Приложение 6. Календарно-тематическое планирование. Дисграфия, (обусловленная ФФН). 2 часа в неделю. 60 часов в год. 60 часов в год. Коррекционная тема Количество занятий. Дата Развитие и уточнение пространственно-времен
Приложение 6
Календарно-тематическое планирование.
Дисграфия, (обусловленная ФФН).
2 класс.
2 часа в неделю.
60 часов в год.
Коррекционная тема
| Количество занятий.
| Дата
|
Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
|
|
|
Образование речевых звуков. Звук и буква.
|
|
|
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
|
|
|
Дифференциация гласных «а-я» в слогах, словах.
|
|
|
Дифференциация гласных «а-я» в предложениях и тексте.
|
|
|
Дифференциация гласных «у-ю» в слогах, словах.
|
|
|
Дифференциация гласных «у-ю» в предложениях и тексте.
|
|
|
Дифференциация гласных «о-ё» в слогах, словах.
|
|
|
Дифференциация гласных «о-ё» в предложениях и тексте.
|
|
|
Дифференциация гласных «ы-и» после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах.
|
|
|
Дифференциация гласных «ы-и» после твёрдых и мягких согласных в предложениях и тексте.
|
|
|
Обозначение мягкости согласных при помощи
буквы «ь»
|
|
|
Разделительный «ь»
|
|
|
Диктант
|
|
|
Дифференциация гласных «о-у»
|
|
|
Дифференциация гласных «ё-ю»
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «б-бь»
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «п-пь»
|
|
|
Дифференциация Б-П
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «в-вь»
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «ф-фь»
|
|
|
Дифференциация В-Ф
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «г-гь»
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «к-кь»
|
|
|
Дифференциация Г-К-Х
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «д-дь»
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «т-ть»
|
|
|
Дифференциация Д-Т
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «з-зь»
|
|
|
Дифференциация согласных звуков «с-сь»
|
|
|
Дифференциация З-С
|
|
|
Звук и буква Ж
|
|
|
Звук и буква Ш
|
|
|
Дифференциация звуков «ж-ш»
|
|
|
Дифференциация звуков «р-рь», «л-ль»
|
|
|
Дифференциация звуков «с-ш»
|
|
|
Дифференциация звуков «з-ж»
|
|
|
Дифференциация звуков «с-ц»
|
|
|
Дифференциация звуков «ч-щ»
|
|
|
Дифференциация звуков «ч-ть»
|
|
|
Дифференциация звуков «ч-ц»
|
|
|
Слово. Словосочетание. Предложение.
|
|
|
Деформированное предложение, деформированный текст.
|
|
|
Письменные ответы на вопросы.
|
|
|
Составление рассказа по вопросам.
|
|
|
Выборочное письмо.
|
|
|
Составление рассказа по опорным словам и картинкам (или началу)
|
|
|
Диктант
|
|
|
Приложение 7
Календарно-тематическое планирование
Дисграфия. 3 класс.
3 часа в неделю.
90 часов в год.
Коррекционная тема
| Количество занятий
| Дата
|
Предложение.
Границы предложений.
|
| |
Связь слов в предложении.
|
|
|
Интонационная работа голоса при обозначении вида предложения.
|
|
|
Распространение предложений.
|
|
|
Слого-звуковой состав слова.
Гласные, согласные звуки и буквы.
|
| |
Ударение.
|
|
|
Звукобуквенный анализ слов.
|
|
|
Перенос слов.
|
|
|
Безударные гласные.
|
|
|
Диктант
|
|
|
Морфологический состав слов.
Родственные слова. Корень.
|
| |
Окончание.
|
|
|
Сложные слова.
|
|
|
Приставка.
|
|
|
Суффикс
|
|
|
Закрепление.
|
|
|
Диктант
|
|
|
Дифференциация звуков и букв.
Дифференциация звонких и глухих согласных:
«б-п»,
«д-т»,
«в-ф»,
«з-с»,
«г-к»,
«ж-ш».
|
| |
|
|
Оглушение звонких согласных в середине и на конце слов.
|
|
|
Диктант
|
|
|
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.
«а-я»,
«о-ё»,
«у-ю»,
«ы-и».
|
|
|
Дифференциация гласных:
«ё-ю»,
«о-а»,
«у-и»
|
|
|
Дифференциация согласных:
«з-ж», «с-ш», «с-ц», «ч-щ», «ч-ц».
|
|
|
Дифференциация согласных, имеющих оптическое сходство:
«б-д».
«п-т»,
«л-м».
|
|
|
Развитие связной речи.
Составление предложений по опорным предметным картинкам.
|
| |
Восстановление деформированного предложения, текста.
|
|
|
Выделение предложений из сплошного текста.
|
|
|
Письменные ответы на вопросы
|
|
|
Составление рассказа по вопросам.
|
|
|
Составление рассказа по серии сюжетных картинок; опорным словам.
|
|
|
Выборочное письмо.
|
|
|
Составление рассказа по опорным словам и картинкам;
По опорным словам и началу;
По заданному концу.
|
|
|
Составление рассказа по сюжетной картине.
|
|
|
Изложение
|
|
|
Творческий пересказ
|
|
|
Итоговый урок.
|
|
|
Приложение 8
Тематическое планирование.
Фонетический дефект
(сигматизм).
1-2 часа в неделю.
Этапы работы над звуком
| Содержание работы
| Игры
| Звуки
| Количество занятий
|
1 этап
Подготовительные упражнения
| Артикуляционные упражнения, развивающие и укрепляющие моторику
| Игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, общей моторки, пространственных представлений.
|
| 1-2
|
2 этап
Специальные артикуляционные упражнения
| Артикуляционные упражнения для губ, языка. Выработка воздушной струи, силы голоса, подготовка и постановка дефектных звуков
| Игры на развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа
| «с», «з», «ш», «ж», «ц», «ч»
| 2-4
|
3 этап
Постановка звуков
| Коррекция дефектного произношения
| Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук
| «с-з», «ч-щ», «ж-ш», «ц-с»
| От 2 и более
|
4 этап
Автоматизация звуков
| Закрепление поставленных звуков
| Игры на развитие фонематического восприятия и звуко-слогового анализа
| «с», «з», «ц», «щ», «ж», «ш», «ч»
| От 4 и более
|
5 этап
Дифференциация звуков
| Воспитание навыка различения звуков путём сопоставления по артикуляции и звучанию через различные упражнения
| Игры на развитие фонематического восприятия и звуко-слогового анализа
| «с-з», «ш-ж», «с-ц», «с-ш», «з-ж», «ш-щ».
| От 6 и более
|
Приложение 9
Календарно-тематическое планирование.
Фонетический дефект
(ламбдацизм, ротацизм)
1-2 часа в неделю.
Этапы работы над звуком
| Содержание работы
| Игры
| Звуки
| Количество занятий
| Дата
|
1 этап
Подготовительные упражнения
| Артикуляционные упражнения, развивающие и укрепляющие моторику
| Игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, общей моторки, пространственных представлений.
|
| 2-4
|
|
2 этап
Специальные артикуляционные упражнения
| Артикуляционные упражнения для губ, языка с целью выработки тонких движений, необходимых для звуков «р», «л»
Выработка воздушной струи, силы голоса, подготовка к постановке дефектных звуков
| Игры на развитие фонематического слуха и навыков звуко-слогового анализа
| «р-рь»,
«л-ль»
| 2-4
|
|
3 этап
Постановка звуков
| Коррекция дефектного произношения.
Вызывание звука.
Постановка звука.
| Игры на развитие фонематического восприятия: на дефектный звук
| «р-рь»,
«л-ль»
| От 2 и более
|
|
4 этап
Автоматизация звуков
| Закрепление поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи.
| Игры на развитие фонематического восприятия и звуко-слогового анализа
|
| От 4 и более
|
|
5 этап
Дифференциация звуков
| Воспитание навыка различения звуков путём сравнения по артикуляции и звучанию
| Игры на развитие фонем. восприятия и звуко-слогового анализа
| «р-рь»,
«л-ль»,
«р-л»
| От 6 и более
|
|
Список информационно-методического обеспечения:
1. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю.
Организация логопедической работы в школе. -М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю.
Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие /Научн. ред. О. В. Защиринская. -СПб.: Издательство «Речь», 2005.
3. Ефименкова Л. Н.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. 1-3 периоды. Пособие для логопедов. -2-е изд. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В.
Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических фак. Л 69 пед. вузов/Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
7. Мазанова Е. В.
Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда /Е. В. Мазанова. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
8. Мазанова Е. В.
Коррекция акустической дисграфии. конспекты занятий для логопеда. /Е. В. Мазанова. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
9. Мазанова Е. В.
Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда /Е. В. Мазанова. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
10. Мазанова Е. В.
Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Конспекты занятий для логопеда/Е. В. Мазанова. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
11. Российская Е. Н.
Методика формирования самостоятельной письменной речи /Е. Н. Российская. - 2-е изд. –М.: Айрис-пресс, 2005
12. Садовникова И. Н.
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие –М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
13. Ткаченко Т. А.
Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. пособие для воспитателей, логопедов и родителей. -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: