Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обследование состояния слухового самоконтроля у ребенка со стертой дизартрией




Для развития не только звуковой стороны речи, но и просодической стороны речи необходим активный слуховой самоконтроль.

Обследование включает два вида инструкций:

1-я инструкция — выполнение задания;

2-я инструкция — оценка ребенком качества выпол­нения задания.

Материал для обследования: ритмические удары, зву­ки, слоги, слова^-квазиомонимы, слова сложной слого­вой структуры, предложения с разными типами интона­ции, лексический материал для воспроизведения моду­ляций голоса по высоте и силе, для изменения тембра и темпа речи.

Обследование состояния слухового самоконтроля включает.11 проб-заданий.

При необходимости задание повторяется для ребен­ка 1—2 раза.

1) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дений ритмического рисунка простых и акцентирован­ных ударов.

Инструкция М 1: «Повтори удары за логопедом». Изолированные — ///, //, /; Серии простых - // // //, /// ///; Акцентированные — / U / U, // U, UU /. Условные обозначения: / — громкий удар, U — тихий удар.

Инструкция № 2. «Ты правильно выполнил?»

2) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении ряда гласных звуков.

Инструкция № Г. «Повтори за логопедом звуки».

АУ

АУО

АОУИ

Инструкция № 2. «Ты правильно повторил?»

3) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении слогов.

Инструкция № 1- «Повтори за логопедом слоги».

КА-ГА-КА

БУ-ПУ-БУ

КА-ТА-ЧА

ДА-ДЯ-ТА-ТЯ

Инструкция № 2. «Ты правильно повторил?»

4) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении слов-квазиомонимов.

Инструкция № 1. «Повтори за логопедом два слова. Скажи, это одинаковые или разные слова?»
КОСА-КОЗА ТАЧКА-ДАЧКА

КРЫША-КРЫСА НОРА-КОРА

УТОЧКА-УДОЧКА БОЧКА-ПОЧКА

КОРА-ГОРА КАДУШКА-ПОДУШКА

ПАШНЯ-БАШНЯ НОРКА-КОРКА

МЫШКА-МИШКА ТОЧКА-ДОЧКА

Инструкция № 2. «Ты правильно ответил?»

5) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении слов сложной слоговой структуры.

Инструкция № Г. «Повтори за логопедом слова».
КОСМОНАВТ МИЛИЦИОНЕР

СНЕГОВИК ЭКСКУРСИЯ

САМОСВАЛ ПУТЕШЕСТВЕННИК

УЧИТЕЛЬНИЦА АКВАРИУМ

ПУГОВИЦА ВЕЛОСИПЕД

КРАНОВЩИК ИНДЕЕЦ

Инструкция № 2. «Ты правильно сказал слова?»

6) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении предложений, включающих слова сложной слоговой структуры.

Инструкция № 1: «Повтори за логопедом».

- Космонавт живет в космическом аппарате два месяца.

- Весело журчали весенние ручьи.

- Учительница учит учеников на уроке.

- На сковороде жарятся пять котлет.

— Экскурсовод проводит экскурсию в музее.
Инструкция № 2. «Ты правильно сказал?»

7) Характер самоконтроля ребенка при изменении
интонаций.

Инструкция № 1: «Логопед скажет предложение, а ты измени интонацию так, чтобы прозвучал вопрос».

- Машина остановилась на светофоре....?

- В лесу выросли грибы....?
- Котенок вылез из-под дивана....?
Инструкция № 2. «Ты правильно сказал? У тебя получился вопрос?»

8) Характер самоконтроля ребенка при изменении логического ударения в предложении.

Инструкция № 1: «Вот предложение из трех слов. Это предложение нужно сказать три раза. Сначала го­лосом выделить первое, потом второе, а затем третье слово. Это поможет передать главную мысль.

1 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

2 раз - МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ.

3 раз - МАМАПРИШЛА ДОМОЙ:

Инструкция № 2. «Ты смог передать главную мысль? Тебе удалось выделить голосом слова в предложении?

9) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении модуляций голоса по высоте и силе.

Инструкция № 1: «Как подают голос взрослые жи­вотные и их Детеныши? У кого «толстый» голос, а у ко­го «тонкий» голос?»

СОБАКА...? ЩЕНОК...?

КОШКА... КОТЕНОК...?

КОРОВА...? ТЕЛЕНОК...?

Инструкция № 2. «У тебя полумилей «толстый» или тонкий голос?»

Инструкция № 3: «Когда машина гудит далеко, то мы слышим тихий гудок. Когда машина гудит близко, то мы слышим громкий гудок. Как гудит самолет, когда он далеко и близко?*

Инструкция М 4: «Тебе удалось показать гудение са­молета далеко и близко?»

10) Характер самоконтроля ребенка при воспроизве­дении тембра голоса.

Инструкция № 1. «Вспомни, кто пугал колобка и хо­тел его съесть? Каким голосом говорили заяц, волк, медведь и лиса?»

—Колобок, колобок! Я тебя съем.

Заяц — тоненьким голосом
Волк — грубым голосом

Медведь — медленным, хриплым голосом

Лиса — ласковым, хитрым голосом.

Инструкция № 2. «У тебя получились голоса зверей?»

11) Характер самоконтроля ребенка при воспроизведении темпа речи.

Инструкция № /: «Повтори за логопедом предложе­ния: быстро, медленно и обычно».

—На море во время шторма очень большие волны —нормальный темп.

—Самолет построим сами и помчимся над горами —нормальный темп.

—Улитка носит свой домик на спине — медленный темп.

Инструкция № 2, «У тебя получилось говорить раз­ным темпом: быстро, медленно и нормально?»

Инструкция № 3. «Вот три картинки: черепаха, заяц, еж. Если логопед покажет черепаху, то говори медлен­но, если зайца — то говори быстро, а если ежа, то го­вори обычным темпом. Повтори предложение «Весной тает снег».

Как заяц —...? (быстро).

Как ёж—...? (нормально).

Как черепаха —...? (медленно).

Инструкция № 4: «Ты умеешь говорить быстро, мед­ленно»? -

Критерии оценки:

4 балла — полностью сформулирован навык самоконтро­ля. Ребенок замечает все допущенные ошибки в собственной речи.

3 балла — стадия завершения формирования навыка само­контроля. Ребенок замечает примерно 75% допущенных оши­бок в собственной речи.

2 балла — стадия автоматизации навыка самоконтроля.
Ребенок замечает примерно 50% допущенных ошибок в собственной речи.

1 балл — начальная стадия формирования навыка самоконтроля. Ребенок замечает примерно 25% допущенных оши­бок в собственной речи.

0 баллов — нулевая стадия. Отсутствие самоконтроля.

Примечания:

1. Если ребенок замечает свои ошибки, старается их исправить, но исправление не удается из-за выраженной стертой дизартрии, то это можно отнести к моторному нарушению просодики (условно группа ФН).

2. Если ребенок не замечает своих ошибок, не слышит допущенных ошибок и не старается их исправить, то это может быть связано с нарушением слухового
внимания и недоразвитием фонематического слуха. На­рушение просодики в этом случае можно отнести к сенсорному уровню (условно группа ОН Р).

3. Смешанный (сенсомоторный) характер нарушения просодики определяется у детей со стертой дизарт­рией, у которых задерживается процесс формирования
фонематического слуха (условно группа ФФН).

4. Для иллюстрации обследования просодической сто­роны речи приводим график № 7. Профиль сформиро­ванности просодической стороны речи у ребенка со стертой дизартрией (возраст 6 лет 11 мес).

 

Профиль сформированности просодики у ребенка со стертой дизартрией

Условная норма

 

Параметры обследования:

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование восприятия интонации.

4. Обследование воспроизведения интонации.

5. Обследование восприятия логического ударения.

6. Обследование воспроизведения логического ударения.

7. Обследование модуляций голоса по высоте.

8. Обследование модуляций голоса по силе.

9. Выявление назального тембра голоса.

 

10.Обследование восприятия тембра.

11.Обследование воспроизведения тембра.

12.Обследование речевого дыхания.

13.Обследование темпо-ритмической организации речи.

14.Обследование состояния слухового контроля.

Выводы

1. Просодика (просодия) — это совокупность ритмико-интонационных средств речи

2. Интонационно-выразительные средства, язык, включают такие характеристики, как: интонация, мелодика, темп речи, тембр, паузирование, сила и высот:
голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание полетность голоса, дикция.

3. Генетические просодические средства языка более древние, чем словесные.

4. В младенческий период ребенка просодические средства, такие как модулированные звуки гуления и лепет, интонированный крик являются средствами об­щения и выражения состояния ребенка.

5.Просодические проявления, выражающиеся в виде эмоционально-выразительных вокализаций, являют­ся предпосылкой языкового развития ребенка.

6.В структуру речевого дефекта при стертой дизартрии входят нарушения просодики, которые проявляются недостатках интонационно выразительных средств речи.

7.Нарушение просодической стороны речи является диагностическим критерием при дифференциации стертой дизартрии и дислалии.

8.У детей со стертой дизартрией страдает не только воспроизведение, но и восприятие и дифференциация интонационных структур.

9.Причины нарушения просодики при стертой дизартрии кроются в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией и просодикой
в целом.

Учебные вопросы и задания

1. Назовите средства просодической стороны речи. Дайте им пояснения.

2. Как определить темпо-ритмическую сторону речи?

3. Какие модуляции голоса могут быть?

4. Когда начинает формироваться просодическая сторона речи в онтогенезе?

5. Обследуйте у детей восприятие и дифференциацию различных просодических средств, используя сис­тему балльной оценки качества функции.

6. Проведите обследование речевого дыхания ребенка с дизартрией. Определите тип дыхания.

7. Проведите обследование тембра голоса и подтвердите или исключите назальный оттенок речи, используя балльную систему оценки.

Литература

1.Архилова Е, Ф. Клинико-педагогичвская характеристи­ка детей со стертой формой дизартрии //Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997.

2.Аркина Е. А. Дошкольный возраст. — М., 1972.

3.Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у до­школьников, школьников и молодежи. — М., 1973.

4.Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с. речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 2005.

5.Бабский Е. Б., Ходоров Б. И. Сенсорные функции цент­ральной нервной системы и регуляция движений //Физиоло­гия человека /Под ред. Е. Б. Бабского. — М.: Медицина, 1966.

6.Бадалян Л. О. Детская неврология. —М.: QOO «МЕД-пресс», 1998.

7.Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми //Дефектология. —1976. - № 5.

 

8. Бельтюков В. И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики //Дефектология. — 1977. — № 3.

9. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медгиз, 1966. — 234 с.

 

10.Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвеще­ние, 1987. - 159 с. -

11.Винарская Е. Н. Фонетические проблемы логопедии в России на рубеже XX—XXI веков //Проблемы детской речи: Сборник. - СПб, 1999..-. С. 37-40..

12.Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы ди­зартрии //Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - Том 1. - С. 268-284.

13.Выготоский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. — М.: Лабиринт, 1966. — 416 с.

14.Гуровец Г. В., Маевская С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств //Обучение и воспитание детей нарушениями речи. — М., 1982.

15.Гуровец Г. В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой формой ди­зартрии и ринофонией и методы коррекционного воздействия //Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых /Под
ред. В. И. Селиверстова и С. Н. Шаховской. — М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1985. — С. 103-114.

16.Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с детским церебральным параличом. — Л.: Медицина, 1987. — 96 с.

17. Данилова Л. А: Психофизиология.— М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 232-295.

18.Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.

19.Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи //В Защиту живого слова. — М., 1966.

20. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Ло­гопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошколь­ников. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с.

21.Зееман М. Расстройства речи у детей. — М., 1962.

22.Зиндер Л. Р. Общая фонетика. — М., 1979.

23.Карелина И. Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии и сложные дислалии //Дефектология. — 1996.

24.Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройства: Дисс.... канд. пед. наук. — М-., 2000.

25.Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств //Дефектология. — 2000.-№ 1 - С. 24-26.

26.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности, М., 1973. —
143 с.

27.Левина Р. Е., Никашина Н. А., Спирова Л. ф. и др. недоразвитие речи //Основы теории и практики логопедагогики./Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение1967.

28.Лопатина Л. В. Структура речевого Дефекта у дошкольников со стертой дизартрией //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями речевого развития. - СПб, 1995. - С. 149-150.

29.Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией: Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недоста­точностью. — СПб, 1996.

30.Лопатина Л. В,., Серебрякова Н. Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб.: Образование, 1994.

31.Лопатина Л, В., Серебрякова Н. Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). —
СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.

32.Лурия А. Р. Язык и сознание /Под ред. Е. Д. Хомской. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»., 1988. — 416 с.

33.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга. — Изд. 3-е. —
М.: Академический Проект, 2000. — 512 с.

34.Маркова А. К, Особенности усвоения слоговой струк­туры слова у детей, страдающих алалией //Хрестоматия по ло­гопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. Г. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Т. 2. — С. 41-51.

35.Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей,
страдающих легкими формами дизартрии и функциональной
дислалией //Расстройства речи и методы их устранения /Под
ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 22-29.

36.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у
детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 191 с.;

37.Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий //Хресто­матия по логопедии /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — Т. 1. С. 29-33.

38.Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь у дошкольников и ее исправления. — М.: Просвещение, 1967.

39.Монделаерс Б. Ж. Вербальная диспраксия у детей //
Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции: Материалы конференции «Современные проблемы логопатологии». — СПб, 1999.

40.Пискунов А. М. Анатомо-физиологические основы терапии косноязычия. — М., 1962.

41.Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Дизартрии // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛА­ДОС, 1997. - Т. 1. - С. 173-189.

42.Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма //Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л., 1979.

43.Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления //Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л.,1976.

44.Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики //Дефектология. — 1974. - № 4. - С. 20-26.

45.Токарева О. А. Дизартрия //Расстройства речи у детей и подростков /Под общей ред. С. С. Ляпидевского. — М.: Ме­ицина, 1969.

46.Федосова О. Ю. Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дизартрией с учетом фонетического контекста: Дисс.... канд. пед наук. — М., 2005.

47.Федосова О. К. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии //Коррекционная педагогика. - 2004. - N 1,

48.Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — 476 с.

49.Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской.речи. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.

50.Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: о диагностике речевых нарушений. — М., 2003.

51.Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия и в раннем детстве. — М., 1948.

52.Эльконин Д. Б. развитие речи в дошкольном возрасте. — 1969.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...