Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С точки зрения теории социальных ролей.




Данная теория была предложена Дж. Мидом, используется рядом западных и отечественных специалистов, в частности в учебнике Виханского и Наумова предлагается именно такой поход.

Американский социальный психолог Джордж Герберт Мид (1863 – 1931) предложил теорию интеракционизма, т. е. теорию социального взаимодействия, в соответствии с которой признается способность личности принимать роль другого человека, представлять, как его воспринимают партнер по общению или группа, соответственно конструировать собственные действия. Эта теория получила также название как теория «социальных ролей».

Суть этой теории состоит в рассмотрении поведения личности в каждой конкретной ситуации как поведение актера в соответствии с ролью. Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности, и отношений, в которые включается личность.

Роль рассматривается какопределенный шаблон, стереотип, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. Роль определяется своим названием, позицией индивида, выполняемой функцией в системе социальных отношений.

Социальные роли личности обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений. На протяжении всей жизни человек играет множество социальных ролей, исходя из тех функций, которые ему приходится, выполнять: отца, мужа, ребенка, подчиненного, начальника, покупателя и т.д.

Каждая из этих ролей состоит из задач, которые должен решать “актер”, и из поведения в этой роли в соответствии с ожиданиями окружающих.

Если поведение индивида соответствует ожиданиям окружающих людей о данной роли, то он нормально ими воспринимается. Если же не соответствует, то окружение может оттолкнуть от себя такую личность, потребовав изменения поведения, либо возникнет конфликт.

В зависимости от того, кто определяет необходимое поведение личности, выделяют роли официальные и стихийные.

Официальные роли связаны с требованиями организации, в которой работает личность, в соответствии с функциональным разделением труда в этой организации; существующим распределением обязанностей. Стихийные роли определяются стихийно возникающими отношениями и видами деятельности. В простых неофициальных ситуациях люди сами распределяют себе роли (родственные отношения, отношения покупатель-продавец).

В управленческой деятельности роль является основным организационным понятием, она описывает определенную работу. В официальных ситуациях роль становится предлагаемой работой, функции и ограничения которой могут быть зафиксированы в письменном виде (должностные инструкции, положения о подразделениях).

Существует регламентация социальных ролей:

нормы морали и этики;

все виды законодательных актов и законов;

должностные инструкции и положения о подразделениях;

контракты и договоры.

Управление поведением представляет собой систему мер по формированию принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки с разумными затратами.

Организация в соответствии со своими целями, стратегией, организационной структурой, спецификой деятельности подбирает себе специалистов на определенные роли, для выполнения конкретных функций и получения требуемых результатов, за которые полагается определенное вознаграждение.

Личность, имея представление о себе и своих возможностях, с учетом своих целей вступает во взаимоотношения с организацией, стремясь занять в ней определенное место, выполнить определенную работу и получить вознаграждение.

Личность ожидает от организации:

· место в социальной структуре,

· конкретную интересную работу,

· желаемое вознаграждение.

 

Организация ожидает от индивида:

· квалификационные и личностные характеристики для выполнения работы,

· требуемые результаты работы,

· признания принятых норм поведения.

При правильном управлении ожидания личности и организации приближаются друг к другу.

Рис.8.5. Ожидания личности и организации

Задача управления поведением состоит в достижении (реализации) соответствия взаимных ожиданий (индивида и организации).

В этой связи уточним содержание этих понятий.

Ожидания организации от индивида во многом определяются:

* организационно-правовым статусом предприятия;

* действующей стратегией управления и этап ЖЦО;

* опытом предшествующей работы индивида;

* категорией персонала (руководители определенного уровня управления, специалисты, рядовые исполнители).

Организационно-правовой статус предприятия определяет, какие требования могут быть применены в данной организации в плане оплаты труда, социальных гарантий, интенсивности труда и т.д.

Исследования, проведенные на ряде малых предприятий (11) свидетельствуют, что на малых фирмах интенсивность труда не всегда соответствует поставленным задачам, зато оплата труда намного выше, по сравнению с государственными организациями. В представительствах иностранных компаний оплата значительно выше, чем на государственных организациях и в частных фирмах, однако интенсивность труда также возрастает. Кроме того, в частном бизнесе (отечественном и иностранном) высока вероятность банкротства и, соответственно, вероятность последующих сокращений.

Этап ЖЦО, а также стратегия управления персоналом определяет перспективу в работе с персоналом и предполагает возможность снижения конфликтного противостояния.

Например, для организаций на этапе развития могут быть характерны следующие ожидания от руководителей и ведущих специалистов:

· готовность к сознательному риску, который может относиться как к имеющимся в их распоряжении финансовым, трудовым ресурсам, технологическому потенциалу, так и деловой репутации;

· готовность к принятию сложных управленческих решений и действий, связанных с прогнозированием будущего состояния, выдвижением нестандартных коммерческих, технологических или организационных идей;

· умение вести сложные переговоры с клиентами и партнерами, заключать взаимовыгодные соглашения, выполнять принятые на себя обязательства;

Опыт предшествующей работы индивида. Организация предполагает использования предшествующего опыта работы принимаемого на работу специалиста, но при условии, что действующие нормы и правила будут соблюдаться. Ожидания организации зависят от категории работников и должности, на какую они принимаются: руководителя, специалиста или технического исполнителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...