Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

14. Договор 17 (27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем




ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. Как относится Конрад Буссов к И. И. Болотникову? Чем обусловлено такое отношение?

2. Какую характеристику автор дает законным московским государям: Василию Шуйскому, Борису Годунову и их окружению? Почему? Сравните позицию Конрада Буссова с оценками “Иного сказания”.

3.  Насколько привлекает автора идея самозванчества? Является ли он сам сторонником “царя Дмитрия”?

4. Какую оценку деятельности и личности князя Г. Шаховского дает Конрад Буссов? Сравните ее с таковой по отношению к другому лидеру восставших, Истоме Пашкову. Есть ли различия?   

5.  Чем объясняет автор поражение И. И. Болотникова?

 

14. Договор 17 (27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем

 

По благословению и по совету святейшаго Ермогена патриарха Московского и всея Руссии, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов ивсего освященнаго собора, и по приговору бояр, и окольничих, и дворян, и дьяков думных, и стольников, и дворян, истряпчих, и жильцов, и дворян из городов, и голов стрелец­ких, и всяких приказных людей, и детей боярских, и гостей, иторговых людей, и стрельцов, и козаков, и пушкарей, и всех чинов служилых и жилецких людей великаго Московскагогосударства, мы бояре князь Федор Ивановичь Мстиславской, да князь Василей Васильевичь Голицын, да ФедорИвановичь Шереметев, да окольничей князь Данило Ивановнчь Мезетской, да думные дьяки Василей Телепнев, да Томило Луговской, съезжалися великаго государя Жигимонта короля Польскаго и великаго князя Литовскаго с Станиславом Желтковским с Жолквн, с воеводою Киевским, с гетманом короны польския, с старостою Рогатынским, Каменетским и Калуским, и говорили и советовали о обираньи государском на Владимерское и Московское и на все великия государства Российскаго царствия, и приговорили на том: что святейшему Ермогену патриарху Московскому и всея Руссии, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и архимандритам, и игуменам, и всему освященному собору, и нам боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным, и стольникам, и дворянам, и стряпчим, и жильцам, и дворянам из городов, и головам стрелетцким, и всяким приказным людем, и детем боярским, и гостем, и торговым людем, и стрельцам, и козакам, и пушкарем, и всех чинов служилым и жилетским людем Московского государства послати бити челом к великому государю к Жигимонту королю Польскому и великому князю Литовскому, и к сыну его к королевичу ко Владиславу Жгимонтовичу, чтоб великий государь Жигимонт король пожаловал, дал на Владимерское и Московское и на все великия государства Российскаго царствия сына своего Владислава королевича; о чем святейший Ермоген патриарх Московский и всея Руссии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены и весь освященный собор бога молят, и государя Владислава королевича на Российское государство хотят с радостию. А мы все бояре, и окольничие, и дворяне, и дьяки думные, стольники, и дворяне, и стряпчие, и жильцы, и дворяне из городов, и головы стрелецкие, и всякие приказные люди, и дети боярские, и гости, и торговые люди, и стрельцы, и козаки, и пушкари, и всех чипов служилые и жилетские люди Mocковскаго государства великому государю королевичу Влади­славу Жигимонтовичу и детем его целовали святый животво­рящий крест господень на том: что нам ему, государю, и детем его вовеки служити и добра хотети во всем, как преж­ним прирожденным великим государем царем и великим князем всея Руссии; а лиха ему государю и детем его не хотети,. ни думати, ни мыслити, и иного никого из Московскаго государства и из иных государств на Московское государ­ство, опричь государю Владислава королевича, не хотети. А на которой мере государю королевичу Владиславу Жи­гимонтовичу быти на Российском государстве, и о том мы бояре князь Федор Ивановичь Мстиславской с товарищи дали гетману письмо по статьям, и по тому письму во всех статьях с гетманом Станиславом говорили: и о которых статьях мы бояре с гетманом договор учинили и постановили, и на те статьи дал нам боярам князю Федору Ивановичу Мстиславскому с товарищи гетман запись и утвердил своею рукою и печатью, и на той записи целовали крест гетман и все полковники и ротмистры за великаго государя Жигимонта короля, и за его сына за великаго государя королевича Владислава Жигимонтовича, и за великое государство за коруну Польскую и за великое княжество Литовское, и за себя и за всю рать, которая с великим государем Жигимонтом королем и с ним с гетманом; а мы бояре против того дали гетману сее запись за своими руками и за печатьми о тех же статьях: как благоволит бог и пречистая богоро­дица и великие чудотворцы московские Петр и Алексей и Иона и все святые, а великий государь Жигимонт король по­жалует даст на Владимерское и на Московское и на все ве­ликий государства Российскаго царствия сына своего коро­левича Владислава Жигимонтовича, и государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико государь придет в царствующий град Москву, венчать на Владимерское и на Мо­сковское государство и на все великия и славныя государ­ства Российскаго царствия царским венцом и диадимою, от святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всея Руссии и ото всего освещеннаго собору Греческия веры, по преж­нему чину и достоянию, как прежние великие государи цари Московские венчались. А будучи государю королевичу Вла­диславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви божия на Москве и по всем городам и по селам в Московском государстве и во всем Российском царствии чтити и украшаши во всем по прежнему обычаю, и от разоренья ото всякаго оберегати, и святым божиим иконам и пречистыя богородицы и всем святым и чудотворным мощем поклонятися и почитати, и святительскому и священническому (чину) и всем православным христианам быть в православной христи­анской вере греческаго закона по прежнему, и римския веры и иных розных вер костелов и всяких иных вер молебных храмов в Московском государстве и по городам и по селам нигде не ставити; а что говорил гетман по королевскому ответу, чтоб в царствующем граде Москве хотаб один римской костел быти мог для людей польских и литовских, кото­рые при государе королевиче мешкати будут, о том государю королевичу с патриархом и со всем духовным чином и с бояры и со всеми думными людьми говорити; а христианския нашия православныя веры греческого закона ничем не рушати и не безчестити, и иных никаких вер не вводити, чтоб наша святая православная вера греческаго закона имела свою це­лость и красоту по прежнему; и Российскаго государства людей православных христиан от греческия веры в римскую ни в которую иную веру силою и нужею и иными никакими мерами не отводити; и жидом в Российское во все государство с торгом и никоторыми иными делы не въезжати; целбоносные гробы и мощи святых государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу имети в великой чести; а святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всея Руссии, также и митрополитов, архиепискупов, епискупов, архимандритов и игуменов, попов и дьяконов, и священнических и иноческих чинов, и весь освященный собор христианския нашия православныя веры греческаго закона чтити и беречи во всем, и в духовныя во всякия святительския дела не вступатися, и иных вер, опричь греческия веры, в духовной чин не поставляти. А что дано церквам божиим и в монастыри вотчин или угоден, и что шло при прежних царех ружнаго хлеба и денег и всяких угодей, того данья всех прежних государей московских и боярскаго и всяких людей данья у церквей божиих и у монастырей неотъимати, быти всему по прежнему, ни в чем не нарушаючи; и церковных всяких и монастырских чинов ни в чем не рушати и ружные всякие оброки церковные и монастырские, которым преж сего давано из государския казны, то все давати по прежнему из государския казны; и милости ради великаго бога к церквам и к монастырем всякаго даяния прибавливати. Боярам, и окольничим, и дворянам, и дьякам думным, и чашникам, и стольникам, и стряпчим, и дьякам, и приказным всяким людем во всех приказех у всяких государственных, у земских расправных дел, и по городам воеводам и дьякам и всяким приказным людем и всяким чинам быти по прежнему, как повелось в Московском государстве при прежних великих государех; а польским и литовским людем на Москве ни у каких у земских расправных дел, и по городам в воеводах и в приказных людех не быти и в наместничество и в староство городов польским и литовским людем не давати;. а о том, чтоб обоих государств думою быти и польским и литовскям людем в приказех на рубежных городех до доста­точного успокоения Российскаго государства, о том бы госу­дарю приговор учинити с бояры думными во свое время, и Московскаго государства всех чинов люди про ту статью ве­ликому государю челом бьют, чтоб того не было, кроме дела. А которые польские и литовские люди будут при государе королевиче, и тех государю королевичу устроити и пожаловати денежным жалованьем и поместьем, по их достоинству, кто чего достоин. Московскаго государства бояр, и окольни­чих, и дворян, и дьяков думных, и стольников, и дворян, и стряпчих, и дьяков, и жильцов и дворян из городов, и голов стрелецких, и приказных людей, и детей боярских, и гостей и торговых людей, и стрельцов, и козаков, и пушкарей, и всех чинов служилых и жилецких людей Российскаго государства имети государю королевичу всех по достоинству, вчести и в жалованьи, и в милости, как было при прежних государех царех Московских; и прежних обычаев и чинов, которые были в Московском государстве, не переменяти; и москов­ских княженетских и боярских родов приезжими иноземцы в отечестве и в чести не теснити и не понижати. А жалованье денежное, оброки и поместья и вотчины, кто что имел до сех мест, и тому быти по прежнему; и родительских вотчин ни у кого не отъимати, и вперед всяких людей Российскаго госу­дарства жаловати, смотря послужбе и кто чего достоин. Иноземнов всяких, которые выезжали из розных государств к прежним московским государем, жаловати по прежнему, и оброков и поместей и вотчин у них не отъимати; боярам, и дворянам, и стольникам, и стряпчим, и детем боярским, и всяким приказным и служилым людем государское жало­ванье велети давати из чети повсякой год, по прежнему обычаю. А будет что кому прибавлено вотчин и поместей или денежных оброков не по их достоинству, или будет у кото­рых убавлено без вины, о том государю советовать и думать с бояры и с думными людьми; и как государь приговорит с бояры, и по тому так учинити, как достоит. А которые дво­ряне и дети боярские государское жалованье емлют с горо­дом, и тем жалованье давати, как преж сего бывало при прежних государех; на Москве и в городех ружникам и оброчникам, которым при прежних великих государех для их службы жалованье давали, и тем давати жалованье денежное и хлебное из государския казны по прежнему. На Москве и по городам суду быти и совершатись по прежнему обычаю по судебнику Российскаго государства, а будет похотят в чем пополнити для укрепления судов, и государю на то поволити с думою бояр и всей земли, чтоб было все праведно. Великому государю Жигимонту королю Польскомуи великому князю Литовскому, и его великим государствам коруне Польской и великому княжеству Литовскому быти с великим государем королевичем Владиславом Жигимоитовичем и всеми государствы Российскаго царства в миру, в дружбе, в любви навеки недвижно, и промеж себя рати и войны не вчинати никоторыми делы; а которые недруги похотят наступать на Российское государство или на королевство Польское и на великое княжество Литовское, и против тех всех недругов стояти обоими государствы заодно. На Татарских Украинах только надобно будет держати обоих государств ратных людей, и как будет государь королевичь на Московском государстве, и о томговорить с бояры, сошлется с великим государем Жигимонтом королем, как тому делу пригоже с обе стороны быти. Умышлением никаким, ни засылкою шкоты никакия и убийства над людьми Московскаго государства не делати, и дворов и животов и иного ничего у всяких людей не отъимати; и в Польшу и в Литву и в иныя государства Московскаго царства людей не разсылати, и из Польши и из Литвы на их места никаких людей не приводити; и жен и детей ничьих не позорити ни в чем, и в полон не имати и не ссылати, и с женами и с детьми никого не разводити. А кто винен будет, из котораго чину нибудь, и казни будет достоин в государских и в земских делех, того по вине его казнити, осудивши наперед с бояры и с думными людьми; а жены, дети, братья которые того дела не делали и не ведали и не хотели, и тех не казнити, и быти им во всем по прежнему, и вотчин и поместей и животов и дворов у них не отъимати; а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити, и чести ни у кого не отъимати, и в заточенье не засылати, поместей и вотчин и дворов не отъимати. А кто бездетен умрет, и то все, что останется, отдавати ближним его, или кому он прикажет; и о всем о том делати государю с приговору и с совету бояр и всех думных людей, а без думы и приговору таких дел не совершати. Как розстригу убили всем Московским царством, и в те поры на Москве многие русские люди побиты от польских и от литовских. людей, а от руских людей также побиты польские и литовские люди и того дела ныне и вперед не вчинати и не мстити с обе стороны. Которые польские и литовские люди, полковников ротмистры, и шляхта и всякие люди были в полону в Московском государстве, и те из Московскаго государства отданы гетману без выкупу; а которые буде польские и литовские люди осталися еще в Московском государстве, а взяты в нынешнюю ж смуту, и тех сыскав из. Московскаго государства отпустить в Польшу и Литву без выкупу ж; а которые дворяне, и дети боярские, и стрельцы, и козаки, и пушкари и всякие служилые и неслуживые люди, и дворянские и детей боярских, и стрельцов, и козаков, и пушкарей, и всяких служилых и неслуживых людей матери, и сестры, и жены и дети, и всякие люди Российскаго государства мужеска полу и женска в нынешнюю смуту, при бывшем царе Василье, взяты в полон в Польшу и в Литву, и тех королевскому величеству велеть всех сыскав от мала и до велика отдати в Московское государство без выкупу ж. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог деньги и всякие доходы велети государю сбирати по прежнему, как было при прежних великих государех; а сверх прежних обычаев, не поговоря с бояры, ни в чем не прибавливати. А кото­рые города от войны запустели, и в те городы и уезды послати государю описати и дозирати, многоль чего убыло, и доходы велети имати с живущаго по описи и по дозору; а на запустошенныя вотчины и поместья дати льготы, поговоря с бояры; а на невоеванные городы что будет перед прежним доведется прибавити, и о том с бояры и с думными людьми поговорить. Купцам Московскаго государства всех городов в Польше и в Литве, а польским и литовским купцам в Мос­ковском государстве торговати повольно по прежнему, и тамга на Москве и во всех городех Московскаго государства, также в Польше и в Литве во всех городех велети имати по прежнему же обычаю, как имано преж сего, и продаж и насильства с обе стороны торговым людем не чинити. Торговым и пашенным крестьянам в Литву с Руси, а из Литвы на Русь выходу не быти; также и на Руси промеж себя христианам выходу не быти. Боярам и дворянам и всем чинам держати крепостных людей по прежнему обычаю, по крепостям. На Волге, на Дону, на Яике и на Терке козаки будет надобе, или не надобе, о том государю королевичу говорити с бояры и думными людьми, как будет на государстве. А про городы, к Московскому государству належачие, так тые, в которых теперь польские и литовские люди, яко тые, которые ныне за вором, с нами бояры гетман приговорил, что великому государю Жигимонту королю и сыну его государю Владиславу королевичу городы со всем, как были до нынешния смуты, к Московскому государству очистить; а великим послам Московскаго государства с великим государем Жигимонтом ко­ролем вперед договор учинить про кошт и наклад королевской, на ратное дело учиненным, и про заплату польским и литовским людем, как было про то дело сее статью совершить. А про вора, что называется царевичем Дмитреем Ивановичем, гетману Станиславу Станиславовичу думати и промышляти с нами, бояры, как бы того вора изымати, или убити; а как вор изыман, или убит будет, и гетману со всем королевским войском от царствующаго града от Москвы отойти в Можаеск, или где пригоже, по договору с нами, бояры, и там великих московских послов поворотки и указу королевскаго ждати. А только вор царствующему граду Москве хочет какое воровство или насильство чинити, и гетману Станиславу против того вора стояти и биться с ним, a Яна Сапегу с польскими и с литовскими людьми от того вора отвести. А будет вор с рускими людьми пойдет прочь, а что при нем польских и литовских людей останется немного, и гетману Станиславу над ним и людьми, которые при нем будут, с королевским войском вместе с нами, бояры, промышляти вскоре, чтоб крови христианский больши не разливал, и земля б в тишине стала. А Сендомирскаго воеводы дочери Марине, которая была за убитым розстригою Гришкой Отрепьевым и с нынешним вором в Московском государстве ходит, государынею московскою не называтися, и смуты никоторыя впредь в Московском государстве не делать, и отвести ее в Польшу. И во всем государю королевичу Владиславу Жигнмонтовичу делати по нашему прошенью, и по договору послов с великим государем Жигимонтом королем и по сей утверженной записи. А гетману Станиславу Станиславовичу в город Москву польских и литовских и неметских и всяких ратных людей, которые с ним и некоторые с Яном Сапегою, без повеления бояр и без дела, не впущать. Для покупки приезжать в город Москву из польских и из литов­ских и изо всех обозов с гетманскими проезжими листы, че­ловек по дватцати, или мало больши; а без проезжих листов и больши того в город Москву не въезжати. А про Смоленеск гетману бити челом и отписати к великому государю Жигимонту королю, чтоб король по Смоленску бити не велел, и тесноты б городу никакия учинити не велел. А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру греческаго закона, и быти в нашей в православной христиан­ской греческой вере; и о иных недоговорных статьях и о вся­ких делах, что ся делало меж государств издавна до нынеш­ний смуты, как бы меж государьмн и их государствы о всем договор и докончание учинилося; а любовь, милость и приязнь на обе стороны множилася навеки. О чем сказал гетман, что тепере от короля науки не имеет, и о том гетман с нами, бояры, приговорил, что нам послати о том бити челом и договор чинити к великому государю Жигимонту королю и к королевичу. А для утвержения, к сей записи мы, бояре, князь Федор Ивановичь Мстиславской, да князь Василей Васильевичь Голицын, да Федор Ивановичь Шереметев, да окольничей князь Данило Ивановичь Мезетской печати свои приложили; а мы дьяки Василей Телепнев, да Томило Луговской руки свои приписали. Писан в царствующем граде Москве, лета 7118, августа месяца.

Источник: Договор 17 (27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем [Текст] // Хрестоматия по истории СССР. XVI – XVII вв.  / В. А. Александров, В. И. Корецкий; под ред. А. А. Зимина. - М., 1962. - С. 317-324.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...