Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример искажения представления о действительности




Стратегическое заблуждение:

• выбор в качестве основного только один принцип или одну модель в ущерб остальным

Примеры ошибок:

Дженерал Моторс 80-ые годы выбрала единственную стратегию - роботизацию производства, хотя проблема - несовершенство самого технологического процесса

 

Управление впечатлением

Постоянные усилия индивида вести себя таким образом, чтобы создать и поддерживать в газах окружающих желаемое впечатление

 

Техники управления впечатлением

Первое впечатление (одежда, косметика, манеры поведения)

• Совершение добрых дел

Обман окружающих с целью выглядеть лучше

• Выражение согласия с окружающими

• Оказание услуг окружающим

Преуменьшение серьезности ситуации

Примеры использования понятия «восприятия»

• Формирование имиджа первого лица

• Формирование репутации организации

• Поведение потребителей – создание универсамов, расположение товаров

• Назначение цены товара = 99,9 р.

 

Самовосприятие (концепция Я-образа)

 

• Осознание человеком своей индивидуальности, неповторимости, вúдение себя в прошлом, настоящем и будущем

Концепция Карла Роджерса

"Я-концепция" работника и эффективность деятельности.

По мнению американского психолога Карла Роджерса (1902-1987) фундаментальным компонентом структуры личности, является "Я-концепция" - представление личности о самой себе, образ собственного "Я", формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой.

Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.[3]

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания.[4]

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.[5]

На основе "Я-концепции" происходит саморегуляция поведения человека.

Помимо концепции реального "Я" существует концепция идеального "Я" как цель, в направлении которой человек хотел бы развиваться.

На основе "Я-концепции" формируются самооценка личности, а также установки "хочу", "могу" и "стремлюсь". Они определяют восприятие индивида, его оценочные суждения о себе и окружающем мире, формы поведения.

 

Я-концепция — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:

- когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);

- эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;

- оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Составляющие Я-концепции

Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.[1]

 

Когнитивная

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции.

 

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.[1]

 

Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

Cоотнесение представлений о себе с «Идеальным я».

Соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями.

Оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.[1]

Поведенческая

Кем бы мы себя не считали или не хотели считать, мы не можем игнорировать то, как мы на самом деле себя ведём, что нам на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая я-концепции.[1]

 

Несмотря на устойчивость, Я-концепция — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-концепции влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.[1] На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Поэтому формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества.[2]

Составляющие Я-образа

 

 


Я-реальное
Я-идеальное
Я-конструктивное
Я-эмоциональное Я-умственное Я-социальное Я-пространство    

Я-реальное

• представление личности о себе в настоящем;

• установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.

• установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

Я-идеальное

  • Некоторая совокупность качеств, которые индивид хотел бы у себя видеть; установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

• Условие саморазвития личности

Я-конструктивное

• представление личности о себе в будущем за счет трансформации элементов идеального Я в цель деятельности

• Например, выучить иностранный язык, получить права

Порой "Я-концепция" не совпадает с представлением об идеальном "Я". Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между "Я-концепцией", с одной стороны, и идеальным "Я" - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию. С другой стороны этот диссонанс является движущей силой изменения личности и может быть использована для оценки потенциала развития, что крайне важно при найме руководителей и должностей, предполагающих карьерный рост.

Стабильность "Я-образа" является предпосылкой последовательности и устойчивости поведения человека. Индивид стремится установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характеризующих, как он думает, его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку другим людям. В ряде случаев люди могут игнорировать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответствуют "Я-образу".

Например, если индивид оценивает объективно свои способности, и в процессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошибки коллегой он правильно отреагирует (при прочих равных условиях) и воспримет замечание. При завышенной самооценке замечание будет воспринято либо как оскорбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием.

 

Развитие Я-концепции

 

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.[6]

Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в Я-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство).[7]

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.[6]

В человеческом сознании заложены психологические механизмы защиты своего образа, своего реального "я". Они необходимы для поддержания психологического равновесия и психологического "комфорта" личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие, например, критических замечаний, так как нарушают единство созданного внутреннего образа, представления о себе.

Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры в общении (игнорирование информации, чужого мнения и др.) и порождает конфликтность поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...