Фонетических средств русского языка
Таблица №7
Минимальной значащей единицей интонации фразы является просодема. Акустические компоненты, передающие мелодику, называются мелодемой. Акустические компоненты, передающие временные характеристики, называются хронемой. Компоненты, передающие интенсивность и экспрессию, называются акцентемой. Более сложной единицей высказываний, определяющей разные коммуникативные функции, является ннтонема. В интонему входят разные просодемы для выражения разных семантических оттенков речи. Мелодемы передают синтаксическое значение. Темповые хронемы подчеркивают противопоставления в речи. Паузальные хронемы применяются для пояснения чего-то, убеждения в чем-то. Интонация — основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические, характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.
Интонация увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте» но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Жинкин). Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций — повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи. Реакций младенца на тон голоса проявляются довольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением, может насторожиться и заплакать, то есть адекватно реагирует на тон взрослого. Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи. Классификацию типов интонации предложил А.К. Цеплитис и выделил следующие: 1. Интеллектуальные 2. Волюнтативные а) повествовательные б) побудительные 3. Эмотивные 4. Изобразительные Значение интеллектуальных типов интонации представляет собой отраженные в языке моменты мыслительной деятельности, связанной с порождением высказываний: утверждение (передача информации) или вопрос (выражение желания получить информацию).
Волюнтативные значения интонации относятся к сфере речевой деятельности человека. Выделяют две группы волюнтативной интонации: а) повествовательные-интонация констатации в высказываниях факта или суждения, но не выражающих интонационно волю или эмоциональное состояние б) побудительные типы интонации: интонация приказа; интонация просьбы. Эмотивная интонация — выражение эмоций интонационными средствами: гнева, испуга, нежности, печали, равнодушия, стыда, удивления. Изобразительные типы интонации служат для воспроизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонаций связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение. Например, для сообщения о чем-то большом используется низкий диапазон голоса, т.е. низкие частоты и замедленный темп, а для характеристики чего-то маленького используется высокий диапазон голоса. Мелодика является основным компонентом интонации и обеспечивает повышение и понижение тона голоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между частями фразы. Русской речи свойственно четыре вида мелодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходящая мелодика, ровная мелодика. Мелодика определяет коммуникативный тип предложения. Выделяются три вида мелодики: 1. Повествовательная мелодика речи, которая характеризуется понижением голоса на последнем ударном слоге. 2. Вопросительная мелодика речи, которая характеризуется повышением тона голоса на том слове, которое служит смысловым центром (ключевым словом) 3. Восклицательная мелодика речи, свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.. В интонацию включается ударение. В основе ударения лежит интенсивность, сила звука. Акустически ударение выражается интенсивностью, длительностью, повышением или понижением основного тона. Выделяют словесное, синтагматическое, фразовое и логическое ударение.
Под словесным ударением подразумевают вершину слова. Синтагматическое ударение служит для выделения в составе синтагмы и предложения наиболее информативного, наиболее коммуникативно важного слова. Синтагматическое ударение является смысловым центром. Основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем остальные слова. Фразовое ударение передается подъемом или снижением всего контура предложения, выражает законченность высказывания. Для подчеркивания семантической стороны высказывания применяется логическое ударение. Логическое ударение реализуется путем выделения наиболее важного слова в ряду остальных слов, для того чтобы придать предложению более точный смысл. Логическим признается смысловое Ударение, максимально акцентируемое, четко выделенное интонационно силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным словесным ударением. Логическое ударение является усиленным акцентированным словесным ударением, Которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога. Таким образом, специфика логического ударения — в особой семантике и в мере выделения акцентируемого слова. Интонация зависит от изменения тона голоса по высоте, т.е. от модуляций. Тон голоса формируется, при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки полости рта и носа. В голосе, кроме основного тона, образуются добавочные тоны, т.е. Обертоны, которые зависят от устройства гортани, ротовой и носовой полости человека. Дополнительная окраска голоса называется тембром голоса. Тон голоса может быть общим для многих людей, тембр же голоса является индивидуальным и зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора' его строения и функций. Высота голоса и сила голоса зависят от функционирования голосового аппарата, голосовых складок. Частота колебания голосовых складок определяет высоту голоса, а амплитуда, размах колебания, определяет силу
голоса. От характера речевого дыхания зависит звучащая речь: голос, звукопроизношение и вся просодическая сторона речи. Одним из сильных просодических средств являются паузы, т.е. остановки в речи. Паузы могут быть действительными и нулевыми. Действительные паузы — это перерывы в звучании, а при нулевых паузах нет перерывов 8 звучании, но меняется мелодика. Чаще такого рода паузы появляются на стыке между синтагмами (Л.Р. Зиндер). В интонацию включают темя речи. Темп — это скорость речи. Для нормальной разговорной речи характерно произношение 5-6 слогов в секунду. Темп играет значительную роль в передаче эмоциональной стороны высказывания. Отклонение темпа от средних величин (ускорение или замедление) мешают восприятию смысловой стороны высказывания, т.к. резко ухудшается произносительная сторона речи. Выбранный человеком темп речи определяет такой компонент просодии, как ритм. Ритм определяется как последовательное чередование элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, чередование осуществляется через определенные отрезки времени. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Ударные слоги и слова произносятся более длительно. Это сопровождается выраженными изменениями высоты голоса. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|