Глава 1. Основные понятия и теоретические основы книги
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Взаимоотношения людей, их деловые и человеческие контакты на производстве, предприятиях и организациях во многом определяют результативность и эффективность совместной деятельности. Общение вплетено в трудовую, социально-организационную практику, выступает необходимым элементом предметной деятельности. Общение участников общего действия — необходимое средство его эффективности. Под общением подразумевается свободное взаимодействие двух равноправных субъектов. Отношения в социальной организации подразумевают управление, иерархию, разделение функций, то есть не сводятся к свободному общению. В официальной рабочей группе, как правило, четко закреплены роли и обязанности, что приводит к определенной заданности и запрограммированности поведения каждого. Но на этапе становления формальной группы взаимодействие участников, по сути, является свободным общением. Более точно его можно обозначить как материальное общение, вплетенное в предметную деятельность. Роль разделения труда и управленческой иерархии выше в сфере материального производства и коммерческой деятельности. В научной, художественной деятельности, то есть в сфере духовного производства удельный вес равенства, свободы выбора, личной инициативы гораздо выше и конечный результат работы организации в большей степени зависит от качества группового общения. Итак, основные типы взаимодействия людей в практических действиях—общение, управление и разделение труда. Существенное влияние на взаимоотношение людей оказывает разделение на классы и социальные группы, которые имеют различный уровень доходов и материальных возможностей. Классовое разделение до сих пор имеет важное значение, превосходящее по силе влияния внешние связи людей. Еще в начале века социологи показали, что индивидуальное поведение человека и межличностные отношения пропитаны иерархическим социальным порядком. Социальные процессы в организациях ограничивают свободу выбора и действий отдельных работников.
Отношения людей внутри организации, фирмы не могут быть изолированы от воздействия внешнего социума. Так, криминальный этап в развитии рыночной экономики сделал профессию банкира одной из самых опасных. Однако, по мнению ряда банкиров, причины заказных убийств зачастую скрыты в сфере взаимоотношений с клиентами. Если банк не участвует в махинациях, то никаких фальшивых авизо быть не может. Когда банк скрупулезно выполняет обязательства, то можно быть уверенным в собственной безопасности. Дополнительные гарантии может дать знание законов совместимости людей и групп, а отнюдь не новейшие технические средства защиты и увеличение штата профессиональных охранников. Любая групповая деятельность имеет два неразрывно связанных аспекта: инструментальный и эмоциональный. Производительность, эффективность труда, получение группового продукта связаны с осуществлением целевой или инструментальной функции. Эмоциональный аспект деятельности группы связан с необходимостью поддержания устойчивости и внутреннего равновесия в группе, сохранением ее целостности через достижение сплоченности. Недооценка важности групповой слаженности отрицательно сказывается на производственных результатах. Рынок по своей природе несовместим с личными симпатиями и дружбой. В то же время рынок требует умения добиваться успеха в условиях жесткой конкуренции. Выиграть соревнование могут только те рабочие группы, которые правильно подбирают, расставляют людей и распределяют обязанности. Следовательно, если в условиях рыночной экономики любовь и дружба — это каприз и роскошь, то совместимость в деловых отношениях — это вопрос выживания коллектива. Социологи и социальные психологи единодушно утверждают, что профессиональная отдача людей зависит от степени сплоченности группы и организации в целом. Более того, стремление все подчинить законам рынка, промышленного производства и экономики приносит эффект, обратный ожидаемому. Ибо природа человека существенным образом отличается от природы предприятия или рынка, в которых действует этот индивид. Поэтому успех в конкуренции ждет того, кто владеет не только экономическими категориями, но и языком человеческих отношений.
Дружба дружбой, а служба службой, (народная поговорка) Деловые люди считают, что рабочим отношениям лучше быть холодноватыми. Действительно, смешение деловых и личных отношений ведут к панибратству, беспардонности, утрате деловитости. На производстве, в учреждении работник — винтик машины, средство, а не цель и индивидуальные взаимоотношения мешают получению прибыли и достижению наивысшей эффективности. И вообще суровая рабочая обстановка враждебна межличностным связям. Поэтому надо отделить личные отношения от социальных. Во многом указанная позиция верна. Группа халтурщиков своими личными связями снижает производительность труда. Соперничающие группировки в коллективе ведут борьбу па уничтожение либо на устранение самоотверженных работников, выпадающих из ансамбля. Все это, как говорится, имеет место. Однако, представляется, что корень зла не в личных пристрастиях, а в незнании законов совместимости, в неумении конструктивно использовать различия между людьми. Когда игнорируется фактор сплоченности, создается ложное впечатление, что человеческие отношения мешают деловым и с ними надо бороться. В профессионально-деловых отношениях важно знать меру в проявлении и выражении своих чувств, не допустить разрастания чувств взаимной симпатии до непомерной требовательности и капризов. В совместимых группах работников может увеличиться вероятность зарождения дружеских отношений, а это, в свою очередь, повышает уязвимость людей. Планка ожиданий поднимается, а их неудовлетворенность приводит к раздражению. Однако, потери от осложнений в отношениях между совместимыми партнерами гораздо меньше, чем при объединении людей, не подходящих для эффективной совместной работы.
В условиях НТР люди имеют дело со сверхсложными машинами, увеличивается вероятность нервно-психических перегрузок, а порою человек работает па пределе физических и духовных возможностей. Ясно, что необходимость соблюдения принципа совместимости при комплектации рабочей команды повышается. Принцип совместимости превращается в основополагающее требование, согласно которому людей в группу и организацию следует подбирать с учетом их совместимости, дабы они могли органично составить эффективно функционирующий коллектив. Эффективность использования эффектов совместимости максимальна, если они применяются на этапе комплектования групп. В то же время учет феномена совместимости важен па всех этапах управления организацией. Не каждый вид деятельности требует одновременно психофизиологической и социально-психологической совместимости. Возьмем, например, группу преподавателей школы или бригаду рабочих-станочников. Каждый работник из этих групп работает в одиночку: рабочий выполняет соответствующие операции на своем станке, а преподаватель проводит занятия. Для оптимизации таких групп будет иметь значение только социально-психологический аспект совместимости их членов. Другие примеры. Эффективный труд в конвейерном производстве невозможен без наличия психофизиологической совместимости работников. При поточной работе каждый должен совершать свои действия в определенном темпе, необходима четкая согласованность действий людей. А групповая работа операторов в автоматизированных системах управления требует как психофизиологической, так и социально-психологической совместимости членов коллектива. Н. В. Голубева изучала особенности поведения монтажниц, собирающих радиолампы в потоке из четырех человек. Лампы от одной работницы к другой передавались вручную. Оплата сдельная. Производительность и заработок монтажниц зависели от синхронной работы всех четырех членов потока. Каким образом скомплектовать оптимальную группу? По темпу работы? По уровню профессиональных способностей и умений? Однако, как показала практика, скорость работы не определялась профессиональными умениями и способностями. Могут, но не хотят. Решающей оказывалась социально-психологическая направленность личности (на заработок, на повышение уровня образования и т. д.). Следовательно, для достижении максимальной эффективности необходимо формировать потоки из работниц с одинаковой направленностью. Одинаковая направленность позволяет снизить уровень конфликтности в первичных коллективах. (Свенцицкий А. Л., 1986, с. 74—75).
Н. П. Обозов разделяет совместимость на два вида: 1) врабатываемость; 2) собственно совместимость (Обозов Н. П., 1979). Эта классификация отражает факт деления социального взаимодействия на деятельность и общение. Срабатывает часть характеризует деловые отношения, тогда как совместимость — личные. Взаимодействие и общение в трудовом процессе, деловых отношениях сопровождаются срабатываемостью и несрабатывасмостью, что, в свою очередь, во многом определяет характер межличностных отношений. Совместимость — более общее начало, оно позволяет прогнозировать благоприятный исход контактов в самых различных сферах — в семье, дружеской компании, на работе. Срабатываемость — более узкое понятие, оно подразумевает согласованность не в любом акте совместной деятельности и общения, а в конкретной трудовой деятельности. Срабатываемость может оцениваться по качеству, времени, эффективности и всегда опосредована прежде всего объектом совместной деятельности. Сработанность как степень согласованности людей характеризует не любое взаимодействие. Здесь речь идет о достигнутом результате как итоге многомесячных или многолетних усилий. Энергетические затраты могут быть и минимальными и максимальными. Если согласованность действий и взаимопонимание достигаются минимумом временных и энергетических затрат, то можно говорить о высокой степени срабатываемости. Но более точным было бы назвать потенциальную срабатываемость совместимостью. Совместимость как универсальный феномен проявляется но всех сферах жизни—деловой, учебной, бытовой, семейной. Степень совместимости определяется, скорее, дистанцией общения, а не тем. в какой сфере оно осуществляется. Л. И. Уманский выделяет различные формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная форм а; сон местно-последовательна я форма; совместно-взаимодействующая форма, при которой при тех же условиях общая задача выполняется при непосредственном (одновременном) взаимодействии каждого члена группы со всеми другими ее членами (Уманский Л. И., 1980).
Совместно-взаимодействующая форма предъявляет более серьезные требования не только к срабатываемости, но и к совместимости, по сравнению с другими формами организации совместной деятельности, ибо контакт максимально тесен, а дистанция минимальна. Для одного типа совместной деятельности, напротив, различие, противоположность помогают решить общую задачу. В системе организационных групповых отношений можно выделить три уровня: официальные отношения — неофициальные деловые отношения — неофициальные эмоциональные отношения. Само слово «организация» подразумевает сплоченность, ибо ассоциируется с близкими понятиями: целостный организм, органичное целое, организованная система. Организовать— это значит целесообразно упорядочить элементы работы, функции и размещение исполнителен. Организация состоит из элементов (людей и функций), организованных в систему. Прочность системы определяется степенью совместимости элементов. Проблему совместимости можно рассмотреть с позиций двух основных концепций: функционализма и конфликтологической социологии. В соответствии с принципом системного функционализма Т. Парсонса все социальные системы должны быть так организованы, чтобы быть совместимыми с другими системами; для того, чтобы выжить, система должна обладать поддержкой других систем; система должна удовлетворять большую часть потребностей тех, кто поддерживает систему своим участием в ней; система должна обладать контролем за потенциально отклоняющимся поведением своих участников; и, наконец, система должна обладать общим единым языком и принципами общения среди своих участников. Таковы условия существования любой организации. В противном случае интеграция внутри системы (организации) исчезает. По мнению сторонников конфликтологической теории, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции. Они считают, что невозможно избежать или снять конфликты. Необходимо направить их по определенному руслу, вывести их на поверхность и сделать предметом открытых дискуссий. Совместимость как целостный феномен можно разложить на психофизиологические, социальные и духовные компоненты. Прежде всего бросается в глаза биопсихосоциальное противоречие полов. Ф. Денмарк отмечает: «Многие предположения, что женщина-менеджеры существенно отличаются от менеджеров-мужчин, совершенно не подтверждаются данными. Как правило, исследователи сходятся на существовании лишь одного различия, а, именно, большем интересе женщин к отношениям между людьми. Но это следовало бы рассматривать как плюс с точки зрения эффективности руководства». (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., 1991, с. 129) " 1.1. Социоанализ как прикладная технология Па сегодняшний день нет более эффективной технологии работы с людьми и группами и создания слаженной рабочей команды, чем соционика и социоанализ. Эта концепция объединяет социально-психологическую типологию личности и закономерности взаимодействия между типами людей. Вез преувеличения можно сказать, что использование социоанализа в совокупности с социологией и социальной психологией дает возможность организации не только выжить, но и преуспеть в конкурентной борьбе. Применение социоанализа эффективно во всех видах и формах совместной человеческой деятельности и на всех этапах работы: найм, комплектовать группы, увольнение, маркетинг, сбыт, торговля, поиск деловых партнеров. Социальная роль соционики заключается в том, что она дает возможность: - использовать индивидуальные способности и склонности каждого работника на благо организации; - понять привлекательность и полезность различий, стать терпимее к людям; - увидеть за недостатками сильные стороны своей личности и другого, найти применение специалисту с трудным характером; - наладить эффективное взаимодействие заказчиков, поставщиков, рядовых работников и руководителей, покупателей и продавцов; - убедить человека, учитывая типологию восприятия; - создать группу единомышленников, а если надо — и разномышленников; - решить межличностные и межгрупповые конфликты; вывести из тупика производственный процесс; увеличить коммуникативную дистанцию между несовместимыми работниками; - правильно подбирать людей для решения общей задачи, исходя из знания типологических особенностей; - уменьшить число и интенсивность стрессов и больничных листов в организации за счет грамотного распределения служебных обязанностей и расстановки работников; - отличить правду и готовность к взаимовыгодному сотрудничеству от очковтирательства и желания манипулировать; - ставить реально выполнимую цель перед организацией или рабочей группой; - подобрать для любого человека совместимого партнера, сотрудничество с которым взаимовыгодно; - установить контакт между дополняющими типами личности для исключения столкновения интересов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|