4. Земский собор 1549 г. и начало реформ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 1. Из какой социальной среды происходит автор челобитной? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста. 2. Какую цель преследовал Иван Пересветов при написании челобитной? К какому типу источников относится документ? 3. Какие стороны российской действительности критикует Иван Пересветов? 4. Какие реформы предлагает осуществить автор челобитной? Чем он обосновывает их необходимость? 5. Какой идеал государственного устройства описан в челобитной Иваном Пересветовым? Помимо примера для подражания существует ли для автора контр-пример? 6. Нашла ли отражение в тексте документа теория “Москва – третий Рим”? 7. Какие приемы использует Иван Пересветов, надеясь избежать опалы в случае, если содержание челобитной окажется неугодным государю? 4. Земский собор 1549 г. и начало реформ (по Продолжению хронографа редакции 1512 г. )
Того же месяца февраля в 27 день царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси в своих царьских полатах перед отцем своим Макарьем митрополитом и предо всем освященным собором говорил бояром своим князю Дмитрею Феодоровичю Бельскому, князю Юрью Михайловичу Булгакову, князю Феодору Андреевичу Булгакову, князю Петру Михайловичю Щенятеву, князю Дмитрею Феодоровичю Палецкому, Василию Дмитреевичю Шеину, князю Данилу Дмитреевичю Пронскому, князю Александру Борисовичю Горбатому, и иным своим бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, что до его царьского возраста от них и от их людей детем боярским и христьяном чинилися силы и продажи и обиды великие в землях, и в холопех и в ыных во многих делех, и они бы вперед так не чинили, детем бы боярьским и христьяном от них и от их людей силы и продажи и обиды во всяких делех не было никоторые, а хто вперед кому учинит силу или продажу и обиду, и тем от царя и великого князя быти в опале и в казни.
И бояре все били челом государю царю и великому князю, чтобы государь их в том пожаловал, сердца на них не дерьжал[22] и опалы им не учинил никоторые, а они хотят служити ему, государю царю и великому князю, и добра хотети ему и его людем во всем вправду, безо всякия хитрости, по тому же, как служили и добра хотели господарю своему, отцу его, великому князю Василию Ивановичю всея Руси, и деду его, великому князю Ивану Васильевичю всея Руси. А которые будут дети боярьские и христьяне на них и на их людей учнут бити челом, о каких делех ни буди, государь бы их пожаловал, давал им и их людем с теми детми боярьскими и со христьяны суд. И царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси перед отцом своим Макарьем митрополитом и перед всем освященным собором бояр своих пожаловал с великим благочестием и усердием, наказав их, умилне говорил им: “по се время сердца на вас в тех делех не держу и опалы на вас ни на кого не положу, а вы бы вперед так не чинили”. Да и воеводам и княжатам и боярьским детем и дворяном большим то же говорил; и пожаловал их, наказал всех с благочестием умилне. Того же месяца февраля в 29 день[23] царь и великий князь Иван со отцем своим Макарьем митрополитом и з бояры уложил, что во всех городех Московьские земли наместником детей боярьских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и розбоя с поличным; да и грамоты свои жаловальные о том во все городы детем боярьским послал. Источник: Земский собор 1549 г. и начало реформ (по Продолжению хронографа редакции 1512 г. ) [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVII вв. / В. А. Александров, В. И. Корецкий; под ред. А. А. Зимина. - М., 1962. - С. 72-73.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 1. В чем обвинил молодой государь бояр и власть придержащие круги на Соборе?
2. Какую позицию на Соборе заняло духовенство? Почему? 3. Почему Земский собор 1549 г. называют “собором Примирения”? 4. Какие фрагменты текста свидетельствуют о том, что Земский собор являлся представительным органом? 5. В чем значение Земского собора 1549 г.?
5. Вопросы Ивана IV митрополиту Макарию [24]
Говорити перед государем, и перед митрополитом, и передо владыки, и передо всеми бояры дияку, как было при[25] великом князе Иване Васильевиче, при деде, и при отце моем, при великом князе Василье Ивановиче, всякие законы, тако бо и ныне устроити по святым правилом и по праотеческим законом и на чом святители, и царь, и все приговорим и уложим, кое бы было о бозе твердо и неподвижно в векы. 1. Отец мой, Макарей митрополит, и архиепископы, и епископы, и князя, и бояре. Нарежался есми х Казани[26] со всем христолюбивым воинством и положил есми совет своими боляры в пречистой и соборной перед тобою, отцем своим, о местах в воеводах и в всяких посылках в всяком розряде не местничатися, кого с кем куды ни пошлют, чтобы воиньскому делу в том порухи не было; и всем бояром тот был приговор люб. И в Володимере[27] перед митрополитом з бояры тот же приговор был и в Нижнем Новгороде[28] також. И как приехали х Казани[29] и с кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой розместничается на всякой посылке и на всяком деле, и в той у нас везде бывает дело не крепко; и отселе куды кого с кем посылаю без мест по тому приговору, никако без кручины и без вражды промежь себя никоторое дело не минет, и в тех местех всякому делу помешька бывает. О сем посоветуйте все вкупе и уложите, как вперед тому делу быть без вражды и без кручины и полюбовно, чтоб воиньском деле в том никоторые споны не было, а мне бы о том кручины не было. 2. Да о том говорите: как были у кого вотчины, да у тех же каковы поместья, и каковы им кормленья давалися и в колько год, и как оне с тех вотчин и с тех поместей служили; и ныне, после великого князя Василья и после великие княгини Елены до возраста царьскаго, каковы за ким вотчины, и каковы поместья, и каковы кормленья, и всякие приказы, и за дьяки, и за подьячими, и за сытники, и за огневьщнки, и за выимщикн, и за городничими, и за иными приказными людьми, також вотчины, и поместья, и кормленья и многие приказы, и о том, что приговорити и недостальных как пожаловати? А у которых отцов было поместья на сто четвертей, ино за детми ныне втрое, а иной голоден; а в меру дано на только по книгам, а сметить, ино вдвое, а инъде больши, и тобы приговори, да поверстати по достоиньству безгрешно, а у кого лишек, ино недостаточного пожаловати.
3. Да у монастырей, и у князей, и у бояр слободы внове починены, а где бывали старые, извечные слободы, государьская подать и земьская тягль изгибла, и вперед как тому быти? И възрите в дедовы и в батьковы в уставные книги[30], каков был указ слободам, ино бы так и ныне учинити. 4. О корчмах, даных по городам и по пригородом и по волостем даны изстари, а иные чтоб наместником и кормленщиком с тех земель бражное уложити, а корчьмы бы отнюдь не было, занеже от корчем хрестьяном великая беда чинитца и душам погибель. 5. О мытех по дорогам. Коеа ради вины пошлины уставлены со всякого человека, и с торгов и не с торгов, и священническаго чину и иноческаго, и со всякого з домашнего запасу и с товару, и чтобы с товару пошлину прибавить у тамги, а мыта б не было, опричь порубежных мест от чужих земель. 6. О перевозех и о мостех. То должное только бы по указу имали, и по городом явьки проезжим; а где торгуеть, ино туго тамга, то достойно, а где не торгует, ино недостоит ничего взяти, развне от явьки. 7. А по рубежем по литовскым, и по немецким, и по татарскым заставы крепкые, и явька и мыт добре надобети бречн всего и осматривати и беглых людей и заповедных товаров[31]. 8. А у кого вотчины, ини вотчинные книги устроити хто купит, или продасть, или по душе отдаст, или променит, или племяннику отдаст, и то записати в книгах в меру — и пашенная земля, и не пашенная, и лешая, и луги, и перевесы, и борти, и реки, и озера, и пруды, и ряды, и перевозы, и мосты, и всякие угодья, и церковная земля, и дворы, и огороды, — ино его не обидит нихто, а ему чюжево прибавить не уметь же; чем умерят лишьком. над книгами, то отъимуть на меня, и ведомо, за кем сколько прибудет и убудет, и по вотчине и служба знать.
9. А поместья кому давать — в меру и пашенная земля, и не пашенная, и луги, и лес и всякие угодья; что в книгах стоит, то бы и в жаловалной грамоте слово в слово и он чюжево не заимает, а в его вступитца не умеет; прибудет у него пашни, ино будет перелогу и лишие земли, а все будет вместе, а что на своей земле ни примыслит, то все божье да ево; и запустошит, от себя ему пришло, а от меня опала, и о том тяжбы не будет ни с кем вперед. 10. О вдовых боярынях. Которые дети боярскые на службах побиты или где ни померли, и о тех поместьях жены и дети волочатца, а слуг в то место нет, а дьяк умрет или приказной человек, а поместье за ним или за детьми, а слуг нету; и дадут поместье на прожиток молодой боярыне, и она замужь не идеть поместья для и на грех дерзнеть за молодость, а службы нет. И чтобы уложити так: боярыня вдова молода, ино сыну боярскому на ней женится, а служба служить с того поместья, а детей кормити и дочери замужь давати, а сынове взростут, ино им придача, посмотри по человеку; а боярыня стара, а дочь невеста, ино боярской сын на дочери женитца и с поместья служит и тещу кормит; и будет боярыня стара, а дети и внучата малы, и доколе ростут, а за них служит племянник или брат по их совету, — поместьем владееть, а их кормит, ино вселды служебные люди полны, а вдовы з детми не погибнут, по двором волочась, а государю докуки от них нет; а которая боярыня бездетна и племянника доброго нет, кому с того поместья служить, а ее кормить и такая пустотная боярыня старая устроити в монастырь, а поместье на государя, а не похочет в монастырь, ино земли уделити, как мощно сытой быть. 11. Лучитца гостей Нагай[32] отпущати или послов, и наперед отпустити большие люди да с ними сына боярского доброго, а на брежение оставити у собя лучих дву послов или трех и с рухлядью з доброю да отпустити опосле, дни с три спустя, с крепкими проводники. Выдут за рубеж на Проню смирно большие люди, и нашь проводник, отпустивь их, да скажет, что вышли тихо из земли, ино и достальных с рубежа за ними отпустить; а будет что изуродуют или которые лихо учинят, и проводники приехав скажют, ино тех лучших послов не выпущати, доколе в том управятца, что збредили: ино нашим детем боярским волокиты не будет, и они себя для ездят брежно; хрестьянству не будет никоторого лиха ни от татар, ни от своих, — и своим пакости чинят пуще татар, коли их много. А коли послы или Нагаи с торгом к нам или от нас идут, ино бы над ними наши никоторого лиха не чинили, ни крали бы их, ни грабили; всякое лихо от наших задор чинится: наши над ними поуродуют, и они вдесятеро беду доспеют.
12. Да приговорил есми писцов послати во всю свою землю писать и сметити и мои, царя, великого князя, и митрополичи, и владычни, и монастырскые, и церковные земли, и княжеские, боярские, и вотчиные, и поместные, и черные, и оброчные, и починки, и пустоши, и селища, и земецкие земли всякие, чье ни буди, а мерити пашенная земля, и не пашенная, и луги, и лес, и всякие угодья смечати и писати, — реки, и озера, и пруды, и оброчные ловли, и колы, и сежи[33], и борти, и перевесы, и мыти, и мосты, и перевозы, и рядки, и торговища, и погостьцкая земля и церковная, и дворы, и огороды, и в книгах то все поставити. И кого чем пожалую, и по книгам жаловальные грамоты давати слово в слово для того, чтобы вперед тяжа не была о водах и о землях, — и что кому дано, тот тем и владей, а утяжют кого черес писмо лишьком, и то имати на меня, царя и великого князя, да и того ради кто чего попросит, и яз ведаю, чем кого пожаловати, и хто чем нужень, и хто с чего служит, и то мне будет ведомо же, и жилое, и пустое. Источник: Вопросы Ивана IV митрополиту Макарию [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVII вв. / В. А. Александров, В. И. Корецкий; под ред. А. А. Зимина. - М., 1962. - С. 85-89.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|