Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отбор, систематизация и оценка идей




Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдет успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создается две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно еще и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

 

Основное:

  1. придумываем в команде
  2. один придумал, другие развили
  3. нет своих идей
  4. от 4 до 5 людей
  5. 90% это плохие идеи, не нужно растраиваться и нужно делится всеми идеями
  6. нет критике
  7. 15 минут придумываем, потом нужно идем пожить, обсуждаем и наращиваем идеи

 

 

 

Обратный мозговой штурм

 

Метод генерации плохих идей и поиск решений для их превращения в хорошие.

Этапы:

● Все участники последовательно предлагают наихудшие, по их мнению, идеи по решению проблемы или созданию продукта. Модератор может стимулировать процесс, задавая наводящие вопросы.

● Участники ищут способы преобразовать плохие решения в хорошие.

 

Метод 6-3-5

Представляет собой достаточно формализованную вариацию метода мозгового штурма. Этот метод подразумевает следующую регламентацию работы экспертной команды: в группу входят 6 человек, каждый из которых в течение 5 мин должен выдвинуть три предложения или высказать три гипотезы по поводу некоторого аспекта решаемой задачи или анализируемой ситуации. Идеи каждого эксперта заносятся в специальные формуляры, которые передаются по кругу. После того как были рассмотрены все аспекты поставленной задачи, и все эксперты получили возможность высказаться, происходит обсуждение и оценка решений и выбор наиболее верного.

Список 100

 

Придумать 100 идей для решения заранее обозначенной проблемы. Это один из оптимальных методов для индивидуальной работы, однако есть очень интересные подходы для коллективной реализации.

Этапы

Основное правило — написать 100 идей за один подход. Обычно это занимает от 1 (команда из 5 человек) до 4 часов (работа в одиночку).

Условно время работы можно разделить на три этапа:

  1. Первые 30 пунктов — все, что лежит на поверхности.
  2. 31–70 — развитие первых 30 идей. Самый сложный этап, потому что вы пока не готовы отказаться от понятных вам первых 30 идей, но перейти на новый уровень креативности пока не можете.
  3. 71–100 — чаще всего здесь кроются самые потрясающие и необычные решения. Хотя и абсурдных тут тоже немало.

В случае командной работы возможны следующие варианты исполнения:

  1. Все участники по кругу озвучивают свои идеи вслух. Модератор их фиксирует. Это, в общем-то, классический мозговой штурм.
  2. Каждый записывает идею на стикере и передает его следующему участнику, который на основе идеи предыдущего участника записывает свою идею на новом стикере. Она может развивать предложенную или быть ее альтернативой. Цикл повторяется до получения 100 идей. Все стикеры фиксируются на доске.
  3. Есть также вариант без стикеров. В этом случае каждый последующий участник устно развивает идею предыдущего спикера, начиная со слов «Да, и ещё... ». Все идеи также фиксируются
Шесть шляп мышления

 

Среди других теорий креативности метод специалиста по латеральному мышлению Эдварда де Боно отличается молодостью. Книга «Шесть шляп мышления» (англ. «SixThinkingHats») была впервые опубликована в 1985 г., представив публике технику организации мышления и способ решения творческих задач и споров.

Эдвард де Боно – британский психолог, консультант в области творческого мышления, писатель. Будучи студентом, изучал медицину, физиологию и психологию. Этим определён его широкий подход к интересующим проблемам, желание разобраться в предмете на стыке дисциплин. Так, по сути, и родилась теория шести шляп мышления, которая сегодня является одной из самых популярных разновидностей метода мозгового штурма.

Предпосылкой появления метода стало убеждение, что человеческое мышление в процессе жизнедеятельности постепенно становится однобоким, приобретает стереотипы. Это обусловлено многими факторами: культурной и социальной средой, религией, образованием, привитыми представлениями о логике, морали и т. д. Кроме того, мыслительные процессы связаны ещё и с настроением самого человека, его эмоциями, интуицией.

Исходя из всего вышеперечисленного, Э. де Боно предложил 6 путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Они основываются на рассмотрении любой проблемы с разных ракурсов. Казалось бы, что может быть проще? Но здесь как раз и находится первая ложка дёгтя – эти способы организации мышления, «шляпы», не являются естественными. Методике сначала нужно обучиться и лишь получив необходимый опыт, «примерять» на себя.

Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме, поскольку, как говорилось выше, мы чаще всего думаем о ней рационально, что не способствует полноте картины. Также техника де Боно позволяет руководителям решать рабочие конфронтации и споры. Умение под разными углами посмотреть на предмет обсуждения – залог успешного оратора. Сама методика требует фокусировки на различных аспектах, а, значит, развивает внимательность. В качестве вывода, подчеркнём, что в глобальном плане шесть шляп можно применить в любой области, связанной с умственным трудом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...