Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование восприятия интонации




Обследования восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что чело­веческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства.

Цель обследования: выявить возможность детей раз­личать разнообразные интонационные структуры в имперссивной речи. Материалом исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображе­ние предложений.

|___________. |___________? |___________!  

 

Процедура: ребенку предлагалось послушать предло­жения, которые произносились с различной интонаци­ей (повествовательной, вопросительной или восклица­тельной). Предварительно перед выполнением задания проводилась беседа, в которой на материале одной се­рии предложений выяснялось, одинаково они произно­сятся или по-разному.

1. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и при этом спокойным, ровным голосом — подними карточку с точ­кой:

|___________.

Речевой материал:

1. На улице холодно.

2. Ах, какая красивая картина!

3. Медведь спит в берлоге.

4. Белка грызет орешки..

5. Ты съел суп?

2. Определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой

|___________?

 

Инструкция: «Слушай внимательно. Если услы­шишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос —под­ними карточку с вопросительным знаком:

|___________?

 

Речевой материал:

1. На улице идет снег!

2. Ты любишь играть в снежки?

3. Оля идет в парк.

4. Куда мальчик идет?

5. У тебя болят зубы?

3. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.

|___________!

 

Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком:

|___________!

Речевой, материал:

1. Ой, как жарко!

2. Мальчики играют во дворе.

3. Кто к нам пришел?

4. Посмотри, летит самолет!.

5. Мы идем в цирк.

4. Дифференциация типов интонации в предложе­нии.

Предлагались задания, где речевой материал был представлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные инто­национные типы давались в произвольном порядке.

Процедура: Ребенку предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с раз­личной интонацией. Предложения нужно было отли­чить друг от друга, выделяя заданную интонацию и под­нять соответствующие карточки.

Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят».

Речевой материал:

1. На улице На улице |___________. |___________?

холодно. холодно?

2. Наступила Наступила

зима? зима!

Завтра будет Завтра будет

праздник! Праздник.

3. Мама пришла Мама пришла

домой. домой?

4. Мальчик Мальчик

нарисовал дом? нарисовал дом.

5. Дифференциация типов интонации в стихотвор­ном тексте.

Инструкция: «Логопед будет читать стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки подними карточку, если услышишь вопрос, то |___________? Если спокойный и ровный голос, то |___________.

Кто умеет утром сам просыпаться по часам?

Я умею по часам просыпаться утром сам.

Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко?

Я умею на кроватке простыню расправить гладко. Кто простуды не боится, кто умеет мылом мыться? Я обычно утром рано умываюсь из-под крана. Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею.

6. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».

а) Солнце светит, (грустно) Солнце светит? (удивленно) Солнце светит! (весело)

б) На небе сверкает молния», (весело) На небе сверкает молния, (грустно) На небе сверкает молния? (удивленно)

в) Будет дождь? (удивленно) Будет дождь! (весело) Будет дождь, (грустно)

7. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение.

Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку».

—Яму копал? Копал.

—В яму упал? Упал.

—В яме сидишь? Сижу.

—Лестницу ждешь? Жду.

—Яма сыра? Сыра.

—Как голова? Цела.

—Значит живой? Живой.

—Ну, я пошел домой.

(О. Григорьев)

8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если
ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши».

а) Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети
катаются... (на санках). Дети катаются на санках...
(с горки).

б) Самолет летит. Самолет летит высоко. Самолет
летит... (высоко). Самолет летит высоко... (в небе).

4. Обследование воспроизведения интонации

Целью обследования является выявление умения ре­бенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, Стйхотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержа­нием.

1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями.

Инструкция: «Послушай и повтори с той же инто­нацией, как логопед».

— Солнце светит. Солнце светит?

Солнце светит!

— Сверкает молния. Сверкает молния?

Сверкает молния!

—Снег идет! Снег идет? Снег идет.

—Я пойду в гости! Я пойду в гости.

Я пойду в гости?

— Мама пришла. Мама пришла!

Мама пришла?

2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк
в соответствии с интонациями логопеда.

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение».

—Ты куда идёшь, медведь?

—В город ёлку поглядеть!

—Да на что тебе она?

—Новый год встречать пора.

—Где поставишь ты её?

—В лес возьму, в своё жильё.

3. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз
с противоположными типами интонации.

Инструкция № 1: «Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».
Логопед Ребенок

Ночью шел снег? Ночью шел снег.

Хорошо зимой в лесу? Хорошо зимой в лесу.

Зимой медведь спит? Зимой медведь спит.

Инструкция № 2. «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».
Логопед Ребенок

Сегодня будет дождь. Сегодня будет дождь?
Свет горит. Свет горит?

На улице холодно. На улице холодно?

4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.

Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фра­зу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

 

 

Фразы Удивленно Радостно Грустно
Снег идет.
Мы пойдем гулять.
Наступила весна.

5. Самостоятельное воспроизведение мелодики по­вествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом образец интонационного оформ­ления предложений логопедом не демонстрируется.

Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией.

Инструкция: Рассмотри картинки.

Как сказать, что светит солнце?

Как спросить, пойдут ли дети гулять?

Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять?

Как спросить имя у нового ребенка в группе детско­го сада?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...