Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и задания. . 9. Отбор дворян в опричнину




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Почему для учреждения опричнинины государь предпринял отъезд в Александровскую слободу? К каким последствиям это привело?

2. Какую роль в событиях декабря 1564 г. сыграли царские грамоты, направленные из Александровой слободы в Москву?

3. Какую позицию заняла церковь после выезда царя из столицы? Как изменилось отношение царя к митрополиту и высшему духовенству?

4. Чем Иван IV обосновал необходимость введения опричного правления? Насколько справедливы доводы царя? Какие факторы объективно привели к опричнине?

5. Какие меры предпринял государь после того, как получил согласие боярства и церкви на учреждение опричнины?

6. Каково отношение автора источника к государю и его деяниям?   

9. Отбор дворян в опричнину

(по “Посланию” И. Таубе и Э. Крузе) [64]

 

На следующий день[65] приказал он, великий князь[66], выписать в Москву всех военных людей областей Суздаля, Вязьмы и Можайска.

Когда они прибыли, сел он рядом со своим советом, Алексеем Басмановым, князем Афанасием Вяземским и Петром Зайцевым[67], и приказал каждому отдельному отряду воинов, число которых было 6000, явиться к нему и спрашивал у каждого его род и происхождение. Четверо из каждой об­ласти должны были в присутствии самых знатных людей показать после особого допроса происхождение рода этих людей, рода их жен и указать также, с какими боярами или князьями они вели дружбу. После того, как он осведомился об этом, взял он к себе тех, против кого у него не было подо­зрения и кто не был дружен со знатными родами. Они были названы отдельными, от всего его народа, по-ихнему — опричниной; и если опричник происходил из простого или крестьянского рода и не имел ни пяди земли, то великий князь давал ему тотчас же сто, двести или 50, 60 и больше гаков земли. Каждый из них должен был давать особую клятву, составленную следующим образом: “Я клянусь быть верным государю и великому князю и его государству, моло­дым князьям и великой княгине и не молчать о всем дурном, что я знаю, слыхал или услышу, что замышляется тем или другим против царя или великого князя, его государства, молодых князей и царицы. Я клянусь также не есть и не пить вместе с земщиной и не иметь с ними ничего общего. На этом целую я крест”. И все совершается согласно тому, что пола­гается в таком случае. Другие из тех же областей, представители знатных родов, были изгнаны безжалостным образом из старинных унаследованных от отцов имений, и так, что они не могли взять с собой даже движимое имущество и вообще ничего из своих имений. Эти бояре[68] были переведены на новыя места, где им были указаны поместья; им не разрешалось возвращаться домой, жены и дети были также изгнаны, и они должны были идти пешком и упрашивать, пока им не разре­шали явиться к их мужьям. Такия тиранства совершал он в начале с соблюдением некоторых приличий, все-таки терпимо. Но, чем дальше, тем хуже. Спустя короткое время взял он себе княжества Ростов, Вологду и Белоозеро, с которыми поступил он точно таким же образом. Следующей зимой взял он области: Кострому, Ярославль, Переяславль, Галич, Холмогоры, Кашин, Плес и Буй, в которых жило больше 12 000 бояр, из коих взял он в свою опричнину не свыше 570. Осталь­ные должны были тронуться в путь зимой среди глубокаго снега, так что многие из их благородных жен родили в пути на снеге; если кто-либо из горожан в городах или крестьян в селах давал приют больным или роженицам, хотя бы на один час, то его казнили без всякой пощады. Мертвый не должен был погребаться на его земле, но сделаться добычей птиц, собак и диких зверей. И многие из тех, которые могли прежде выступить в поход с 200—300 лошадьми, обладали состоянием во много тысяч гульденов, должны были нищими бродить по стране и питаться подаянием, а те, кто были их слугами и не имели ни одного гульдена, были посажены в их города и имения, и одному нищему или косолапому мужику было столько дано, сколько десять таких имело прежде. И случилось так, как поется в старой песне:

“Где правит мужичье,

Редко бывает хорошее управление”.

Когда те, кто были привычны ходить за плугом и вдоба­вок не имели ни полушки в кошельке, должны были выста­вить в поле сто и больше лошадей, стали брать они с бедных крестьян, которые им были даны, все, что те имели; бедный крестьянин уплачивал за один год столько, сколько он дол­жен был платить в течение десяти лет.

Источник: Отбор дворян в опричнину (по “Посланию” И. Таубе и Э. Крузе) [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVII вв.  / В. А. Александров, В. И. Корецкий; под ред. А. А. Зимина. - М., 1962. - С. 159-161.

10. Генрих Штаден об устройстве опричнины [69]

 

Так управляли они при всех прежних уже умерших вели­ких князьях. Некоторые [из последних] заводили было оприч­ные порядки (den aprisnischen Hande), но из этого ничего не выходило. Также повелось и при нынешнем великом князе, пока не взял он себе в жены княжну, дочь князя Михаила (! ) Темрюковича из Черкасской земли[70]. Она-то и подала вели­кому князю совет, чтобы отобрал он для себя и своего народа 500 стрелков и щедро пожаловал их одеждой и деньгами и чтобы повседневно и днем, и ночью они ездили за ним и охра­няли его. С этого и начал великий князь Иван Васильевич всея Руси и отобрал из своего народа, а также и из инозем­цев (aus frembden nationibus) особый избранный отряд (sonderllich auserwelet volk). Итак, устроил опричных и зем­ских (machet also Aprisna und Semsky). “Опричные” — это были люди великого князя (die seinen), земские же — весь остальной народ. Вот что делал [дальше] великий князь. Он перебирал (musterte) один за другим города и уезды и отписывал имения у тех, кто по смотренным спискам не служил со своих вотчин его предкам на войне; эти имения раздава­лись опричным.

Князья и бояре, взятые в опричнину, распределялись по степеням (in gracilis) не по богатству, а по породе, (nach Geburt). Они целовали крест, что не будут заодно с земскими и дружбы водить с ними не будут. Кроме того, опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привя­занной к палке. По этому узнавали опричников.

Источник: Генрих Штаден об устройстве опричнины [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVII вв.  / В. А. Александров, В. И. Корецкий; под ред. А. А. Зимина. - М., 1962. - С. 161-162.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...