Этапы логопедической работы. I. Профилактика речевых нарушений у младших школьников. II. Диагностика уровня речевого развития младших школьников.
Этапы логопедической работы. I. Профилактика речевых нарушений у младших школьников. Данную работу целесообразно проводить в консультативной форме с родителями и педагогами во время весенних занятий и в течение учебного года с дошкольниками. Цель: ознакомление с особенностями речевого развития детей 6-7-милетнего возраста и предупреждение возникновения речевых нарушений посредством проведения следующих приёмов и мероприятий: ü Первичные консультации с педагогами, родителями (методические рекомендации «Готов ли ребёнок к школе? ») ü Вторичные консультации («Как подготовить ребёнка к школе? ») ü Индивидуальные консультации для родителей и детей. ü Развитие зрительно - пространственных функций у детей. ü Развитие памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности у детей. ü Формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя. ü Устранение нарушений устной речи. Материалы: ü Систематизированный пакет консультативного материала для родителей в печатном виде; ü Систематизированный пакет консультативного материала для педагогов в печатном виде; ü Пакет материалов по диагностике уровня речевого развития детей 4-6 лет.
II. Диагностика уровня речевого развития младших школьников. Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени. Цель: выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушения чтения и письма; определение степени выраженности, характера и вида нарушений. Необходимо учитывать состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребёнка.
Задачи: ü Изучение анкетных данных медико-педагогической документации. ü Обследование органов периферического отдела артикуляционного аппарата. ü Обследование речевой моторики. ü Обследование слуховых функций. ü Обследование звукопроизношения. ü Обследование состояния фонематического анализа, синтеза и представлений. ü Обследование фонематического восприятия. ü Изучение особенностей словарного запаса и грамматического строя речи. ü Обследование состояния зрительной функции. ü Обследование состояния процесса чтения; скорости и способа чтения. ü Обследование состояния различных видов письма.
Требования к процедуре диагностики уровня развития устной и письменной речи младших школьников:
1. Обследованию подлежат основные виды познавательной деятельности ребёнка. Выявляются наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракция. Устанавливается, умеет ли ребёнок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных, находить сходство или различие, обобщать окружающие предметы по какому-либо признаку и т. д. 2. Диагностическое обследование каждого ребёнка должно состоять из двух частей: констатирующей и обучающей (что имеется в данный момент и может ли усвоить новый материал. ) 3. При оценке уровня познавательных возможностей должны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа самого процесса деятельности. Поэтому в процессе обследования необходимо обращать внимание на то, проявляет ли ребёнок интерес к деятельности, внимателен или быстро отвлекается, как относится к успехам и неудачам в своей работе, каковы трудности, и умеет ли он их преодолевать. 4. Обследование ребёнка рекомендуется начинать с выполнения заданий, доступных его возрасту и, в случае необходимости, упрощать их до тех пор, пока ребёнок не будет справляться с новой для него формой деятельности.
При диагностике речевого развития ребёнка используется совокупность приёмов и методов с учётом всех данных о ходе развития ребёнка. Материал для обследования познавательной деятельности предъявляется преимущественно в наглядной форме. Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем детям. В зависимости от возраста ребёнка, его развития, речевых возможностей и уровня знаний варьируются методы и приёмы обследования, предъявляемый материал и формулирование задания.
У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.
Преемственно-перспективная и пропагандистская работа. Цель: осуществление связи с ДОУ, ОУ для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами- специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций.
Задачи: ü Вести разъяснительную работу среди педагогов, родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости учащихся, имеющих нарушения речи. ü Участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов. ü Информировать советы ОУ о задачах, содержании, результатах работы логопедического пункта. ü Повышать свою профессиональную квалификацию.
Материалы: ü Систематизированный пакет консультативного материала для родителей в печатном виде; ü Пакет консультативного материала для педагогов в печатном и рукописном виде.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|