Перспективный план работы с группой учащихся,
Перспективный план работы с группой учащихся,
имеющих речевое заключение:
«Дисграфия».
3-4 классы.
Этапы работы
| Содержание коррекционной работы.
| Грамматические темы, используемые на занятиях
| Развитие неречевых процессов;
Воспитательная работа
| Количество занятий
|
1 этап
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне.
| 1. Уточнение и активизация словарного запаса детей и восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:
лексика:
-имя существительное;
-имя прилагательное;
-глагол;
-слова-«антонимы»;
-слова-«синонимы»;
-слова-омонимы.
Словообразование:
-состав слова (корень, родственные слова);
-развитие функции словообразования (приставки, суффиксы);
-обогащение, актуализация словарного запаса;
обогащение знаний о составе слова.
Грамматика:
предлоги;
предлоги и приставки;
согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
2. Развитие речевого анализа и синтеза.
Гласные, согласные звуки и буквы.
Ударение.
Звукобуквенный анализ слов.
Перенос слов.
Звонкие и глухие согласные.
Безударные гласные.
| Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Родственные слова.
Корень слова.
Приставка.
Суффикс.
Предлоги.
Безударные гласные.
| Развитие познавательной активности детей.
Развитие способности к запоминанию, к переключению внимания.
Совершенствование умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях выполнения учебной задачи.
Развитие умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя-логопеда.
Развитие умений применять знания в новых ситуациях, работать в определённом темпе.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
| 30-35 занятий.
|
2 этап.
Коррекционная работа на фонематическом уровне.
| 1. Дифференциация гласных:
«а-я», «о-ё», «у-ю», «ы-и», «ё-ю».
2. Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство:
-звонкие-глухие «з-с», «в-ф», «д-т», «г-к», «ж-ш», «б-п».
Оглушение звонких согласных в середине и на конце слов.
-свистящих, шипящих и аффрикат «з-ж», «с-ш», «с-ц», «ч-щ», «ч-ц».
Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство «б-д», «п-т», «л-м», «о-а», «у-и».
|
| Развитие фонематического представления и восприятия, слухового восприятия и внимания.
Развитие наблюдательности, памяти, мышления.
Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, активности, усидчивости.
Формирование адекватной самооценки.
| 20-25 занятий.
|
3 этап.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
| 1. Согласование слов в предложении.
Интонационное оформление предложений в устной речи.
Работа голоса.
2. Развитие связной речи.
-последователь-
ный и краткий пересказ;
-творческий пересказ;
-пересказ по заданному началу, концу;
-пересказ с опорой на план;
-рассказ по сюжетной картине;
-изложение.
| Текст.
| Развитие абстрактного, образного и логического мышления, памяти, воображения.
Развитие навыков коммуникации по учебному заданию.
Составление устных высказываний с элементами фантазии.
| 10-12 занятий.
|
Логопедическая работа с учащимися,
имеющими речевое заключение:
«Фонетический дефект».
Характеристика группы.
Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искажённых звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжёлых случаях-несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
ü Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
ü Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
ü Трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении лов, смешение слов по смыслу и т. п.
2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
III. Психологические особенности:
ü 1Неустойчивое внимание.
ü Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
ü Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
ü Недостаточное развитие способности к переключению.
ü Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
ü Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
ü Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
ü недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
ü трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе. )
ü развитие комплекса неполноценности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: