Разработка модели и выбор методов решения задачи
В начальной постановке задачи сохраняется неопределенность между условиями и целью. Чтобы её устранить, формулируется гипотеза решения, на основе которой разрабатывается модель решения задачи. По данной модели ищется процедура, в том числе алгоритм решения задачи.
Выбор процедуры принятия решения зависит от ситуации, и во внимание должны приниматься следующие факторы: v требования к качеству решения v время, отведенное для принятия решения v распыленность информации v необходимость заручиться согласием v степень структурированности проблемы v степень важности одобрения решения v разделяют ли подчиненные цели организации (мотивация) v вероятность возникновения разногласий относительно предпочтительного решения
Методы принятия решений – это способы выбора наилучшей альтернативы по конкретным заранее установленным критериям.
Выбор метода зависит, прежде всего, от вида решаемой задачи. Выделяется три группы задач: - решения в условиях определенности (не влияют случайные события, например, определение размеров партий запуска-выпуска изделий, расчет затрат на производство) Руководитель точно знает результат реализации каждой альтернативы. Это – детерминированные ситуации и типовые ситуации (прием и увольнение сотрудников, материально-техническое обеспечение) - решения в условиях риска (изменения в конструкции или технологическом процессе, оценка вероятности наступления случайных событий, страховать или нет парк автомобилей) Риск – уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат. Известна вероятность каждого результата. Необходимо объективно рассчитать риск.
- решения в условиях неопределенности. Невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Для них характерна новизна и сложность проблемы, учитываемые факторы новы и сложны (социокультурные, политические, наукоемкая среда).
Выделяется два класса процедур решения задачи: - алгоритмические - эвристические Алгоритм – это точное предписание выполнять строго в определенном порядке систему операций для решения задач некоторого класса. Процедура, не отвечающая условиям результативности, называется эвристической.
Решения являются программируемыми настолько, насколько проблемы стандартны и насколько разработана стандартная процедура их решения. Эти стандартные процедуры разрабатываются для повторяющихся и рутинных задач. Непрограммируемые решения - решения, которые требуются для уникальных и сложных управленческих задач.
Для хорошо структурированных задач могут быть применены методы математического моделирования (методы производственных функций, корреляционного и регрессионного анализа, различные методы оптимизации – линейного программирования, сетевого планирования, балансовые методы, исследование операций, системный анализ). Решения в высокой степени структурированные считаются программируемыми. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов. Выделение класса программируемых решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Для структурированных задач признание проблем происходит достаточно прямолинейно. (выполение бригадой задания на 70 %) Слабо структурированные решения являются непрограммируемыми, так как принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения математических моделей, и основную роль в поиске играет человек. Такие решения связаны с определением целей и стратегии развития организации, с изменением её структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п.
Если задача управления плохо структурирована, используются эвристические методы, методы экспертных оценок, метод Дельфи, метод мозговой атаки, метод номинальной группы.
Экспертные оценки – упорядоченная и в большей или меньшей степени формализованная процедура выявления субъективной оценки, суждений, предпочтений компетентных специалистов и менеджеров. Мозговой штурм – метод усиления творческого подхода путем стимулирования генерирования идей в ходе обсуждения, при котором избегают критики. Метод Дельфи – метод, стимулирующий творческий подход путем использования анонимных суждений об идеях с целью достижения согласованного решения. Метод номинальной группы – метод, стимулирующий творческий подход путем объединения людей в группу в рамках весьма структурированного собрания, которое допускает ограниченное устное общение. Групповое решение представляет собой результат математического обобщения индивидуальных голосов. Разработка альтернатив. Альтернативы – средства достижения цели, охватывающие имеющиеся в распоряжении субъекта управления ресурсы и управляемые им условия деятельности.
Разработка альтернатив является исследовательским процессом, который требует определенного времени и затрат. Следует стремиться к тому, чтобы выявить широкий круг вариантов решения проблемы.
При разработке альтернатив применяются два типа критериев: - мы должны (или цель) - мы хотим.
С точки зрения целей изучаются желательные альтернативы (особо важно при наличии множества целей) С точки зрения условий (технологии и ресурсы) изучаются реализуемые альтернативы.
Методы поиска альтернатив: 1. Стандартные 2. Известные из прошлого опыта.
Если не эффективны названные методы, т.е. это новая, уникальна проблема, необходим творческий подход.
Сравнении, оценка вариантов решения и выбор
После разработки вариантов решения проблемы их нужно оценить и сравнить. В каждом случае целью при принятии решения является выбор варианта, который даст наиболее благоприятный и наименее неблагоприятный результат. При выборе решения руководствуются заранее определенными целями и задачами. Оценка альтернатив включат: 1. Оценку последствий (вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы, их измеряют относительно установленных критериев – удовлетворяют ли). Взаимосвязь «вариант – результат» основывается на трех возможных условиях: - определенность. Лицо, принимающее решение, обладает полным знанием вероятности результата каждого варианта; - неопределенность. ЛПР не обладает никаким знанием вероятности результата каждого варианта; - Риск. ЛПР обладает некоторой вероятностной оценкой результата каждого варианта. Принятие решения в условиях риска происходит довольно часто. 2. Возможность реализации решения (вероятность включается в оценку, принимая во внимание время, прогноз действия факторов, т.е. степень неопределенности и риска)
Результатом оценки является выделение множества допустимых альтернатив.
Задачей выбора варианта решения проблемы является достижение заранее определенной цели (и это очень важно). Это означает, что решение – не самоцель, и является только средством для достижения цели. Выбор альтернативы. Могут быть использованы три подхода: - прошлый опыт (31 %) (достоинства – развивает умения и навыки в суждении и интуиции, недостатки – ситуационен, не достаточен учет и анализ прошлых ошибок и неудач) - проведение эксперимента (недостатки – дороговизна, изменение ситуации) - исследования и анализ (20 %) - интуиция (14,5%)
Этап: Принятие УР Принятие решений связано с выполнением следующих процедур:
Конкретно действия, следующие за решением, должны включать выполнение, контроль и оценку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|