Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примеры порогов чувствительности




 

Органы чувств Абсолютный порог
Зрение Пламя свечи на расстоянии 30 миль в ясную темную ночь (54 км)
Слух Тиканье часов в тихой обстановке на расстоянии 20 футов (6 м)
Вкус 1 ч. ложка сахара в 2 галлонах воды (9 куб. дм.)
Обоняние 1 капля духов, испарившаяся в трехкомнатной квартир
Осязание Крылышко пчелы, падающее вам на щеку с высоты 1 см

 

Соотношение фигура-фон

 

 

 


То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют, объектом восприятия, а все остальное — фоном. Иначе говоря, что-то является основным в восприятии человека в данный момент, а что-то — второстепенным. Разговаривая на многолюдной улице со своим другом, вы отчетливо видите в толпе своего собеседника, а вся масса людей для вас только фон. Если же в толпе возникает какое-либо особое событие, то ваше внимание переключается и вы уже меньше воспринимаете собеседника, а больше — окружающих. Выделение объекта восприятия и наличие фона есть своеобразное проявление избирательности восприятия. Увидите ли вы на рис. 5.3 вазу или два лица, зависит от того, что будет объектом, а что — фоном восприятия. Иногда специальной задачей ставится помочь более ясно и четко выделить объект из фона. Вы, вероятно, обратили внимание, что рабочие-путейцы и дорожники работают в оранжевых жилетах — оранжевый цвет резко бросается в глаза на фоне серой дороги или зеленых насаждений. Иногда задача заключается в обратном — затруднить выделение объекта, «растворить» его на фоне. Это маскировка, так необходимая в военном деле.

Учащиеся младшего школьного возраста лучше замечают ярко окрашенные предметы, подвижные предметы на фоне неподвижных. Рисунок, выполняемый учителем на доске, младшие школьники воспринимают полнее и совершеннее, чем тот же рисунок, показываемый уже в готовом виде. Все, что включено в трудовую, учебную, игровую деятельность учащегося -и тем самым вызывает его активность и повышенный интерес, воспринимается более полно. Разнообразные практические занятия на уроках труда всегда ведут к более глубокому восприятию, а следовательно» к Познанию предметов и явлений.

Особенность восприятия - ситуативность

• Восприятие информации в соответствии с ситуацией

Факторы влияния:

• давление временем (спешка)

• влияние окружающих

• присутствие проверяющих

 

 

Особенность восприятия - эмоциональность

• Восприятие информации в зависимости от эмоционального состояния

Факторы влияния:

• настроение передающего информацию

• настроение принимающего информацию

 

Восприятие зависит от психических особенностей воспринимающей личности, т. е. от ее направленности, взглядов, убеждений, склонностей, интересов, переживаемых ею чувств. Ведь воспринимает не глаз, не ухо, не рука, а человек, личность. Кто не знает, как совершенно по-разному воспринимает окружающее человек, находящийся в радостном, приподнятом настроении, и он же, будучи в мрачном расположении духа.

Особенность восприятия - влияние потребностей

• Восприятие информации на основании актуализированной потребности

(видим то, что хотим видеть)

Примеры:

• голод - съестное

• при выполнении срочного задания - все остальное не замечается

Теорема У.Томаса (Социально-психологические закономерности межличностного восприятия и взаимодействия)

Американский социолог Уильям Айзек Томас [1863-1947] утверждал: «Если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям».

Будь теорема Томаса и выводы из нее известны более широко, большее число людей лучше поняло бы работу нашего общества. И хотя ей недостает охвата и точности ньютоновской теоремы, она остается не менее значимой вследствие своей применимости ко многим, если не к большинству, социальных процессов.

Если человек определяет ситуацию как реальную, то она становится реальной по своим последствиям, независимо от того, насколько она в действительности реальна.

Определение ситуации – одна из важнейших категорий в социологии. Она отражает тот факт, что для действующих лиц важны не столько условия действия и установки партнеров, сколько представления о них. Если действующий субъект неправильно представляет то, что происходит, действия могут быть неуспешными и потребовать «переопределения ситуации». Однако эти действия могут привести к новой ситуации, вполне соответствующей первоначальным представлениям индивида.

«То есть, если человек думает, что его представление о какой-то ситуации соответствует действительности, то он ведет себя так, как того требует его представление, и последствия его поведения вполне реальны. Отсюда следует, что ментальные комплексы, независимо от того, насколько они соответствуют реальности, предопределяют как восприятие действительности, так и действия людей.

У некоторых африканских племен (фульбе и других, обитающих к югу от Сахары) распространен обычай разводить и содержать целые стада быков. В их хозяйстве быки, однако, не находят никакого применения. Чем же обусловлена такая вроде бы совершенно бесполезная и нерациональная «быкомания»? Единственное объяснение, которое нашли этнографы, заключается в том, что в культуре этих племен сложился ментальный комплекс, связывающий престиж человека с количеством принадлежащих ему быков, которые, в свою очередь, ценятся по-разному в зависимости от раскраски, длины и формы их рогов. Можно, конечно, считать этот обычай бессмысленным. Но искоренение его повлечет за собою распад установившихся социальных порядков в племени (что, собственно, означало бы переход к новому образу жизни и новым культурным представлениям и установкам). Не свободна от подобных обычаев и современная культура цивилизованных стран Запада. Чем, в самом деле, отличается страсть к приобретению бесполезных в хозяйстве быков от страсти к коллекционированию антиквариата или произведений живописи? Такие коллекции столь же бесполезны в хозяйственном отношении и требуют не меньше затрат на уход за ними, чем стада быков у фульбе. Однако они, как и стада быков, являются формой накопления и использования богатства и свидетельством высокого социального статуса». (Кармин А. С., Культурология, СПб, «Лань», 2006 г., с. 223, 224.)

Пример действия теоремы Томаса: Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит. Несмотря на сравнительную ликвидность банковских активов процветающего банка, слухи о банкротстве, когда в них верит достаточное число вкладчиков, могут привести к банкротству банка.

Например, человек может заблуждаться в отношении того, что окружающие относятся к нему враждебно. Но если он, отталкиваясь от этого заблуждения, будет сам враждебно относиться к окружающим, может разгореться вполне реальный конфликт.

Например, в феврале 1917 года в Петрограде не было перебоев с поставками хлеба, но слух о грядущем голоде оказал решающее значение на историю России на целых 74 года. Сегодня мир живет в условиях реальных последствий, когда реальностью является именно то, что имеет реальные последствия.

Особенность восприятия – эффект ореола (предубеждения)

Восприятие личности на основании одной из ее черт

Примеры

• внешний вид

• манера одеваться

• способы общения

• лекция в различных аудиториях

 

Эффект ореола (галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

 

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

 

Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

 

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

 

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

 

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...