблемы для совместного их решения с психологом и другими родителями.
Хочу сразу оговориться: такого клуба пока не существует по причине невыношенности до конца идеи и наличия малыша у организатора. Лекции по методике преподавания психологии дополнительно указали на недостатки проектирования ситуации. Первым делом встает вопрос проектирования первой вводной лекции. Методическую разработку этой лекции я решила выполнить в рамках задания по курсу "Методика преподавания психологии". Сценарий лекции-эвристической беседы 1. Тема лекции. Обоснование выбора темы. Тему лекции можно сформулировать так: "Раннее обучение, его значение для ребенка, особенности раннего обучения чтению". Обоснование выбора приведено в импровизированном введении. 1.1. Место и значение лекции в системе занятий с родителями. 1.2. Библиография по теме. Литература для психолога 1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики и Детская психология. 2. Доман Г. иДж. Дошкольное обучение ребенка.
4. Ибука М. После трех уже поздно. 5. Недоспасов В. О. Лекции по физиологии ЦНС. 6. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Лейтеса. 7. Одаренные дети / Под ред. Бурменской. 8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. 9. Паншина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. Литература, рекомендуемая для родителей 1. Доман Г. иДж. Дошкольное обучение ребенка. 2. Лупан С. Поверь в свое дитя. 2. Формы организации лекции. 2.1. Аудитория. Родители маленьких детей с разным уровнем об 2.2. Цель лекции. Доказать возможность и необходимость раннего
2.3. Задачи лекции. Актуализация смысловых позиций, целей, 2.4. Организационная форма лекции. Эвристическая беседа с эле 3. Содержание лекции. 3.1. Трудности традиционного обучения чтению. Раскрывается вопрос о психологической сложности деятельности чтения. Для того чтобы прочесть текст и понять его смысл, ребенок должен выделять: буквы, из которых состоит слово, соотнести их со звуками; отдельные звуки соединить в слоги; слоги соединить в целое слово; понять смысл слова; произнести слово; соотнести смысл слс i а со смыслом текста. Указываются трудности, с которыми сталкиваются ребенок и родители, вместе с тем подчеркивается, что умение ребенка читать к первому классу диктуется самой жизнью. Форма: монолог, переходящий в диалог с обращением к личному опыту участников. 3.2. История создания метода. История о больном мальчике по имени Томми, который родился с тяжелой мозговой травмой. Врачи считали, что ребенок не сможет нормально развиваться, что не позволит ему жить в социуме, и предложили родителям отдать его в специальное учреждение. Родители не согласились с мнением вра- чей и в результате мальчик, который, по утверждению врачей, не сможет даже ходить, в пятилетнем возрасте был отдан в школу для одаренных детей, так как умел читать и понимал смысл прочитанного на уровне 12-летнего ребенка. Правда, ходил немного покачиваясь (в 3 года была полная неподвижность, даже не ползал). На основании опыта родителей этого ребенка Доман завершил разработку метода раннего обучения чтению. Основная мысль - огромные компенсаторные возможности развития психики даже больных детей с органическими поражениями при условии заинтересованности родителей в их воспитании и обучении. 3.3. Возможности детства и особая роль в социальной ситуации
3.4. Описание метода. Раскрываются основной принцип и доста 3.5. Сравнение традиционного и нового подхода к обучению чте 3.6. Демонстрация экспериментального опыта. Демонстрируют 4. Структура учебно-воспитательной ситуации. 4.1. Смысловые установки организатора (приобретены в ходе 4.2. Актуализация смысловых позиций, целей, ценностных ориен Первый этап актуализации происходит во время первой лекции. Все родители знают на своем (старший ребенок) или на чужом опыте, как трудно научить ребенка читать (за редким исключением). Можно предположить, что для многих родителей на этом этапе смыслом обучения будет только интеллектуальное развитие ребенка. Целью - достижение конечного результата (умения читать). Таким образом, ценность занятий многие увидят первоначально в возможности обучить ребенка чтению более простым способом, который окажет благоприятное развивающее воздействие и на весь интеллект в целом. Но психолог не может быть удовлетворен такой трактовкой, так как он понимает, что главной целью занятий является изменение от- ношения родителей к детям, освоение ими новых форм взаимодействий - и родителями, и детьми, - развитие в процессе обучения ребенка через постановку и решение совместных творческих и продуктивных задач. На основании исследований Глена Домана и моих занятий со своим ребенком, на основании знания организации детской психики вообще можно предположить, что со стороны ребенка обучение в игре будет воспринято с большим интересом (по причине любознательности и стремления к познанию во всех формах). Стремление к познанию - свойство развития ребенка. Нарушить, прекратить процесс познания, отбить у ребенка интерес к ситуации обучения чтению могут только родители авторитарными эмоционально холодными, неучастными способами ведения занятий. "Малыши могут и хотят учиться!" - пишет Глен Доман.
Решение проблемы неадекватных действий и отношения родителей к занятиям должно быть начато уже в ходе первой лекции, когда лектор помогает родителям взглянуть на своего малыша другими глазами, а также описывает желательные позитивные формы отношения к ребенку. При возникновении проблемы (ребенок потерял интерес к занятиям) работа проводится с родителем и ребенком индивидуально. 4.3. Предметное содержание деятельности. Раскрывается во время вводной лекции таким образом, чтобы не давать жестких схем, а организовать открытые формы деятельности родителей с ребенком. Отсутствие готовых рецептов. Особое внимание - индивидуальности, желаниям, интересам ребенка, позиции сотрудничества, а не на навязывание воли родителей. Совместное проектирование с родителем зоны ближайшего развития в зависимости от индивидуальных достижений ребенка (переход к словосочетаниям, предложениям, чтению книг). Формула, которая, на мой взгляд, наиболее удачно описывает предметное содержание: "Если вам обоим скучно, значит вы делаете что-то не так". Коррекция позиций родителей в отношении к системе чтения - в индивидуальной работе и групповом обмене опытом. 4,4. Организация процедур взаимодействия. Психолог проектирует следующие виды взаимодействий: 1) психолог-родитель; 2) родитель-ребенок; 3) родитель-родитель (участники группы); 4) ребенок-психолог. Психолог-родитель. Позиция психолога: у меня есть некоторые знания и опыт, я готова ими поделиться и поучиться у вас. На первом этапе - демонстрация своего опыта или взаимодействия с малышом конкретного родителя с постепенным устранением подсказок и переход на позиции партнерства, готовности принимать опыт родителя, учиться у него. Родитель-ребенок. Вырабатывание вместе с родителем позиции по отношению к ребенку: ребенок - не маленький взрослый, но вместе с тем равноправный и полноценный партнер по сотрудничеству, интересная личность, со своим богатым внутренним миром. Ситуация обучения - взаимное обогащение приемами взаимодействия, новым опытом.
Родитель-родитель. Психолог стремится организовать готовность к взаимодействию, учет опыта другого, открытость в обсуждении трудностей. Психолог-ребенок. Позиция психолога: принятие ребенка, подчеркивание его успехов и достижений, мотивация ребенка на дальнейшее обучение. 4.5. Организация контроля. Здесь исключен прямой традиционный контроль. Критериями успешности обучения могут быть: степень удовлетворенности родителей и детей; заинтересованность в продолжении занятий (взаимная); степень достигнутой эмоциональной близости с ребенком; уровень положительных эмоций; изменение отношения родителей к ребенку и взглядов на своего ребенка, себя, мир. Контроль родителями успехов и достижений своего ребенка пооперационный, директивный психологом не приветствуется. Строятся формы совместного обсуждения, повышающие мотивацию на продолжение занятий, поддерживается поиск качественных изменений в ребенке (а не количественных - сколько слов запомнил); к таковым относятся: более свободное владение речью, повышение запаса слов, использование грамматически верных речевых оборотов, связность высказываний, более тесный эмоциональный контакт с матерью, высокая познавательная активность и др. 4.6. Взаимосвязь указанных параметров и проектирование заданий, превосходящих индивидуальные возможности участников. Взаимосвязь вышеописанных параметров служит цели укрепления благоприятной атмосферы для развития детей и родителей в си-•туации освоения обеими сторонами нового опыта. Проектирование задания, превосходящего индивидуальные возможности участников. На этапе перехода к чтению книг Глен Доман предлагает родителям написать для своих детей свои книги. Можно будет предложить родителям некоторые сценарии для первых книг, иллюстрированных фотографиями ребенка. Сценарий готовый (на первом этапе), родитель-режиссер и издатель, ребенок-актер, но и, возможно, соавтор. Затем можно предложить усложнение совместной деятельности (родитель-ребенок): сочинение замысла всего сценария, издание, иллюстрации (рисунки, дизайн всей книги). Можно предположить, что получатся замечательные, невиданные книги, обучение по которым пойдет значительно быстрее. В. заключение добавлю, что автор данной методической разработки твердо стоит на позициях непрерывного самообучения и самосовершенствования на основании получаемого опыта. Предлагаемая работа - это только предварительный набросок большой картины, которая непрерывно будет обогащаться новыми сюжетами и красками. Занимая позиции современного подхода к рациональности и условиям ее развития, автор предполагает непрерывное преобразование и усовершенствование своих взглядов на раннее обучение, смыслы, цели, ценностные ориентации, способы взаимодействия, а также отношение к миру в целом. СиЕНАРИЙ ШКОЛЬНОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Серебренников К., студент факультета психологии, II курс, Тюменский ГУ В недалеком прошлом я учился в педагогическом колледже № 2 г. Тюмени, и поэтому мне приходилось проводить достаточное количество уроков. Зная, что в игре материал усваивается детьми намного легче, я старался делать свои уроки интересными (в игровой форме). И вот государственная практика. Один из первых уроков русского языка, тема которого "Части речи" (знакомство). Уже начало урока было необычным для детей: Существительное - "школа", "Просыпается" - глагол, С прилагательным "веселый" Новый школьный день пришел. Ребята сделали вывод о том, какая тема на уроке. Далее с детьми отправились в путешествие в "океан" частей речи. В нем было много "островов" (все эти "острова" были расположены на доске). И вот мы "приплыли" на первый остров, а как он называется, детям опять же нужно было узнать из стихотворения: Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. Выясняем, что это существительное, даем определение, приводим примеры - ищем примеры в классе. После нескольких упражнений мы "увидели" другой остров: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь. Ребята догадываются, что это прилагательное, хотя с примерами оказалось сложнее, и я начинаю помогать: "Музыка какая?" (т.е. облегчил детям задачу). "Какая у нас доска?" Третий остров, на котором мы побывали, назывался "Глагол" (причем об этом ребята узнали из стихотворения): Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит -Все расскажет нам... глагол. Если у ребятишек возникают трудности с примерами, то я опять помогаю: "Что ты делаешь дома?', "Что будешь сейчас делать на перемене?" С последним "островом" мы познакомились не менее интересно. Я детям объяснил, что чтобы узнать, как называется последний остров, нужно выполнить задание. Вызвав мальчика к доске, я стал говорить команды, а он - выполнять. "Положи тетрадь на стол, под книгу, в книгу, встань около Вани, подойди ко мне". "Какие (маленькие) слова помогли выполнить указания?" Следующий остров называется "Предлог". Дети слушают стихотворение и пытаются вычленить предлоги. Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок У нас учитель строгий: И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит - "по"? "Что значит-"за"? И "за" и "по" предлоги»... А хорошо бы за порог, И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить уроки. Дается определение, дети приводят примеры. После такого путешествия дети делают в тетради четыре столбика и записывают туда слова, которые я называю, распределяя по столбикам (существительное, прилагательное, глагол, предлог). Конечно, ребятам не всегда это было легко сделать (все-таки первый урок), но я им помогал, называя вопросы, которые они должны задавать (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что сделал? и т.д.). На следующем уроке, который был через три дня, дети показали хороший результат, хотя были и такие, у кого это не совсем хорошо ус-воилось (что в общем-то естественно). И мы продолжили работу... (после нескольких уроков дети хорошо (даже отлично! - чему я очень р^д) распознавали части речи в предложениях и живой разговорной речи. Автор этой учебной ситуации дал блестящий образец решения репродуктивных задач на основе активной поисковой, продуктивной деятельности: распознания, звукового и смыслового анализа, классификаций, обобщенных определений. Задание для студентов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|