Элементарные типы личности
«Мне страшно за вас, Вы не знаете себя». Л. Н. Толстой. К. Г. Юнг ввел понятие о четырех основных типах информации: - логическая (дающая представление о взаимосвязях); - интуитивная (дающая представление о целостности); - сенсорная (дающая представление о свойствах объектов); - этическая (дающая представление об отношениях между объектами). Эта информация автоматически воспринимается, обрабатывается и выдается наружу посредством одноименных психических функций. У данного типа личности только одна из четырех функций дифференцирована достаточно. Если это мышление, то оно свободно направляется сознательной волей. Другие являются полностью или частично бессознательными. Сознательная ориентация мыслительного типа уравновешивается противоположным качеством — бессознательным чувством. В приведенном примере ведущая функция — мышление, подчиненная — эмоции. Подчиненная Функция действует очень медленно по сравнению с ведущей. Соответственно, энергетические затраты на действие подчиненной функции больше. Взаимодействие мыслительного и эмоционального типов образует эффект дополнения и уравновешивания. Знание типов информационного метаболизма подводит всех нас к пониманию того факта, что все люди разные, а взаимные конфликты часто обусловлены различиями их в способах восприятия и обработки информации. Теория ннтертипных отношений разделяет конфликтные и дополняющие противоположности типов. Итак, Юнг выделил четыре основные психические функции — мышление, эмоции, ощущения и интуицию, которые в сочетании с экстраверсией и интроверсией давали восемь типов. Допустимо выделение восьми элементарных типов. В современной науке применяются в основном такие их названия или разновидности терминологий.
В описаниях элементарных типов автор использовал собственные материалы и работу Виктора Гуленко (1995, с. 22—28). Планомерики (рационалы) Рационалы тяготеют к дисциплине и порядку и представляют собой базу стабильности социума. В социальном плане планомерики — приверженцы одной системы, строго придерживающиеся ее правил. Экономика рационального общества носит производящий характер. Рационалы нечасто меняют свои занятия, увлечение и социальное положение. Но если они переключились, то это надолго. Планомерики — гарант глубоких перемен в социальной жизни. Некоторые внешние признаки. Рационалы имеют тенденцию сидеть прямо, в несколько напряженной позе. Крайности рационализма проявляются в том, что большая часть жизни планомериков подчинена разным концепциям и правилам, и значительная часть энергии уходит на контроль за этими правилами. Человек перестает доверять своему восприятию, не может освободиться от самоконтроля и расслабиться, Планомерики—это решающие типы. Обсудить — для них это значит выработать согласованный план действий. Рационал анализирует мировые явления логически. Стройность концепции, гармония построенной схемы вызывает у него положительные эмоции. Не беда, если в жизни элементы схемы обнаружить трудно. Факты, не согласующиеся с его умозрительной концепцией, побуждают его к научному поиску.
Утверждения планомерика законченные, определенные, они выражают его мнения и оценки. Планомерик склонен к определенному режиму, и распорядку. Обоснованный режим, продуманный распорядок часто у рационала оказываются долговечными, ибо вызваны к жизни собственными потребностями. У планомериков есть природная склонность занимать жест кую ролевую позицию (например, всегда и всюду всех поучает, наставляет). Но это — крайность. Типичный рационал в социуме ведет себя пластично — жестко. Спонтаники (Иррационалы) Споптапики — люди пластичные, гибкие, совершенно разные, в зависимости от того, с кем вступают в партнерские отношения, разные с одним и тем же человеком, в зависимости от ситуации. Они не бывают фанатиками, довольно легко в социуме они отказываются от своих прежних взглядов и жизненных укладов. Перемены в нашей стране были бы невозможны без эмоционального фона, созданного настроением большого числа людей, воплотивших качества спонтаника, прежде всего состояние раскованности. В социуме иррационалы выполняют роль Ребенка, («Хочу»), который заявляет оторванному от реальности Родителю: «А король-то голый!» Иррациональный социум — это общество неуправляемых перемен, часто меняющее правила и законы. Сегодня мы живем в таком обществе. По своей природе спонтаники недисциплинированны и анархичны. Иррационалы делают экономику коммерческой, перемещающей имеющиеся товары с одного места на другое, где их цена дороже. Иррациональное производство всегда мелкосерийно и кустарно. Спонтаники первыми подхватывают в обществе новые веяния, моды и увлечения, но и первыми отказываются от них. Они склонны к переменам взглядов и занятий. Спонтаники более расслаблены, чем планомерики. Они уютно разваливаются в кресле, могут не застегивать ворот рубашек, носить надетые без носков сандалеты и т. д. Степень спонтанности имеет прочную нейрофизиологическую основу. Спонтанное поведение — это когда человек делает то, что ему хочется делать в данный момент. Спонтанность — это способность действовать без понуканий, по собственному почину. Обсудить для иррационала — значит поговорить, а решение отложить на потом. Более того, спонтаники считают, что многие проблемы можно и не решать, так как они со временем разрешаются сами.
Нередко иррационалы научным объяснениям непонятных явлений предпочитают мистическое толкование, имеющее покров таинственности и непознаваемости. Главная двигательная сила спонтаников — эмоции, вызванные целостными образами. Утверждения спонтаников не содержат оценок, это простые описания, за которыми нелегко узнать их мнение. «Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший сорт человека—который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности — все различие людей. Есть люди, не имеющие почти никаких ни своих, ни чужих мыслей и живущих только чужими чувствами: это самоотверженные дурачки, святые. Есть люди, живущие только своими мыслями — это ученые глупцы. Из различных перестановок по силе этих свойств — все сложная музыка характеров». Л. Н. Толстой.
Объективики (Логики) Гармония социальной жизни больше строится на логике объективных правителей, чем на эмоциях вожаков толпы. Объективики способны трезво сопоставить разные точки зрения с реальным положением дел и принять равновесное решение. Степень их объективности будет определяться полнотой имеющейся информации. Логики беспристрастные вспоен основе типы. Объективики образуют ту часть группы, которая твердо ориентирована на цель совместной деятельности и ее задачи. Чисто логический коллектив отличается сухостью в общении, скукой и забвением этических норм. Логический социум иерархическое государство, в котором человек превращается в винтик машины. Мы примерно 300 лет живем в логическом мире, в мире рассудочности, при засилье конвенциального поведения. В России остро не хватает объективиков - эгоистов. Тех, кто по имя себя, но работает, много не говоря. Даже усиление чувств может происходить на интеллектуальной основе. «Часто удовольствие возникает па основе сравнения. Мы довольны не только отдельными моментами жизни, но миром, жизнью в целом: только интеллектуальные чувства могут иметь такой общий предмет». (Татаркевич В., 1981). В связи с этим уместно высказывание Ст. Ж. де-Буффн: «Удовольствие — это счастье глупцов, счастье — это удовольствие мудрецов». Сделаем оговорку; интеллект определяется не только развитым мышлением, но и интуицией (абстракт и кой).
Логика — это дело, квалификация. Нужно ли доказывать, что добрые намерения без воплощения проторяют дорогу в ад. Политикам, руководителям, воспитателям в пашей стране нужно стремиться к тому, чтобы в конкретных решениях перевешивала чаша ума, а не сердца. Только таким путем можно подняться до синтеза, то есть целостного восприятия, понимания и эффективного использования человеческих ресурсов. Сухой объективик может выглядеть недемократичным (если не является таковым). Объективик культивирует штамп замкнутости, а отсутствие эмоциональной открытости воспринимается как высокомерие. Бесстрастному размышлению мешают чувственные оценки. У логиков чувства недифференцированы. «Означает ли это, что у таких людей нет чувства? Напротив. Они говорят: «У меня сильные чувства. Я переполнен эмоциями. Я темпераментен». Эти люди во власти своих эмоций, они пойманы эмоциями». (Юнг К. Г., 1994, с. 24). Объективик не силен в вопросах человеческих отношений. Зато он хорошо усваивает правила и нормы. Он знает, как принято у людей, знает, что иначе неприлично. Принято, чтобы у мужчины была женщина, значит, будет женщина. «Чистый» объективик склонен к формализму в отношении к чело- пеку, он не согласится с тем, чтобы любовь как вид человеческой деятельности ставить наравне с наукой, экономикой. Это о крайних логиках: «Бездарны и эгоистичны в общении: учитывали лишь свои интересы, свое настроение, не умели ни говорить, ни слушать, а в споре держались за свое мнение с конвульсивной отчаянностью ребенка, вцепившегося в игрушку». (Леви В.). Гармоничный объективик не будет совершать самоубийство па почве любви. Это будет свидетельствовать не только об узости интересов, но и о слабости мышления. Односторонний крен в сторону рассудка приводит к отрицательным последствиям. Объективик, который решит заниматься только делом, не сможет освободиться от эмоционального. По па смену позитивным эмоциям придут негативные — озлобленность, отчужденность. Было бы грубым упрощением считать логиков умными, а дураков искать среди этиков. Персонаж пьесы Александра Гельмана заявляет: «Да, я дурак, но дурак думающий! Есть умные люди, которые не хотят думать: по лени или они считают, что не имеет смысла думать, и так все ясно». Объективику легче дается мышление, оно требует меньших энергетических затрат, чаще всего темп мыслительных операций выше — эти признаки характеризует логика, но не качество ума.
П. Капица пишет: «Нередко люди, одаренные гениальным умом, производящие переворот в. науке, бывают наделены обывательским духом. Гениальных ученых мало, еще реже гениальный человек совмещается с большим человеком....Ньютон был очень резкий человек и некоторые его выражения даже не воспроизводятся в печати». Объективик, как правило, имеет собственное мнение по любому вопросу. Ему легче пойти на практические уступки, чем изменить свое мнение. «Обычно новые научные истины побеждают не так, что их противников убеждают и они признают свою неправоту, а большей частью так, что противники эти постепенно выминают, а подрастающее поколение усваивает истину сразу». (Макс Планк). Обилие знаний может соседствовать со скудостью чувств и интересов. Такой объективик не только не способен сопереживать, по может получать наслаждение от боли, унижения другого. «Существует много способных, интеллигентных людей со слабо развитой дифференцировкой чувств, вследствие этого само чувство находится под влиянием материнского, оно идентично материнскому. Такие люди несут в себе много материнских свойств в чувственной сфере: они очень любят детей, внутреннюю обстановку дома, красивые комнаты и старые дома». (Юнг К. Г., 1994; с. 62). Объективики — это немцы, англичане, шведы, американцы. «Для немцев вообще характерна подчиненность и недифференцированность чувственной функции. Если вы скажете об этом немцу, он оскорбится». (Там же, с. 40). Для логиков освоить бухучет и компьютер легче, чем научиться общаться, договариваться, понимать не только свою, но и чужую выгоду. Те, кто умеет делать деньги, не всегда умеют говорить. Объективны! чаще объясняют свои и чужие действия исходя из обстоятельств, объективной ситуации. Только логик мог сказать: «Мыслю, следовательно, существую». Истину объективики стремятся познать рассудочным путем. Если бы не было объективной науки, в развитии которой ведущая роль принадлежит логикам, люди были бы слабыми и беспомощными в борьбе с природой. Человек чувствует, мысля. Однако, объективные результаты научной работы нельзя опровергнуть моральными выпадами Возражения должны быть объективно обоснованы. Пристрастные аргументы, основанные' на антипатиях и симпатиях, рождают не истину, а предрассудки. Субъективики (Этики) В социальной жизни субъективизм этиков приводит к пристрастной позиции. Защищая идеалы добра и человечности, субъективики становятся хорошими выразителями интересов тех или иных социальных групп. С другой стороны, именно субъективики приводят к возникновению в обществе национальных, идеологических и религиозных предрассудков. Так, мнение одной национальной группы о других национальностях часто основано на дефиците информации, слухах, в них сильно эмоционально-субъективное начало, что иногда приводит к стихийному возникновению деструктивных межнациональных конфликтов. Неформальные контакты в любой группе создаются этиками. «Теплая компания» субъективиков может быть не расположена делать то, что надо, а предпочитать углублять межличностные контакты. До 17 века на Земле были общества, в которых, в целом, доминировало переживание над рассуждением. Последние столетия мир переживаний ущемляется, прежде всего, по причине распространения Западом на весь мир рацнонально-объективной идеологии. Логический социум опережает этический в области результативности, прибыльности. Объектпвики побеждают субъективиков на коротких исторических дистанциях. Однако с течением времени все больше заявляют о себе социально- психологические и нравственные силы, которые логический рационализм не принимает во внимание. Сегодня успешная деятельность может базироваться только на всей совокупности ценностей — и экономических, и социальных, и духовных. Чувство относится к рациональным функциям. Полная картина мира должна включать в себя объективно-беспристрастный вывод, дополненный субъективными оценками. Благодаря этикам, социальные ценности обретают стабильность. Субъективиком мышление овладевает навязчиво. Мышление захватывает и подчиняет этика, он «тонет» в работе, в науке и т. д. Субъективику достаточно одного беглого взгляда, чтобы почувствовать притягательность личности. Он быстро определяет, с кем он хотел бы общаться. Этик общителен. Подавленные чувства имеют тенденцию проецироваться. Словно картинка с кинопроектора, подавленные чувства переносятся на «экран» (партнера). В сегодняшнем мире возрос уровень невротизации. По данным зарубежных психологов, процент невротизации в Англии, США и России примерно одинаков. Проблема эта является следствием ущемления эмоционально-чувственной сферы. В. А. Сухомлинский считал, что «жестокий и бездушный человек не может быть пи смелым, ни сильным, ни бесстрашным, ни честным, ни непримиримым к злу». Чувства и эмоции невозможно уничтожить, выход в том, чтобы верно направить их и эффективно использовать. Французский, российский, украинский, белорусский, итальянский социумы преимущественно имеют этический характер, хотя степень рациональности в них неодинакова. Субъективно превосходят объективиков в силе, скорости возникновения и подвижности эмоциональных реакций. Этики больше склонны к личностно-психологическим объяснениям поступков людей, то есть чаще объясняют своп и чужие действия намерениями, желаниями и усилиями самого человека. Есть предметы и явления, недоступные голому, логическому анализу. Это прежде всего люди, их чувства и отношения. Данный тип информации лучше всего воспринимается и понимается субъективными. К истине они идут путем переживания. Они могли бы сказать: «Переживаю, значит, Существую». Мир переживаний и мир знаний — равноправные ценности. Этика — это благие намерения. Они не всегда сочетаются с умениями, квалификацией, поступками и делами. Однако, логика и этика взаимосвязаны. Чувствуя, человек мыслит. Техника, наука без благородства, доброты становится разрушительной силой. Советский писатель Э. Казакевич говорил, что чувства, вышедшие из-под контроля разума, могут многое разрушить, но разум, вышедший из-под контроля чувств, способен разрушить Вселенную. Поступки человека — следствие потребностей, а не мышления. Потребности имеют чувственную природу. Мышление промежуточная ступень между чувствами, потребностями и достигнутым результатом. Человеком руководят не знания, а чувства. Объективикам, пренебрегающим внутренним миром людей, не желающим ничего знать о бедных и униженных, нужно учиться чувствовать. Субъективном, не понимающим, что надо делать практически для подъема общего уровня человеческого достоинства, надо учиться мыслить. Экстраверты Экстраверт в социуме отличается расширительной, экспансивной тенденцией. Организации, руководимые экстравертом, растут, вторгаются на чужие территории, открывают все новые и новые филиалы. Экстраверт предпочитают конкуренцию и захват. Он заметен в макросоциуме. Экстраверту грозит «синдром большого бизнеса». Экстраверт предпочитает политику «открытых дверей». И негативных случаях — склонен к захвату спорных территории. Экстраверт, если он одет скромно, то часто это вызывающая скромность. Аушра Аугустинавичюте пишет, что экстраверт не столько ищет для себя приятных эмоций, сколько стремится дать другим. Давая радость другому, радуется сам. Смысл жизни— обеспечивать окружающих позитивными эмоциями. (Аугустинавичюте Л., 1983). У экстраверта выше, в сравнении с интровертом, способность к самовыражению. Он легко находит нужные слова в соответствующей ситуации. Если исходить из характеристики Юнга, то экстраверты склонны добиваться совместимости с другими людьми. Экстраверт «нормально характеризуется подвижной, чистосердечной, сговорчивой, уживчивой натурой, легко приспосабливающейся к данной ситуации: такая натура быстро образует связи и привязанности и отбрасывает в стороны любые возможные дурные опасения и предчувствия, и часто в незнакомой ситуации предпринимает рискованные начинания с беззаботной уверенностью». (Шарп Д., с. 11). У экстраверта, однако, есть и другая склонность — к обвинению других. У него есть шансы превратиться в радикально выраженный, миронаказующий тип — повышенно агрессивный по отношению к окружающим и внешнему миру вообще. Среди экстравертов встречаются люди с презумпцией вины всех, кроме себя и чувством своей правоты. Поза- кону компенсации, экстраверт, обвиняющий всех, может периодически мучиться от бессознательных самообвинений. Алкоголик-экстраверт прибегает к такому самооправданию; «все негодяи — надо выпить». Экстраверты-рационалы испытывают потребность выговориться, чтобы привести свою психику в уравновешенное состояние. В древности существовал обычай, словно бы рассчитанный специально на эту категорию людей: осужденному четверть часа разрешалось ругать своих судей. Экстраверт в целом негативно относится к проявлению инициативы со стороны партнера. Интроверты Интроверт, пишет Юнг, «в норме характеризуется колеблющейся, рефлексивной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склон- па удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции». (Шарп Д., с. 11). Интроверт склонен к углублению и совершенствованию уже имеющегося. Он освоитель, а не: покоритель. Интроверт предпочитает избегать конкуренции. Чужие территории и сферы влияния его интересуют мало. С ним нетрудно договориться. В макросоциуме интроверт малозаметен. Возглавляемые им организации слабо растут, зато постоянно совершенствуют свою структуру и методы труда. Интровертные типы держат в своих руках малый бизнес. Интроверту грозит замыкание в собственных пределах, нечувствительность к новым веяниям. Он больше полагается на собственные силы, так как всегда имеет резервные накопления. Интровертная тенденция к углублению и умеренности приводит при своей абсолютизации к зарегулированности, снимает все попытки выделиться или отклониться от нормы. С другой стороны, интроверт более экономно, нежели экстраверт, сумеет распорядиться скудным резервом. Интроверту требуется больше времени на обдумывание того, что он скажет. К интровертным цивилизациям можно отнести индейцев: их культура не поощряет разговорчивость. Сами индейцы молчаливы. Путешественники, проходя в лесах Панамы через деревни, не слышали ни звука, даже не подозревая, что там кто-то есть. Индейцы в молчании находят силу для сопротивления. Крайняя степень выраженности боязни объекта — полная отстраненность от окружающих — является симптомом ряда тяжелых психических заболеваний. Доведенный до крайности интроверт — «самонаказующни» тип, повышенно агрессивный по отношению к себе. Вообще интроверты склонны к самообвинению. По закону маятника, интроверт может мучаться от малоосознанных обвинений других во всех грехах. Возможность тяжких последствий зависит от степени осознания, направленности личности и уровня ее развития. Алкоголик-интроверт оправдывается: «я — подлец, поэтому напьюсь и буду пить впредь». По данным одного из опросов студентов, многие юноши одобряют инициативу девушек в добрачный период. Во всяком случае, 86% не прочь услышать признание от девушки. Такие взгляды более типичны для интровертов от природы, либо для интровертнрованных юношей. Гармоничное развитие человека исключает гипертрофированное развитие одной из установок — экстраверсии или интроверсии. По сути у человека есть внутренняя сила и внешняя сила. Человеческий потенциал — это внутреннее качество личности, наследственные и приобретенные, а также применение этих качеств в окружающем социуме. Самореализация личности предполагает диалектическое соединение внутренних (интровертных) и внешних (экстравертных) сил. Крайний интроверт представляет собой изолированную человеческую систему, погруженную в собственное совершенствование. Но закон термодинамики гласит, что в изолированных системах процессы протекают в сторону возрастания энтропии. Интроверт, если он не хочет самоуничтожения, должен покончить со своей обособленностью (с помощью экстраверта), Конкретики (Сенсорики) В социуме сенсорные типы ориентируются па прошлое, на накопленный опыт. Плохо предвидя будущее, конкретики живут сегодняшним днем или ближайшей, гарантированной перспективой. Сами они не станут серьезно заниматься чем- либо принципиально новым, еще не опробованным. Конкретики — спринтеры, они эффективны только на коротких дистанциях. Они слабо улавливают смутные, едва зарождающиеся тенденции. Если цель отдалена во времени, они теряют ориентиры. Сенсорики побеждают здесь и сейчас. Если ситуация неоднозначна, а до противника нельзя дотянуться рукой, конкретик может проиграть. Конкретик уверенно чувствует себя в пространстве, его социальная роль — внедритесь, реализатор. У него может быть и «пробивной» талант. Если сенсорик — ученый, то специализируется на сборе фактов, эмпирических данных и их обобщении (индуктивный метод). Конкретики преобладают в народном творчестве (песни, танцы, художественная самодеятельность), прикладном искусстве (поделки руками) и в спорте. Вообще в искусстве сенсорики призваны создавать творения, ориентированные па массового потребителя и понятные ему. Спор между защитниками элитарного и массового искусства — это спор между абстрактиками и конкретиками. Каждый из них по- своему прав. Так, конкретик мог бы привести в свою пользу такие аргументы: книги пишутся для читателей, фильмы снимаются не дли режиссеров и специалистов, а для зрителей. Читатель и зритель — соавторы. Поэтому надо стремиться к занимательности, сюжетности... Ф. Энгельс обращал внимание на то, что человек, выйдя из царства животных, никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности. (Маркс К., Энгельс Ф., соч. т. 20, с. 102). Конкретики специализируются па биологических функциях (в сравнении с абстрактиками). Они хорошо ощущают свое тело и физические потребности своего организма. Первобытные племена находятся на сенсорном уровне развития, то есть их жизнь состоит в удовлетворении физиологических (животных, по сути) потребностей. Представители первобытных племен говорят: «Только сумасшедшие думают — они держат мысли в своей голове. Мы не думаем». Если же они вообще, думают, то, скорее животом или сердцем. Некоторые негритянские племена уверяют, что мысли находятся в желудке, потому что они осознают те мысли, которые действительно беспокоят: печень, кишки или желудок. Другими словами, они сознают только эмоциональные мысли. Эмоции и аффекты сопровождаются явными физиологическими иннервациями». (Юнг К. Г., 1984, с. 16). Для крайних конкретиков абстрактной мысли не существует. Зато для всех сенсориков важны телесные, чувственные удовольствия. Ради сиюминутного удовольствия они могут пожертвовать целостным удовлетворением от своей жизни — счастьем. А. С. Макаренко считал, что заторможенный половой инстинкт есть источник самой большой эстетики. Гармоничные сенсорики способны облагородить отношения полов, трансформировать животные инстинкты в эстетический идеал. Сенсорная стадия — это детство человечества. Но и в жизненном цикле отдельной личности есть стадия, в которой торжествует ребенок - конкретик с его «здесь и сейчас». Маленькие дети не проводят границу между прошлым и настоящим, им представляется, что все происходящее в данный момент было в прошлом и будет в будущем. Когда взрослый произносит такие слова (в качестве обвинения), как «всегда» и «никогда», это означает психологический возврат в детство, переход в состояние регрессии. Конкретика бывает разная. Ощущение внешней и внутренней природы, физиологии — это характерная черта типичного сенсорика. Писатель Г. Марчик показывает нюансы: «Ощущая, как сытые здоровые животные, природу каждой своей порой, они в то же время просто не замечали ее». Емкую- характеристику крайневыраженным конкретикам дает Евгений Евтушенко: «Они сами расправились со своими душами, заткнули их внутрь своих тел. «Обездушенные» тела свободны от мыслей о прошлом и будущем. Жизнь для них — это лишь настоящее, но не настоящее всех людей, а только их личное. Жизнь для них кончается там, где кончается их тело... О духовных нуждах сограждан они судят только по своим телесным нуждам». Тех, кто оперирует философскими терминами, крайний сенсорик считает либо неспособными заняться настоящим, практическим делом, либо демагогами, сознательно избравшими в жизни наиболее легкий путь. Врач Александр Полеев выделяет среди мужчин группу андрофилов, которых также можно отнести к крайним конкретикам. Андрофилы очень внимательны к женскому телу, почти не замечая человека, с которым их столкнула судьба. Сенсорик общается с людьми с целью получения новой информации, с целью достижения максимального числа полезных связей. Сенсорик, как правило, общается «всерьез», ради достижения конкретной, осязаемой пользы. Конкретика — это бытие, абстрактика — это смысл. Еще со средних веков церковь поднимает вопрос о победе духа над плотью. «...Везде, где победно шествует догматическое утверждение примата духа над плотью, с неизбежностью происходит вырождение человека, умаление его величия и потеря смысла его существования....Мы все время забываем великую восточную мудрость, что родиться в человеческом теле — огромная удача! Ибо благодаря телу дух приобщен к природе, бытию. Да, конечно, стихия, страсть может разнести все в щепки. Но и дух бесплотный, превратившийся в умозрение, может уничтожить все живое, ибо что ему плоть? — Противник, и все». (Калинаускас И., с. 423—424). Итак, без конкретиков человеческая жизнь была бы невозможна, как и гармония межличностных отношений. Абстрактики (Интуитивы) Интуитивные типы ориентированы на будущее социума. Предлагают и первыми подхватывают все крупные новшества в основном абстрактики. Они не боятся пойти па риск внедрения того, во что никто не верит. Интуитивные типы формируют будущее общество, масштабные изменения, обещающие коренной переворот. Абстрактики напоминают стайеров, они эффективны тогда, когда не достает фактов, а задача очень запутанна, нестандартна. Интуитивы — хорошие прогнозисты, они хорошо ориентируются «в тумане», часто заглядывают за горизонт. Из них получаются первопроходцы социума, опережающие свое время. Абстрактик хорошо распоряжается ходом времени, дает программы социальных преобразований. Он первооткрыватель, по не реализатор. От него нельзя требовать большой пробойной силы. Абстрактики, выдвигающие новые идеи — недостаточно пробивные люди. Социальная проблема заключается в том, что именно они порой оттесняются от науки более практичными конкурентами. Из всемирной истории известно, сколько новаторов было не оценено или загублено в зародыше приземленностью окружающего социума. Передовая наука делается абстрактиками, ибо интуитивное мышление способно преодолеть привычную логику. Главный отличительный признак ученого — интуиция, а не эрудиция. Помимо науки, абстрактики господствуют и в искусстве (это естественная сфера их «оккупации»). Они тяготеют не к народному (сельскому) искусству как конкретики, а к элитарным его видам и формам. Иногда применяют термин «миражное искусство» и обвиняют его в том, что оно призыв к действию всегда воспринимает как свершившееся действие. Нетрудно заметить, что критика идет с позиций конкретиков. Рождение человека, обуздание его животных инстинктов потребовало тысячелетий и этот процесс, похоже, не завершен. Очеловечивание — задача на перспективу. Для того, чтобы превратить человека в животное, достаточно, как показывает опыт истории мира, несколько лет или даже месяцев. Быть рабом своего тела намного легче, чем творить. Абстрактиков примитивный социум обвиняет в слабости. Слабость интуитивных — огромная сила. Можно предположить, что впервые взял в руки дубину питскантроп-иитуитив. Вообще многое выдумали абстрактики, чтобы выжить. Поэтому обычай сбрасывать в пропасть слабосильных младенцев — свидетельство ограниченности Спарты. В бездонное небытие летели будущие изобретатели, ученые, художники, все те, кто способен расширить горизонты, открыть новые перспективы бытия. Абстрактики — не специалисты в области чувственных удовольствий, интеллектуал находит чувственность неинтересной. Американский исследователь Т. Грин задается вопросом: «Каких мужчин и женщин пытаемся мы растить сейчас, делая упор на ужасы, сексуальность и жестокость? Какой человеческий урожай пытаемся мы взрастить в бесплодном, испепеляющем климате подавления человеческого интеллекта?». Это не праздная проблема. Физическая неразвитость ученого или музыканта не угрожает обществу. Духовно-интеллектуальная убогость людей представляет опасность для социума. Мотивы общения ннтуитива отличаются от таковых у сенсорика. Абстрактик может общаться и ради того, чтобы получить удовлетворение от непосредственного акта взаимодействия с другим человеком, безотносительно к его результату. Абстрактик как бы удваивает свою жизнь в форме игры, моделируя сам процесс общения, независимо от его продукта. Общение с интересным человеком для интуитива приятно само по себе. Интуитивное в информационном пространстве личности является основой свободного, незаинтересованного бескорыстного отношения к другим людям и к миру. Между сенсорным и интуитивным, конкретным и абстрактным имеются очевидные противоречия. Так, люди умирают тогда, когда достигают духовных высот и более всего готовы жить по-человечески. Известно также, что редко объединяются страсть и чистота. Мальчик не любит женщину, к которой его влечет сексуальный инстинкт. Он не испытывает физического влечения к женщине, если он ее любит». И только зрелая личность может гармонически соединить физическое, психологическое и духовное влечение в единое целое.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|