III. Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность.
III. Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность. Механизмы нарушений устной речи, а также чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и коррекционно-развивающая работа по их устранению имеет много общего. Она осуществляется в соответствии с авторской коррекционно-образовательной программой логопедического пункта Данная образовательная программа состоит из трёх блоков:
1. «Учимся говорить правильно» Задачи: ü Коррекция дефектов произношения. ü Формирование полноценных фонетических представлений( на базе развития фонематического восприятия). ü Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. ü Развитие неречевых процессов. Периодичность проведения индивидуальных занятий зависит от сложности дефекта, и их цикличность составляет 1-3 раза в неделю.
2. «Учимся читать и писать правильно» Задачи: ü Обогащение словарного запаса детей. ü Формирование и совершенствование грамматического строя речи. ü Развитие навыков словообразования и словоизменения. ü Формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза. ü Развитие навыков работы со словосочетаниями, моделями разных синтаксических конструкций. ü Развитие неречевых процессов.
3. « Учимся связному высказыванию» Задачи: ü Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. ü Развитие умения отвечать на вопросы и задавать их. ü Формировать навыки строить и перестраивать предложения по заданным образцам. ü Отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
ü Точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания. ü Развивать навыки свободной речи. ü Развитие у учащихся навыков самоконтроля. Содержание коррекционных блоков, их порядок и комплектование формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта. В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение: «Общее недоразвитие речи 3 уровня». Характеристика группы. Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы. 1. Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»). 2. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: ü недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; ü недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; ü трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других. )
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству). 2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается: ü недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; ü трудности овладения учебными понятиями, терминами; ü трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; ü недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности. 1. Неустойчивое внимание. 2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. 3. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. 4. Недостаточное развитие способности к переключению. 5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. 6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. 7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие: ü недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; ü трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе. )
Основные направления работы: 1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. 2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: ü уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
ü уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. 3. Формирование связной речи: ü развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания; ü установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины). 4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: ü устойчивости внимания; ü наблюдательности (особенно к языковым явлениям); ü способности к запоминанию; ü способности к переключению; ü навыков и приёмов самоконтроля; ü познавательной активности; ü произвольности общения и поведения. 5. Формирование полноценных учебных умений: ü планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и средств достижения учебной цели; ü контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); ü работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т. д. ) ü применение знаний в новых ситуациях; ü анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. 6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: ü умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т. е. занять позицию ученика;
ü умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; ü умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; ü умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда. 7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ü ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ü ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; ü ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания); ü применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы; ü употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; ü обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением; ü пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии; ü развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы; ü формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; ü проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы; ü соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п. ); ü составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение: «Общее недоразвитие речи 3 уровня». 1 класс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|