Темперамент личности (Г. Айзенк, И.П.Павлов)
Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик — быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Добросовестность • ответственный, надежный, настойчивый в достижении целей и нацеленный на успех Ответственный, трудолюбивый – неорганизованный, ленивый Склонность к сотрудничеству • добродушие, готовность к сотрудничеству доброжелательность - грубость, озлобленность Открытость опыту • восприимчивость новых знаний, опыта любопытный, креативный – ничего не интересует, закрыт для нового Восприятие Восприятие — отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов. Другими словами, восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие личности -процесс, посредством которого индивид придает значение элементам и явлениям окружающей среды Основано на ощущениях Этапы восприятия
Процесс восприятия проходит ряд стадий; 1) регистрацию, наблюдение, 2) избирательность (селекцию), 3) организацию, 4) категоризацию, хранение и интерпретацию в психологическом опыте различных стимулов в значащую и логически последовательную картину мира. Факторы, которые влияют на восприятие человека на работе, можно разбить на три группы: особенности личности, особенности воспринимаемой информации, особенности самой ситуации. Особенности личности. Потребности человека, способности, накопленный опыт, привычки, личностные качества, склад ума, ценности, желания, стремления, эмоциональное состояние, настроение, образование, самооценка и его отношение к ситуации - все это может повлиять на процесс восприятия. Например, человек, которому необходимо удовлетворить свое самолюбие, видит в ситуации только те вещи, которые либо льстят его самолюбию, либо уязвляют его. По той же причине, например, негативное отношение менеджера к профсоюзам может привести к тому, что он будет искать враждебные мотивы даже в обычных визитах члена профсоюза в организацию. Таким образом, подобные личные причины влияют на то, какие из аспектов ситуации попадут в поле зрения и каким образом эти посылки повлияют на принятие решения и ответную реакцию.
Особенности воспринимаемой информации. Физические свойства, внешний вид, поведение окружающих также влияет на восприятие информации. Люди склонны замечать такие физические свойства других людей, как возраст, пол, рост и телосложение. Поэтому человек, который выглядит очень молодым и пытается руководить и отдавать распоряжения, может быть воспринят совершенно иначе, чем более старший человек, выполняющий ту же работу. Одежда и внешний вид человека играют также немаловажную роль. Преуспевающий менеджер должен вызывать уважение, как своим внешним видом, так и поведением. Особенности ситуации. Физические, социальные и организационные аспекты ситуации также оказывают влияние на восприятие. Ситуация, когда подчиненный обращается к начальнику по прозвищу, может быть воспринята совершенно по-разному на вечеринке, в офисе и на официальном приеме. По той же причине разговор с руководителем может восприниматься по-разному в зависимости от того, происходит он в обычной рабочей обстановке или у руководителя в кабинете при закрытых дверях. Восприятие личности уникально, однако оно помогает понять, почему два человека могут рассматривать одну и ту же ситуацию, воспринимать и реагировать на нее совершенно противоположным образом. Например, менеджеры одной организации, но различных ее подразделений (например, производственного подразделения, отделения маркетинга или финансового подразделения) могут воспринимать по-разному данные, отражающие продажу изделий за прошедшую неделю. Кроме того, культура, которой обладает личность, может оказывать свое влияние на восприятие или интерпретацию той или иной ситуации.
Особенности восприятия
Особенность восприятия - избирательность Определенное отношение человека к воспринимаемому, зависящее от особенностей его личности, выражается в избирательности восприятия. Избирательность восприятия — это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, он не замечает тех деталей в предметах и явлениях, которыми не интересуется. Поэтому и говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей. Какой-нибудь сложный механизм будет по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор, ученик, интересующийся техникой, и просто любопытный человек, Поле будет совершенно по-разному воспринимать художник, ботаник, геолог, агроном, охотник и дачник. • Выделение одних объектов по сравнению с другими • Восприятие информации, которая пересекла порог различия • соотношение фон-объект Примеры: • уровень шума • интенсивность цвета • степень дискомфорта от информации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|