Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над речевым дыханием




С первых дней пребывания ребенка в детском саду ведется работа над речевым дыханием. Для этого используются различные упражнения: поддувание кусочков ваты, мелких игрушек, продувание шарика через трубочки разной длины и другие упражнения подобного рода. Работа проводится в течение всего первого года обучения (сначала на индивидуальных, а затем только на фронтальных занятиях).

Развитию речевого дыхания у детей способствует вся ра­бота по формированию навыка воспроизведения звуков, слогов, слов и фраз с использованием фонетической ритмики.

 

Работа над голосом

Постоянное пользование звукоусиливающей аппаратурой, наличие обратных микрофонов позволяет не прибегать к тактильным ощущениям ребенка при вызывании голоса. Ребенок определяет на слух наличие или отсутствие голоса у себя и у педагога. Первые произвольные голосовые реакции появляются у детей при подражании речи взрослого. Работа над звуками (в основном гласными), слогами, слогосочетаниями с использованием в качестве методического приема фонетической ритмики предполагает одновременную работу и над голосом. Устраняя возникшие дефекты голоса (нарушение его высоты и силы, гнусавость, хриплость), необходимо в первую очередь использовать остаточный слух детей.

 

Работа над звуками

Первый этап обучения (использование фонетической ритмики при работе над звуками речи).

Приведем примерные движения для рук, которые могут быть использованы при произнесении звуков с одинаковым способом артикуляции. При этом характер движений остается постоянным.

Гласные звуки. Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

А: и. п. – руки перед грудью. Произнося звук а –, широко развести руки в стороны. По динамике слабо [1].

О: и. п. – руки внизу. Произнося звук о –, руки через стороны поднять вверх и соединить над головой. По динамике слабо.

У: и. п. – кисти рук у плеч. Произнося звук у –, руки вытянуть вперед. По динамике напряженно.

Э: и. п. – руки вперед – в стороны. Произнося звук э – ·, руки поднять к плечам. По динамике слабо.

И: и. п. – кисти рук у плеч. Произнося звук и – ·, тянуть руки вверх, приподняться на носки. По динамике очень напряженно.

Согласные звуки. Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие (б, д, е), смычно-проходные (м,н,л), фрикативные глухие (ф, с, ш, х), фрикативно-звонкие (в, а, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч). Специальная работа по формированию у дошкольников мягких согласных не проводится, но некоторые из этих звуков нередко появляются в самостоятельной речи детей (иногда на месте твердых).

Взрывные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике напряженные.

П: произнося слог па, резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; резко опуская руки со сжатыми кулаками вниз, одновременно произносить па-па-па-па [2].

Т: произнося слог та, резко раскрывать сжатый кулак, раскрывая сжатые кулаки, одновременно произносить та-та-та-та.

К: произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.

Взрывные звонкие согласные. Движения, со­провождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, но расслабленные.

Б: и. п. – руки согнуты в локтях. Произнося ба-ба-ба-ба, расслабленно встряхивать кисти рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося слог ба, резко, но расслаблен­но опустить руки вниз.

Д: и. п. – руки перед грудью. Произнося да-да-да-да-да-да, встряхивать кисти перед грудью; произнося да, утвердительно кивнуть головой.

Г: произнося га-га, га-га, многократно соединять указательный и большой пальцы рук; произнося га, соединить ука­ательный и большой пальцы рук.

Смычно-проходные согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, медленные, плавные, несколько напряженные.

М: и. п. – руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог ма, на м руки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на а – руки свободно разводятся в стороны. Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит в другое.

Н: и. п. – руки перед грудью ладонями к себе. Произнося слог на, на н – руки вперед, на а – руки свободно разводятся в стороны.

Л: и. п. – руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ля-ля-ля-ля, делать вращательные движения кистями рук.

Фрикативные глухие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, плавные, продолжительные, очень напряженные.

Ф: и.п. – руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук ф, развести руки в стороны.

X: и.п. – руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук х, руки вытянуть вперед.

С: и.п. – руки перед грудью. Произнося звук с, руки опустить вниз или развести в стороны.

Ш: и.п. – руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать волнообразные движения вниз.

Фрикативные звонкие согласные. Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, очень напряженные, дрожащие.

В: и.п. – руки в стороны. Произнося звук в –, слегка покачивать прямыми руками и туловищем.

3: и.п. – руки перед грудью. Произнося звук з –, про­водить вибрирующие движения кистей рук перед грудью.

Ж: и.п. – руки перед грудью. Произнося звук ж –, рез­ким волнообразным движением опустить руки вниз.

Вибрант. Произнося звук р, согнутые перед грудью руки вращать одна вокруг другой. По динамике напряженно.

Аффрикаты. Работу по вызыванию аффрикат можно начинать только при условии правильного воспроизведения ребенком обеих составляющих эти звуки. Сначала нужно научить ребенка произносить оба согласных звука (тс, т) без интервала. Между движениями, сопровождающими произнесение этих звуков, также не должно быть интервала. Затем, сокращая время произнесения звука с (ш), надо перейти на одно движение, например резко, с большой силой раскрыть кулаки. Можно, используя тактильные ощущения ребенка, дать почувствовать силу воздушной струи.

Дифтонги. Работа проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить звук и вместе с другим гласным звуком (иа, ио, иэ, ну, аи, ои) слитно так, чтобы один звук как бы вливался в другой. Произнесение звуков сопровождается движениями, так же плавно переходящими одно в другое. При произнесении собственно дифтонга (йа, йу, йо и др.) движение рук вверх, сопровождавшее ранее произнесение звука и, заменяется движением указательных пальцев вверх.

Подражая педагогу, дети иногда вместо предложенного звука (слога) произносят другой (вместо та – па, вместо нама). В этом случае движение следует закрепить за тем звуком, который получается у большинства детей, остальных же детей постепенно перевести на это движение.

Когда звук вызван, его следует ввести в слово. Слова подбираются таким образом, чтобы отработанный звук находился в наиболее удобной для него позиции: открытого слога (для всех согласных, например: там, вот, пока. папа, суп), обратного (для смычно-проходных и фрикативных, например: дом, нос, сын), между гласными (для звонких, например: вода, шуба, привет). Затем согласные звуки произносятся в сочетании со всеми гласными (в слогах, слогосочетаниях и словах) в различных позициях: в начале, в середине и в конце слова, в стечениях согласных.

При произнесении согласных в сочетании с различными гласными движения, сопровождающие произнесение звуков, несколько видоизменяются в зависимости от гласного звука, входящего в слог.

Проводя работу по вызыванию звука, педагог сначала дает образец звучания: произносит звук (слог, слогосочетание). Затем дети произносят 2 – 3 раза вместе с педагогом, после чего проверяется произношение нескольких детей (индивидуально), а в заключение повторяют все вместе. Произнесение звуков педагогом и детьми сопровождается соответствующими движениями.

Первый этап – период нерегламентированного усвоения звуков в составе слова. В это время следует провести работу с помощью фонетической ритмики по формированию всех звуков, кроме аффрикат. Какие-то звуки у детей появятся, какие то нет. Опыт показывает, что существует определенная закономерность в последовательности возникновения звуков в речи детей. Из гласных обычно первыми появляются а, о, у, э. Среди согласных – губно-губные (п, б, м), губно-зубные (ф, в), некоторые язычно-зубные (т, н, л), т.е. те звуки, которые наиболее доступны для слухо-зрительного восприятия и воспроизведение которых не требует тонких двигательных дифференцировок. Эти звуки следует первыми включать в фонетическую ритмику.

Второй этап работы над звуками речи. К 4 – 4,5 годам дети овладевают рядом звуков, которые могут воспроизводить правильно, заменяют регламентированными и допустимыми заменами, но произносят звуки все еще дефектно.

В концентрическом методе с использованием сокращенной системы фонем выделены 17 так называемых основных зву­ков: а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки являются заменителями тех, произношением которых ребенок еще не не овладел. В дошкольный период состав регламентированных замен несколько расширен в сравнении со школой. К регламентированным заменам также отнесены: замена зву­ков р и л полумягким l; замена вибранта р фрикативным или одноударным р; замена звука х согласным к; замена звука в глухим согласным ф; межзубная артикуляция звуков т, н, с, замена звука ш межзубным лабиализованным с.

Не предусмотренные сокращенной системой фонем, но допустимые замены – это такие первоначальные артикуляции звуков, которые появляются в речи детей спонтанно и не со­держат грубых дефектов. Отличаясь от регламентированных замен, допустимые вое же укладываются в определенные нормативы: замена звуков т и к – п; замена нм; замена фрикативного с взрывным т; замена ш щечным ш или лабиализацией без голоса. Остальные замены считаются дефектными. К ним относятся: замена глухих согласных звонкими, рото­вых – носовыми, носовых – ротовыми, сонантность, горловое р и т.д.

В самостоятельной речи детей в это время могут сосуществовать разные замены одного и того же звука (например, в слове собака звук с заменен звуком т, а в слове стол произносится с межзубной артикуляцией). Планируя работу над звуками речи, педагог должен учитывать, какие звуки и их дефекты более всего влияют на внятность речи. В первую очередь формируются звуки, входящие в состав 17 основных, а также устраняются наиболее грубые их дефекты. Те звуки, которые ребенок еще не может произносить, заменяются регламентированными заменами. В качестве методических приемов при работе над звуками наряду с фонетической ритмикой используются приемы постановки и коррекции звуков [3].

Фонетическая ритмика в этот период способствует формированию звуков по подражанию, подготавливает артикуляционный аппарат к воспроизведению звука, который в дальнейшем легко вводится в слово.

 

Работа над словом

Под правильным воспроизведением слова подразумевается слитное произнесение с соблюдением звуко-слогового состава, ударения, орфоэпических норм. Система работы над словом охватывает различные стороны его фонетического оформления – звуко-слоговую и ритмическую структуру, орфоэпию и темп.

При работе над словом используются такие виды работ, как воспроизведение слов по подражанию, чтение с разложением на части, чтение без разложения на части, называние картинок, ответы на вопросы и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...