Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональные состояния человека в труде.




Понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективной стороны деятельности или поведения человека. Этот аспект рассмотрения проблемы предполагает, прежде всего, решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

 

Функциональное состояние – интегральный комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

 

Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Можно выделить шесть групп явлений, регулирующих функциональные состояния.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Схема 24. Регуляторы функциональных состояний

На функциональное состояние оказывают влияние факторы трудового процесса:

- степень сложности, опасности, напряженности, вредности труда;

- величина и содержание рабочей нагрузки (ее структура, интенсивность и продолжительность воздействия);

- степень адекватности трудовой задачи и средств деятельности психолого-физиологическим возможностям человека.

Формирование функционального состояния определяется также воздействием на человека неблагоприятных факторов рабочей среды:

- ухудшение микроклимата и газового состава воздуха, шум, вибрация, электромагнитные излучения;

- ухудшением психологического климата в рабочей группе (межличностные конфликты, недостаточная психологическая совместимость);

- нарушения привычного жизненного уклада, биологических ритмов и стереотипов жизнедеятельности в результате использования нерациональных или непривычных режимов труда и отдыха (ночные рабочие смены, вахтовый метод работы, перелеты на большие расстояния).

Виды функциональных состояний классифицируются по определенным признакам: по влиянию на показатели деятельности, по механизму формирования реакции, по внешним и внутренним проявлениям и т.д.

Таблица 14.

Классификация функциональных состояний

Основание классификации Виды функциональных состояний
Характер причин возникновения - личностные - ситуативные
Уровень развития - глубокие (страсть) - поверхностные (настроение)
Направленность реакций -действующие положительно (вдохновение) - действующие отрицательно (апатия)
Уровень осознанности - осознаваемые - неосознаваемые
Характеристики содержания и протекания трудового процесса - монотония (однообразие деятельности) - сенсорный голод (дефицит сенсорной информации) - психологический стресс - состояние тревоги - утомление - переутомление - психологическая готовность

Окончание таблицы 14

Отношение субъекта труда к ситуации - настроение - эмоции (страх, радость) - аффекты - влечения - страсти
Переживания общебиологической направленности - голод - половое влечение - ярость
Повышение расходов внутренних ресурсов - эмоциональное напряжение
Нарушение выполняемой деятельности - эмоциональная напряженность - преждевременная психическая демобилизация - дремотное состояние - состояние эйфории - состояние фобии - экстремальные состояния

 

Особый класс составляют эмоциональные состояния, отражающие отношение работающего субъекта к ситуации и внутреннюю оценку возможности реализовать свои потребности в определенных условиях деятельности. Эти состояния проявляются в настроении, эмоциях (страх, радость и т. д.), аффектах, влечении, страсти, а также связаны с переживаниями общебиологической направленности (голод, половое влечение, ярость). Вне зависимости от качества и смыслового содержания эмоциональных состояний все они могут быть разделены на две группы: эмоциональное напряжение, обеспечивающее адекватное требованиям трудовой ситуации повышение расходов внутренних ресурсов, и эмоциональная напряженность, приводящая к нарушению выполняемой деятельности. Ряд неблагоприятных психических состояний связан с существенными изменениями в рабочей активности. Например, состояние «преждевременной психической демобилизации» отражает эмоциональную разрядку, снижение бдительности после выполнения сложной части задания, «дремотное» состояние возникает при ограничении активности, состояние «эйфории» связано с переживанием успеха еще не завершенной деятельности, состояние «фобии» отмечается при воздействии ряда факторов (высота, вода, сложная трудовая ситуация).

Некоторые виды деятельности вызывают развитие экстремальных состояний – реакции организма и психики в ответ на воздействие чрезмерных значений привычных и необычных факторов внешней среды и трудового процесса (высокие и низкие температуры, вибрации, шум, недостаток кислорода, избыточность информации и т. п.). В результате чего возникает рассогласование в деятельности системы функциональной регуляции состояния человека.

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление. Основной причиной утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания. Нагрузкой может быть и физическая работа по поддержанию вынужденной позы, перемещению органов управлений.

К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести:

- воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т. д.);

- повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс;

- чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой (физкультура и спорт, домашняя работа и т. д.).

Нам также знакомо такое функциональное состояние, как психологический стресс. Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) заимствован из техники. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Возникновение данного функционального состояния необходимо учитывать в деятельности химика-технолога, которая связана, как правило, с опасным производством. Психологический стресс – состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера. Анализ психологического стресса требует учета как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях. Психологический стресс представляет собой, прежде всего, состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие.

Из класса положительных функциональных состояний можно выделить состояние психологической готовности. Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных обстоятельств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...