Обследование восприятия интонации
Обследования восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций. Это разнообразие достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства. Цель обследования: выявить возможность детей различать разнообразные интонационные структуры в имперссивной речи. Материалом исследования служили предложения, произносимые с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией, и графическое изображение предложений.
Процедура: ребенку предлагалось послушать предложения, которые произносились с различной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной). Предварительно перед выполнением задания проводилась беседа, в которой на материале одной серии предложений выяснялось, одинаково они произносятся или по-разному. 1. Определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой. Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я тебе о чем-то сообщаю и при этом спокойным, ровным голосом — подними карточку с точкой:
Речевой материал: 1. На улице холодно. 2. Ах, какая красивая картина! 3. Медведь спит в берлоге. 4. Белка грызет орешки.. 5. Ты съел суп? 2. Определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой
Инструкция: «Слушай внимательно. Если услышишь, что я о чем-то спрашиваю, задаю вопрос —подними карточку с вопросительным знаком:
Речевой материал: 1. На улице идет снег! 2. Ты любишь играть в снежки?
3. Оля идет в парк. 4. Куда мальчик идет? 5. У тебя болят зубы? 3. Определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой.
Инструкция: «Слушай внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, подними карточку с восклицательным знаком:
Речевой, материал: 1. Ой, как жарко! 2. Мальчики играют во дворе. 3. Кто к нам пришел? 4. Посмотри, летит самолет!. 5. Мы идем в цирк. 4. Дифференциация типов интонации в предложении. Предлагались задания, где речевой материал был представлен повествовательными, вопросительными и восклицательными предложениями. Перечисленные интонационные типы давались в произвольном порядке. Процедура: Ребенку предлагалось сравнить значение двух одинаковых предложений, произнесенных с различной интонацией. Предложения нужно было отличить друг от друга, выделяя заданную интонацию и поднять соответствующие карточки. Инструкция: «Слушай внимательно предложения и подними карточки, которые подходят». Речевой материал: 1. На улице На улице |___________. |___________? холодно. холодно? 2. Наступила Наступила зима? зима! Завтра будет Завтра будет праздник! Праздник. 3. Мама пришла Мама пришла домой. домой? 4. Мальчик Мальчик нарисовал дом? нарисовал дом. 5. Дифференциация типов интонации в стихотворном тексте. Инструкция: «Логопед будет читать стихотворение, а ты после каждой прочитанной строки подними карточку, если услышишь вопрос, то |___________? Если спокойный и ровный голос, то |___________. Кто умеет утром сам просыпаться по часам? Я умею по часам просыпаться утром сам. Кто умеет на кроватке простыню расправить гладко? Я умею на кроватке простыню расправить гладко. Кто простуды не боится, кто умеет мылом мыться? Я обычно утром рано умываюсь из-под крана. Я сам теперь умею вымыть и лицо и шею. 6. Инструкция: «Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно или удивленно».
а) Солнце светит, (грустно) Солнце светит? (удивленно) Солнце светит! (весело) б) На небе сверкает молния», (весело) На небе сверкает молния, (грустно) На небе сверкает молния? (удивленно) в) Будет дождь? (удивленно) Будет дождь! (весело) Будет дождь, (грустно) 7. Инструкция: «Я тебе буду читать стихотворение. Если услышишь вопросительное предложение, где кто-то о чем-то спрашивает, поднимай руку». —Яму копал? Копал. —В яму упал? Упал. —В яме сидишь? Сижу. —Лестницу ждешь? Жду. —Яма сыра? Сыра. —Как голова? Цела. —Значит живой? Живой. —Ну, я пошел домой. (О. Григорьев) 8. Инструкция: «Я буду говорить тебе фразы. Если а) Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети б) Самолет летит. Самолет летит высоко. Самолет 4. Обследование воспроизведения интонации Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи. Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, Стйхотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием. 1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями. Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как логопед». — Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит! — Сверкает молния. Сверкает молния? Сверкает молния! —Снег идет! Снег идет? Снег идет. —Я пойду в гости! Я пойду в гости. Я пойду в гости? — Мама пришла. Мама пришла! Мама пришла? 2. Воспроизведение отраженно стихотворных строк Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение». —Ты куда идёшь, медведь? —В город ёлку поглядеть! —Да на что тебе она? —Новый год встречать пора. —Где поставишь ты её? —В лес возьму, в своё жильё. 3. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз Инструкция № 1: «Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией». Ночью шел снег? Ночью шел снег.
Хорошо зимой в лесу? Хорошо зимой в лесу. Зимой медведь спит? Зимой медведь спит. Инструкция № 2. «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы». Сегодня будет дождь. Сегодня будет дождь? На улице холодно. На улице холодно? 4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз. Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».
5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. При этом образец интонационного оформления предложений логопедом не демонстрируется. Процедура: Ребенку предлагается сюжетная картинка со смысловым и эмоциональным содержанием. Логопед в устной форме описывает содержание. Ребенок должен произнести предложение, окрашенное интонационно в соответствии с этой ситуацией. Инструкция: Рассмотри картинки. Как сказать, что светит солнце? Как спросить, пойдут ли дети гулять? Как сказать, когда дети радуются, что пойдут гулять? Как спросить имя у нового ребенка в группе детского сада?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|