6. Князь А. М. Курбский о малолетстве Ивана IV и реформах “Избранной рады”.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. 1. Какие проблемы русской социально-экономической и политической жизни раскрывает перед митрополитом Иван IV? Какие способы их разрешения намечает? 2. В чьих интересах должны были осуществляться преобразования, задуманные государем? 3. Какие из реформ не могли быть реализованы и почему? 4. На какие круги духовенства надеялся опереться монарх, стремясь урегулировать проблему расширения церковного землевладения? 4. На основании источника попытайтесь ответить на вопрос: был ли у Ивана IV заранее разработанный план преобразований либо последние осуществлялись стихийно, непоследовательно, по мере возникновнения насущной необходимости?
6. Князь А. М. Курбский о малолетстве Ивана IV и реформах “Избранной рады”. (Отрывок из “Истории о великом князе Московском”) [34] ... Тогда зачался нынешний Иоанн наш[35], и родился в законопреступлению и во сладострастию, лютость, яко рече Иоанн Златоустыи в слове о жене злои, емуж начало: днесь нам Иоанново преподобие и Иродова лютость егда возвещалась, смутились и внутренные, сердца вострепетали, зрак помрачился, разум притупился, слух скутался, и протчее. А аще святые великие учители ужасалися, пишуще от мучителей на святых дерзаемые, кольми паче нам грешным подобает ужасатися, таковую трагедию возвещати! Но послушание вьсе преодолевает, паче же стуження, або докучания ради вашего частого. Но и сие к тому злому началу еще возмогло, понеже остался отца своего зело млад, аки дву лет; по немногих летех, и мати ему умре; потом питаша его велицые гордые паны, по их языку боярове, его на свою и детей своих беду, ретящеся друг пред другом, ласкающе и угождающе ему во всяком наслождеиию и сладострастию.
Егда же начал приходити в возраст, аки лет в дванадесять[36], и впредь что творил, умолчю иные и иные, обаче же возвещу сие. Начал первие безсловесных крови проливати с стремнин высоких мечюще их, а по их языку с крылец, або с теремов, тако же и иные многие неподобные дела творити, являющи хотящее бытн немилосердое произволение в себе, яко Соломон глаголет мудрый, рече, милует души скотов своих, тако ж и безумный биет их нещадно; а пестуном ласкающим, попущающе сие и хваляще, на свое горшее отрока учаще. Егда же уже прнходяще к пятомунадесять лету[37] и вящеи, тогда начал человеков ураняти. И собравши четы юных около себя детей и сродных оных предреченных сигклитов[38], по стогнам и по торжищам начал на конех с ними ездити и всенародных человеков, мужей и жен, битн и грабнти, скачюще и бегающе всюду неблагочинне. И воистину, дела разбойнические самые творяще, и иные злые нсполняше, ихже не токмо глаголати излишно, но и срамно; ласкателем же всем таковое на свою беду восхваляющим: “О, храбр, глаголюще, будет сеи царь и мужествен! ” Егда же прииде к седьмомунадесять лету, тогда теже прегордые сигклитове начаше подущати его и мстити им свои недружбы, един против другаго; и первие убиша мужа пресильнаго, зело храбраго стратига и великородного, иже был с роду княжат Литовских, единоколенен кролеви Польскому Ягайлу, имянем князь Иван Бельский, иже не токмо быв мужествен, но и в разуме мног и в священных писаниих в некоторых искусен. По мале же времени, он же сам повелел убити такожде благородное едино княжа, имянем Андрея Шуиского, с роду княжат Суждальских. Потом, аки по двух летех, убил трех великородных мужей: единаго, ближняго сродника своего, рожденнаго с сестры отца его, князя Иоанна Кубенского, яже был у отца его великим земским маршалком[39]; а был роду княжат Смоленских и Ярославских, и муж зело разумный и тихий, в совершенных уже летах; и вкупе побиени с ним предреченные мужие, Феодор и Василий Воронцовы, родом от Немецка языка, а с племени княжат Решских. И тогда же убиен Феодор, глаголемыи Невежа, зацный и богатый земляннн. А мало пред тем, аки за два лета, удавлен от него князя Богдана сын Трубецкого, в пятинадесяти летах младенец, Михаил имянем, с роду княжат Литовских; и потому памятались, того же лета убиени от него благородные княжата: князь Иоанн Дорогобужский, с роду великих княжат; Тверских, и Феодор, единочадыи сын князя Иоанна, глаголемаго Овчины, с роду княжат Торуских и Оболенских, яко ягнцы неповинно заколены, еще в само наусин. Потом, егда начал всякими безчисленными злостыми превосходитн, тогда господь, усмиряюща лютость его, посетил град великий Москву презеленым огнем, и так явственне гнев свои навел, аще бы по ряду писати, могла бы повесть целая быти, або книжица; а пред тем, еще во младости его, безчисленными плененьми варварскими, ово от царя Перекопского ово от татар Нагаиских, сиречь Заводских, а наипаче и горши всех, от царя Казанского[40], сильнаго и можнаго мучителя христианского, яже подо властию своею имел шесть языков различных, имиже безчисленное и неисповедимое пленение и кровопролитие учинял, так, иже уже было все пусто за осьмнадесять миль до Московского места. Тако же и от Перекопского, або от Крымского царя[41], и от Нагаи вся Рязанская земля, аже по самую Оку реку, спустошена; а внутрь человекоугодником, со царем младым, пустошащим и воюющим нещадно отечество. Тогда ж случилось, после того предреченнаго пожару, презельного и воистину зело страшного, а немже никто же сумнитца рещи явственныи гнев божий — а что ж тогда бысть?
Бысть возмущение велико всему народу яко и самому царю утещи от града со своим двором его и в том возмущению убиен от вои его князь Юрий Глинский от всего народа, и дом его весь разграблен; другие же вои его, князь Михаил Глинский, которой был всему злому начальник, утече, и другие человекоугодницы сущие с ним разбегошася. И в то время дивне неяко бог руку помощи подал отдохнути земле християнской, образом сим. Тогда убо, тогда, глаголю, прииде к нему един муж, презвитер чином, имянем Селиверстр, пришлец от Новаграда Великого, претяще ему от бога священными писаньми и срозе заклинающе его страшным божиим имянем; еще к тому, и чюдеса и аки бы явление от бога поведающе ему не вем, аще истинные, або так ужасновенне пущающе, буйства его ради, и для детских неистовых его нравов, умыслил был собе сие; яко многажды и отцы повелевают слугам детей ужасати мечтательными страхи, и от излишных игор презлых сверстников, сице, и се мню блаженный малую грозу присовокупляет благокознению еюже великое зло целити умыслил. Яко и врачеве делают, по неволе, согнившие гагрины стружуще и режуще железом, або дикое мясо, возрастающее на ране, обрезающе аж до живаго мяса; сему негли подобно, и он блаженныи, льстец истинный, умыслил; яко и последовало дело: иже душу его от прокаженных ран исцелил и очистил был, и развращенныи ум исправил, тем и овым наставлюще на стезю правую. С ним же соединяется во общение един благородный тогда юноша, ко доброму и полезному общему, имянем Алексей Адашев; цареви ж той Алексей в то время зело любим был и согласен, и был он общей вещи зело полезен, и отчасти, в некоторых нравех, ангелом подобен. И аще бы вся по ряду изъявил о нем, воистинну вере не подобно было бы пред грубыми и мирскими человеки. И аще же возрим, яко благодать святаго духа верных в новом завете украшает, не по делом нашим, но по преизобильности щедрот Христа нашего, иже не токмо не дивно будет, ино удобно, понеже и крови своей сотворитель всяческих не жаловал за нас излияти. Но, прекратив сие, до предреченных паки возвратимся.
Что же сие мужие два творят полезное земле онои, спустошеннои уже воистинну и зело бедне сокрушенои? Приклони же уже уши и слушай со прилежанием! Сие творят сие делают: главную доброту начинают — утверждают царя и якого царя? царя юнаго, и во злострастиях и в самовольствии без отца воспитаннаго, и преизлище прелютаго, и крови уже напившиеся всякие, не токмо всех животных, но и человеческия. Паче же, и согласных его на зло прежде бывших, овых отделяют от него яже быша зело люты, овых же уздают и воздержат страхом бога живаго. И что ж еще по сем придают? Наказуют опасне благочестию; молитвам ж прилежным ко богу, и постом, и воздержанию внимати со прилежанием завещавает оныи презвитер, и отгоняет от него оных предреченных прелютеиших зверей сиречь ласкателеи и человек угодников, над нихже ничто же может быти поветреннейшаго во царстве, и отсылает и отделяет от него всяку нечистоту и скверну, прежде ему приключшуюся от сатоны и подвижет на то и присовокупляет себе в помощь архиерея оного великого града, и к тому всех предобрых и преподобных мужеи, презвитерством почтенных; и возбужают царя к покаянию, и нечистив сосуд его внутренний, яко подобает, ко богу приводят, и святых, непорочных Христа нашего таии сподобляют, и в сицевую высоту онаго, прежде бывшаго окаянного, возводят, яко и многим окрестным языком дивитися обращению его и благочестию.
И к тому еще и сие прилогают: собирают к нему советников, мужеи разумных и совершенных во старости мастите сущих, благочестием и страхом божиим украшенных; других же, аще и во среднем веку, тако же предобрых и храбрых, и тех и онех в военных и в земских вещах по всему искусных; и сице ему их в приязнь и в дружбу усвояют, яко без их совету ничесоже устроити или мыслити. Воистинну по премудрому Соломану глаголющему: царь рече, добрыми советники, яко град претвердыми столпы утвержен, и паки: любяи рече, совет, хранит свою душу, а не любяи его, совсем изчеснет, понеже, яко безсловесным есть, належит чувством по естеству управлятися, сице всем словесным советом и разделением, и нарицались тогда оные советницы у него избранная рада[42]; воистинну по делом и наречение имели, понеж все избранное и нарочитое советы своими производили, сиречь суд праведный, нелицеприятен, яко богатому, тако и убогому, еже бывает во царстве наилепшее, и к тому воевод, искусных и храбрых мужей, сопротив врагов избирают, и стратилатские чины[43] устрояют, яко над езными, так и над пешими; и аще кто явитца мужественным в битвах и окровил руку в крови вражии, сего дарованьми почитано, яко движными вещи, так и недвижными, некоторые же от них, искуснейшие, того ради и на вышине степени возводились. А парозитов, или тунеядцев, сиречь подобедов или товарищей трапезам, яже блазенством[44] или шутками питаются и кормы хают, не токмо тогда не дарованно, но и отгоняемо, вкупе и с скомрахи и со иными, прелукавыми и презлыми, таковыми роды; но токмо на мужество человеков подвизаемо и на храбрость, всякими роды даров или мздовоздаяньми, кождому по достоянию. Источник: Князь А. М. Курбский о малолетстве Ивана IV и реформах “Избранной рады”. (Отрывок из “Истории о великом князе Московском”) [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVII вв. / В. А. Александров, В. И. Корецкий; под ред. А. А. Зимина. - М., 1962. - С. 130-135.
7. “Пискаревский летописец” о деятельности Адашева и Сильвестра [45]
... Того же году царь и великий князь Иван Васильевич всея Русии послал в Царьгород гонца своево костромитнна Федора Адашева и сына ево Алексея[46]. И Федор у царя был, и царь его пожаловал великим жалованьем, и приехал [к] государю, и государь его пожаловал. А сын его, Алексей, разболелся и тамо остался у царя, а был з год и приехал к великому князю, и князь велики его пожаловал и взял его к себе в приближенье, и отца, для его, пожаловал боярством, а его окольничим. И много лет был в царьской милости и до опришнины. И как почал множитца грех земской и опришнина зачинатися, и князь велики его послал на службу в Юрьев Ливонской[47], к воеводе ко князю Дмитрею Хилкову, а велел ему быти в нарядчиках. И князь Дмитрей ему быти в нарядчиках не велел, и он ему бил челом многажды, и он не велел быти. А житие его было: всегда пост и молитва безспрестани, по одной просвире ел на день. И послал его убити князь велики. Пригнал гонец убити, а он преставился за день и лежит во гробу. И писали о нем государю. И государь его пожаловал, велел отвести на Углеч, к родителем в Покровской манастырь, где лежит отец его Феодор и брат его Данило. А как он был во времяни, и втепоры Руская земля была в великой тишине и во благоденстве и управе. А кому откажет, тот вдругорядь не бей челом; а кой боярин челобитной волочит, и тому боярину не пробудет без кручины от государя; а кому молвит хомутовкою[48], тот больши того не бей челом, то бысть в тюрьме, или сослану. Да в ту же пору был поп Селивестр и правил Рускую землю с ним заодин, и сидели вместе в ызбе у Благовещения[49], где ныне полое место межу полат. Источник: “Пискаревский летописец” о деятельности Адашева и Сильвестра [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVII вв. / В. А. Александров, В. И. Корецкий; под ред. А. А. Зимина. - М., 1962. - С. 135-136.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|