Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к разделу «Игра»




Игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и оказывает значительное влияние на его психическое и речевое развитие, формирование личности. Учитывая боль­шую воспитательно-образовательную роль игры, в специальных дошкольных учреждениях для глухих детей ей уделяется большое внимание и на обучение игре выделено определенное время в учебном плане.

Для эффективного руководства игрой, для того чтобы она могла выполнять свою роль в развитии детей, необходимо учитывать особенности, которые присущи играм глухих дошкольников. Игры глухих детей беднее по содержанию, однообразнее и проще, чем игры их слышащих сверстников. Вместе с тем маленькие глухие дети склонны к чрезмерной детализации и педантичной передаче наиболее наглядных действий, часто не самых существенных для данной игры. Нередко у глухих дошкольников отмечается стремление к однообразному воспроизведению и повторению одних и тех же игр и ролей. Вне специального обучения игры глухих детей в течение длительного времени сохраняют некоторые из указанных особенностей, и подлинная сюжетно-ролевая игра не возникает.

Воспитатель планирует и проводит занятия по сюжетно-ролевой и подвижной игре.

В процессе обучения сюжетно-ролевым играм на начальных этапах (первый и второй годы обучения) детей учат правильно пользоваться игрушками, отображать наблюдаемые в быту, на прогулках и экскурсиях действия и явления. Обучая простым игровым действиям, формируют у детей предпосылки сюжетно-ролевой игры. На последующих этапах, по мере формирования игровой деятельности, дети учатся подчинять свои действия взятой на себя роли и сюжету игры, отражая увиденное в быту. В ходе коллективных игр дети учатся играть вместе, у них складываются определенные нравственные и этические отношения, они овладевают нормами общественного поведения. Используя в игре предметы-заменители, действуя в воображаемой ситуации, дети постигают значение символов. В связи с большой воспитательно-образовательной значимостью сюжетно-ролевой игры ей отводится большая часть учебного времени: на всех годах обучения на этот вид игры выделяется два занятия в неделю.

Дидактическая игра направлена на то, чтобы научить детей правильно, полно и точно воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, величину, форму, пространственные отношения и т.д.). Дидактическая игра имеет важное значение для умственного развития ребенка и овладения им различными видами изобразительной деятельности (рисованием, конструированием и т.д.). Без специальной работы восприятие дошкольника длительное время остается фрагментарным, им выделяются или наиболее бросающиеся в глаза свойства, или же те, которые имеют значение для элементарных действий с предметами. Этот вид игр выносится на специальные занятия один раз в неделю на всех годах обучения. Кроме специальных игровых занятий дидактическая игра находит место на других занятиях: развитии речи, ознакомлении с окружающим, формировании математических представлений и др.

Подвижные игры, включающие активные двигательные действия, служат задачам физического воспитания; в процессе подвижных игр дети постигают правила коллективной игры, знакомятся с особенностями поведения и повадок животных, с наиболее характерными моментами выполнения трудовых действий и т. д. Подвижные игры проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время. Кроме того, на втором и третьем годах обучения одно занятие в неделю посвящается подвижной игре.

Для того чтобы игры могли выполнять свою роль в развитии детей, необходимо правильно и последовательно планировать игры, методически верно организовывать, а также оснащать необходимыми игрушками.

В программе указана примерная тематика игр на каждый квартал. Данный перечень может быть изменен по усмотрению воспитателя, однако требования программы каждого года обучения должны быть выполнены. После перечня игр приводится необходимый для их проведения и организации речевой материал, который дети должны понимать и активно использовать в процессе игр. Воспитатель должен пользоваться и общим словарем к программе, подбирая лексику с учетом особенностей речевого оформления той или иной игры, этапа обучения и индивидуальных возможностей детей. Занятия по игре нельзя подчинять задачам развития речи, на первом месте должны стоять задачи формирования игровой деятельности, а слова и фразы используются постольку, поскольку это необходимо для проведения игры. Не следует заниматься предварительным заучиванием и отработкой произношения слов. Вместе с тем ограничение речевого материала, неумение использовать имеющийся у детей запас слов и выражений обедняет игры, делает их менее содержательными. Воспитатель должен проводить постоянную работу по формированию потребности в общении в процессе игры.

В ходе подготовки к занятиям воспитатель может использовать методическую литературу по обучению игре, адресованную воспитателям массовых детских садов, однако словарный материал необходимо подбирать в соответствии с возможностями глухих детей, с учетом их словарного запаса. Не рекомендуется брать игры, содержащие большие, малодоступные глухим детям тексты

 

Методические рекомендации к разделу "Развитие слухового восприятия и обучение произношению"

Целью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению является формирование у глухих до­школьников навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. В процессе работы формируется и развивается как речевой слух детей, так и восприятие ими неречевых звучаний (включая музыкальные).

За период обучения в детском саду дети должны овладеть навыками устного общения, умением произносить речевой материал внятно и естественно.

Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется при широком использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов, которые используются в течение всего дня, начиная с первого года обучения. Параллельно с этим детей следует тренировать и в восприятии материала на слух без аппаратуры.

Успех работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в большей мере определяется качеством речи взрослых, являющейся для детей образцом для подражания. Произношение взрослых должно быть естественным, так как любое утрирование приводит к неправильному произношению у детей, и, кроме того, привыкнув к таком у восприятию речи, дети не смогут понимать обычную естественную речь.

Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слова, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной, эмоционально окрашенной.

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения должна проводиться в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на занятиях педагога, воспитателей, музыкального работника (а по возможности – и родителей), при проведении режимных моментов, в играх, в повседневном общении. При этом весь речевой материал дети воспринимают слухо-зрительно (т.е. видят губы педагога, а при необходимости – табличку или дактилирующую руку и слушают, что он говорит), а часть материала – только на слух.

Специальная работа проводится на занятиях: фронтальных и индивидуальных. Время занятий делится поровну между работой по развитию слухового восприятия и формированием произношения. Кроме этого, педагог ежедневно проводит фонетическую зарядку, ей отводится 3 – 5 мин. фронтального занятия по любому разделу программы.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.