Тема: управление как процесс. Решения в процессе управления.
План.
Литератрура:
1.Процесс управления: понятие, содержание, основные свойства.
Если организационная структура, как форма, отражает статику управления, то процесс управления характеризует динамику, т.е. функционирование системы управления, все то, что происходит в системе управления организацией во времени. Под процессом понимается любое действие, которое предпринимает менеджмент для достижения целей организации.
Управление – комплексный процесс, направленный на решение проблем, он может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, разработка и выбор альтернатив, принятие решений, составление программ и бюджетов, определение направлений и мер по их выполнению.
Например, когда менеджер осуществляет планирование, организационную деятельность и контроль, он принимает решения. Он анализирует ситуацию, разрабатывает несколько альтернатив, производит сравнение альтернатив, принимает решение и оценивает результат. Принятие решений имеет прямое отношение ко всем функциям управления. Процесс управления разделяется во времени и пространстве на отдельные стадии по выполнению определенных работ, связанных с принятием управленческих решений.
Процесс управления – совокупность последовательных действий, выполняемых руководителем и аппаратом управления, по подготовке и осуществлению воздействия на управляемый объект.
Обязательными компонентами процесса управления являются:
Содержание процесса управления – выполнение определенной последовательности действий, обеспечивающих подготовку и осуществление воздействия на объект управления и достижение организацией её целей.
Группировка действий по функциям определяет задачи, решаемые в конкретном подразделении (это конкретные функции управления) Группировка действий по характеру позволяет выделить этапы процесса управления. Группировка действий по времени – стадии, процедуры и операции. Этап процесса управления – это группа действий, отличающихся их качественной определенностью, однородностью, получением конкретного промежуточного результата. Выделяют 4 этапа процесса управления:
Цель – идеальное представление желаемого, необходимого и возможного (конечного) состояния или результата деятельности, которое должно быть достигнуто с помощью наличных или подлежащих выявлению средств. Каждый процесс управления начинается с постановки целей и определения критериев, с помощью которых определяется степень её достижения. Различные виды критериев позволяют количественно оценить приоритетность целей и мероприятий, выбрать наиболее эффективные решения. Цели бывают плановые и разовые.
Ситуация – текущее состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели.
Обычно ситуацию описывают с помощью информации, системы показателей и т.п. Ситуации могут быть типичными и оригинальными, критическими и нормальными, предвидимыми и непредвидимыми, временными и постоянными.
Проблема – основное противоречие между текущим состоянием системы управления и поставленной целью. Существование проблемы указывает на расхождение между целями и задачами организации и возможностями их реального выполнения. Например, расхождение в 20 % между плановым и реальным объемом продаж означает, что существует проблема.
Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели. Решения – это организационная реакция на возникающую проблему. Решения – продукт управленческого труда, а его принятие – процесс. Каждое решение предполагает различные пути и способы организации работы, затраты ресурсов, последствия. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.
Группировка действий в о времени позволяет выделитьстадии, процедуры и операции.
Стадии процесса управления: v Целеполагание v Информационная работа v Аналитическая работа v Выбор варианта решения v Организационно-практическая работа. Схематично связь этапов и стадий процесса управления может быть представлена в следующем виде:
Организация процесса управления отражает порядок взаимодействия различных подразделений и работников при выполнении последовательных действий и работ. Разделение управленческого труда требует установления организационных, информационных связей при выполнении совместных работ.
Технология процесса управления характеризует средства и способы выполнения процедур и операций, которые включают технические средства, информацию и используемые методы.
Технология управления может изменяться и зависит от выбранного метода решения задачи.
Понятие процесса управления тесно связано с понятием деятельности. Это управленческий труд, т. е. затраты ресурсов: материальных, информационных, людских и т.д.. Поэтому важное значение имеет оценка и повышение эффективности их использования, а вопросу об эффективности процесса управления уделяется особое внимание.
Свойства (характеристики) процесса управления:
Особенности процесса управления как специфического вида деятельности находят отражение в следующих свойствах:
Устойчивость процесса управления обеспечивается тем, что структура процесса управления (действий и взаимодействий) закрепляется в организационных регламентах, ОСУ, что и обеспечивает устойчивость процесс. Взаимосвязи при выполнении постоянных работ сохраняются.
Характеризует способность системы управления переключаться на новые цели, проблемы, новые методы управления. Она обусловлена изменениями, которые происходят в производстве.
Это свойство отражает связь и единство производства и управления. Ритмичная и эффективная производственная деятельность вне управления невозможна. Устойчивый, постоянный характер управленческих действий, направленных на достижение целей организации, и тем самым сохранение её существования и рост. Управление как постоянно осуществляемая деятельность предопределена существованием организации. Жизненный цикл организации характеризует последовательные стадии её развития, каждая из которых имеет свои особенности и предъявляет определенные требования к управлению, и, следовательно, влияет на содержание процесса управления.
Характеризует изменение интенсивности управленческой деятельности (обязательно ли принимать решение?) «Управление – комплексный процесс, направленный на решение проблем, который может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, диагноз, разработка и выбор альтернатив, составление программ и бюджетов, направления реализации и определенных мер по выполнению.»
Характер организационных проблем позволяет разделить действия управляющих на четыре категории: бездействие, контроль событий, действия, отложенные на будущее (до следующего периода планирования), немедленные действия.
Периодическая повторяемость определенного набора действий – элементарный цикл управления.
Закономерное повторение основных этапов в каждом управленческом цикле.
Свойства процесса управления необходимо учитывать при планировании и организации управленческого труда, определении объема работ, их продолжительности, трудоемкости.
Понятие решения многозначно. Управленческое решение нужно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: ü Это вид деятельности в управляющей системе, связанный с подготовкой, выбором и принятием решения (определенного варианта действий); ü Это акт управляющего воздействия, осуществляемого в форме планов, приказов, распоряжений. ü Это организационно-практическая деятельность по его реализации.
Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели. УР выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии. Принятие решений представляет собой организационный процесс, так как он определяет поведение объекта управления, не ограничен действиями отдельного лица и влияет на цели организации в целом.
Характеристики управленческого решения:
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит формализованный характер. В этой связи выделяются два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
Принятие качественных, правильных решений – это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знаний и умений составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|