Обобщенные тины в рабочей команде
Хотя у каждого человека можно выявить удельный вес всех восьми элементов его структуры, в реальности личность представляет из себя обобщенный тип, который больше суммы составляющих его частей и является новым качественным образованием. Знание своего типа позволяет человеку сознательно строить свою жизнь и карьеру. Это лучший путь познать, кто он, какое место в организации он занимает и где ему надлежит быть. Конечно, любой человек может достичь определенных успехов в любом деле и на любом месте. Когда мы говорим, что обобщенный тип личности и тип выполняемой работы несовместимы, то здесь не имеется в виду несоответствие занимаемой должности. Значение социотипа не означает определения уровня профессиональной подготовки личности или моральных качеств. Социоанализ позволяет выяснить, каким образом профессиональные знания, умения и ценности, то есть содержание и направленность личности будут проявляться в социуме, в данной рабочей группе. Это важно в целях наиболее эффективного использования личности в исполнении функций организации и для прогнозирования ее влияния на состояние микроклимата в коллективе. Что касается пользы для самого работника, то знание типа позволяет ему понять, на каком месте и в какой группе он получит максимальное удовлетворение с минимальными затратами нервно-психической энергии и сил. Так, производительность труда коммерсанта или продавца повысится прежде всего за счет отчетливого знания своего социотипа, а затем уже и учета доминирующих сторон личности клиента, покупателя. Стрессовая ситуация и путь, ведущий к болезни, снижению трудоспособности и больничным листам—это когда человек действует на рабочем месте не в соответствии с сильными качествами своего социотипа, а применяя природно слабые функции. Если, скажем, «Изобретателю» поручить заурядную задачу, дающую ощутимый результат сегодня и препятствовать его желанию выдвигать идеи, строить стратегические планы на перспективу, то мы подвергнем его психику негативным воздействиям. Неучет физических и эмоциональных факторов в конечнем счете негативно влияет и на эффективность труда работника. В идеале поэтому каждый должен знать свои изначальные слабости и уязвимые места, чтобы предотвратить или преодолеть стрессовую ситуацию.
Социотнп «Инспектор» испытывает сильную потребность контролировать других. В некоторых случаях он может забыть про свои производственные обязанности. Его будут раздражать коллеги, сотрудники, которые работают не по расписанию, а от «железных» правил позволяют себе отступать, «Инспектор» может упустить из виду то обстоятельство, что его коллега добивается той же производительности труда, но иными методами. Незнание себя, неправильное использование руководством сильных качеств «Инспектора» может создать напряженность в коллективе и снизить эффективность труда самого «контролера». Подобных негативных последствий можно избежать, если сам работник знает свой социотип и его непосредственные руководители дают поручения, которые способствуют самореализации личности. Такие типы как «Наставник» или «Энтузиаст» могут хорошо подать товар и продать его, ибо они, как правило, сами глубоко убеждены в необходимости данной продукции их деловому партнеру. Названные социотипы объединяет знание людей и их потребностей, энтузиазм, напористость, вера в себя, желание искать творческие пути реализации товара, общительность. Гибкий «Дипломат» может убедить вас купить даже то, что вам совершенно не нужно и не исключено, что он добьется при этом одностороннего выигрыша.
Если обратиться к типологической структуре группы, то своеобразный ер фундамент образуют «Посредник», «Мастер, -Хранитель-, «Инспектор Если они чувствуют уверенность в завтрашнем дне, то и вся организация будет развиваться стабильно. Среди наиболее организованных и пунктуальных членов социума, строго выдерживающих временной график и технологическую дисциплину следует назвать социотипы «Оператор», «Энтузиаст», «Инспектор», «Хранитель». R силу этих качеств по их доле в рабочей группе можно оценивать стабильность ее и приверженность традициям. Оборотной стороной их преимуществ является консерватизм, который в иных случаях может тормозить развитие организации. Сегодня, когда во всем мире царит некомпетентность в сфере знания людей и их отношений, некоторые типы вынуждены надевать на себя личину своих антиподов. Это женщины-логики, мужчины-этики, интроверты, иррационалы. Хотя в некоторых специфических организациях в научной, художественной, артистической, религиозной и др. средах названные типы вполне органичны, но в коммерческих и производственных фирмах им явно неуютно. Насилие над человеческой природой проистекает из дилетантизма. 13 этих словах пег преувеличения, ибо перейти на стиль поведения противоположного типа сравнительно нетрудно только смешанным типам или людям, чьи типологические особенности выражены недостаточно четко. Большинство не в состоянии без стресса разучивать чужую роль. Если это им не удается, то невежественное окружение (или руководство), как правило, превращает различия способов и методов работы в этическую проблему. Если работники указанных типов остаются приверженцами своих природно сильных черт, то им трудно рассчитывать на вознаграждение и поощрения. - Что в коллективе самое главное? - Чтобы каждый нашел в нем свое место. - Коллектив — это не автобус. В нем места не находят их или приносят с собой, или сами создают. Все зависит от человека. Если он в коллективе обтачивается как камень-голыш на пляже, если люди здесь взаимосвязаны, такому коллективу грош цепа. (Из дискуссии). Каждая организация выполняет четыре системные функции. Первая заключается в том, чтобы предугадать, какая продукции или услуга в данный момент необходима потребителю, что позволяет обеспечить конкурентоспособность фирмы на рынке. Это задача долговременной программы действий. Лучше всего она может быть решена интуитивным экстравертом («Изобретатель», «Наставник», «Предприниматель», «Советчик»).
Вторая функция — коррекция программы. Ее лучше всего выполнит тот, кто способен отвлечься от сиюминутных забот и бросить взгляд на организацию и на ее программу как бы со стороны. Эта функция более теоретическая, чем практическая и эффективнее всего она выполняется интуитивным интровертом («Аналитик», «Лирик», «Критик», «Гуманист»). Третья функция — внедрение программы в жизнь. Для этого необходимо мыслить и действовать конкретно и уметь придавать конечному продукту соответствующую форму и, помимо этого, ориентироваться на внешний мир. Следовательно, сенсорный экстраверт вполне подходит для этой роли («Энтузиаст», «Поощритель», «Дипломат», «Оператор»), Четвертая функция — коррекция реализации или координация, то есть обратная связь по практике. Жизнеспособная организация должна уметь обеспечивать согласованную деятельность всех звеньев и отдельных работников. Поэтому, желательно иметь людей, чье внимание сконцентрировано на внутренних связях, на повышении их качества и надежности, кто занимается конечным оформлением всех продуктов деятельности группы. Наиболее вероятные претенденты на эту роль должны являться сенсорными интровертами («Посредник», «Инспектор», «Хранитель», «Мастер»). Когда речь идет о закономерностях человеческих отношении, то имеются в виду устойчивые тенденции, которые проявляют себя в тесном и достаточно длительном общении. Сиюминутная ситуация взаимодействия между людьми может отклоняться в ту или иную сторону от общей тенденции. Следовательно, понятия межличностных и интертипных от ношений различаются. Интертипные отношения — это идеальная схема взаимодействия, межличностные отношения — реальные взаимодействия в данных обстоятельствах, обусловленные взаимной готовностью партнеров к определенному типу поведения.
Совместимость предполагает единство через различия. И иной рабочей команде нет двух одинаковых людей, а единство есть. В других же собраны люди одного пола, профессии, национальности, цели, а совместимости нет. В связи с этим надо разграничивать упрощенные групповые связи со зрелыми отношениями. В примитивных группах может быть только отрицательная сплоченность, для них характерно стремление сгладить индивидуальные различия, стандартизировать взгляды и вкусы, свести на нет своеобразие личности. Оn временных образований зрелые трудовые коллективы отличаются определенным постоянством интегральной структуры, наличием разветвленной неформальной структуры, ощущением работниками своей сопричастности к группе, ее целям. Один из основателей социологии М. Вебер выделял, четыре типа социального, поведения. Типология М. Вебера основана на учете меры и степени рациональности в поведении. Эта мера выступает как принудительная «норма», заставляющая человека поступать так, а не иначе. Данная типология соотносится с разделением по шкале «рациональность-иррациональность» и «экстраверсия-интроверсия» четырех основных типов взаимоотношении. Детальный анализ их был сделан А. В. Молодцовым. 1. Целерациональиая модель поведения и взаимоотношений («Аналитик», «Оператор», «Предприниматель», «Инспектор»). Взаимодействие этой совокупности социотипов будет проявляться в последовательном упорядочении взаимных интересов и разумном (с их точки зрения) разделении функций, is стремлении к внутренне согласованной и непротиворечивой системе отношений, ориентированной на решение задачи. Совместимость в данной группе может быть обеспечена, если индивиды преследуют общие цели. В такой группе социотипов, в целом, будет царить спокойная деловая атмосфера, ориентированная в большей мере па решение задачи, а не па сами межличностные отношения. Это атмосфера безэмоционального делового сотрудничества. Одно из достоинств в данной модели взаимоотношений избегание конфликтных ситуаций во взаимоотношениях, преобладание характерных черт уклоняющего стиля поведения. Среди недостатков следует отметить отсутствие эмоциональной вовлеченности в межличностные отношения, избегание выяснения отношений, что может принести к нежелательному отрицательному накалу эмоций и разрушительному конфликту. 2. Ценностно-рациональная модель поведения и взаимоотношений («Энтузиаст», «Наставник», «Хранитель», «Гуманист»), Мерой психосоциального функционирования этой группы является ценностно-рациональное действие, для которого характерно подчинение деятельности определенным моральным ценностям. В целом, атмосфера в группе будет характеризоваться стабильностью, дружелюбием и взаимопониманием. Но для достижения совместимости необходимы совпадение жизненных ценностей и эмоциональная вовлеченность в избранное дело.
Один из плюсов описанной модели взаимоотношений своевременная диагностика назревания конфликта, стремление устранить его, а также способность создать доброжелательную атмосферу, гармонизировать отношения. Минусом является оценка качеств партнера не по объективным показателям, а по личному отношению, стирание граней между деловыми и личными отношениями. 3. Аффективная модель поведения и взаимоотношений («Изобретатель», «Дипломат», «Поощритель», «Советчик»), Поведение представителей данной группы будет характеризоваться отсутствием жесткой линии, фиксированных принципов взаимоотношений. Атмосфера подвержена частым колебанием, расходящейся направленностью личностей, иррациоиальной смене установок. Поведение каждого члена группы в значительной степени непредсказуемо, жизненные позиции пеонределены. В аффективной группе совместимость наиболее трудно достижима. Такая команда не может быть работоспособной в течение продолжительного времени, хотя может успешно справляться с локальными и краткосрочными задачами. Главный минус такой группы — сильная подверженность колебаниям настроения, отсутствие стабилизирующих элементов в группе. 4. Традиционная модель поведения и взаимоотношений («Посредник», «Лирик», «Критик», «Мастер»), Основополагающей характеристикой этих социотнпов является ориентация на тс образцы поведения, которые закреплены в культурной традиции их социального окружения. Спокойная, уравновешенная атмосфера способствует достижению совместимости в этой группе. Однако, для проявления деловой активности это условие не самое главное. В целом, группа с традиционной моделью поведения Может функционировать только при стабильной экономической ситуации и не работоспособна в условиях жесткой конкуренции. Главное достоинство данной команды — благожелательная атмосфера, избегание конфликтных ситуаций, преданность своему коллективу, лояльность к его членам. Недостатком выступает чувствительность к личным интересам, собственным жизненным планам. (Молодцов А. В., с. 80-86). В реальной практике описанные группы в чистом виде встречаются редко. Они служат методическим инструментом для анализа реальных коллективов Одним из таких коллективов может быть группа, сформированная из представителей всех четырех моделей поведения. Наиболее универсальной из них является квадра — оптимальная с точки зрения совместимости группа из четырех типов личности, Она может функционировать и на работе, и на досуге. Каждый тип личности выполняет свою роль в квадре и не может быть заменен никем другим. Два члена выполняют теоретическую роль, другие два члена — практическую роль. Квадра представляет собой позитивную кооперацию, характеризующуюся положительным взаимодействием с точки зрения энергоинформацнонного обмена и выработки общей цели на основе тождественных ценностей. При этом осуществляется естественная дифференциация по объективным функциям, которые дополняют друг друга. Главная ценность первой квадры — новые, перспективные идеи. Если необходима разработка принципиально нового метода или устройства, когда начинать приходится с нуля и нужны совершенно новые идеи, при создании новых товаров и услуг рабочую группу нужно формировать на основе первой квадры. Для внедрения готовой теории в практику за кратчайшее время или в условиях большого сопротивления внешней среды лучше всего подойдет коллектив, сформированный на основе второй квадры. Если же проблема или разработка зашла в тупик, хотя и не исчерпала своп возможности, группу следует комплектовать на основе третьей квадры. Для практического внедрения за длительное время, без потрясений, когда сопротивление внешней среды невелико и учитываются интересы отдельного человека, лучше всего сформировать группу на основе четвертой квадры. Долговременный коллектив должен носить универсальный характер. Кооперирование людей разных соцнотипов и объединение их в единую систему, состоящую из четырех квадр, позволяет группе справиться со всеми видами задач. Такая группа называется социон. Соцнон — совокупность 16 соцнотипов или четырех квадр. Каждая квадра характеризуется своими ценностями. Дух первой квадры характеризуется ориентацией на «естественную» модель человека. Рабочая команда мыслится как саморазвивающаяся система, в которой каждый имеет право на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Во второй квадре средством достижения цели выступает lie ориентация на индивидуальность и межличностные отношения, а создание организационного механизма. Человек выступает лишь инструментом достижения сознательно установленной цели. Вторая квадра живет гражданскими мотивами, на первом месте у нее — интересы дела. Представители третьей квадры выступают в защиту ценностей отдельных членов группы. Они реформируют систему, открывая перспективы для самодеятельности и проявления инициативы. Третью квадру интересуют массы людей и их движение. Четвертая квадра призвана гармонично разрешить противоречия, вызванные реформаторскими усилиями третьей квадры. «Советчик» и «Гуманист» стремятся установить теплые человеческие отношения, призывают к невмешательству организационных структур во внутренний мир человека, к учету способностей и возможностей человека. «Оператор» и «Мастер» берут на себя основную нагрузку по созданию необходимых материальных условий, стремятся к рациональному использованию технологических ресурсов и к высокому качеству продукции. Консервативная ориентация четвертой квадры, интерес к конкретному человеку, уровню его духовного и материального состояния в стабильных условиях составляет необходимую основу для создания сплоченного коллектива. Л. В. Молодцов сделал анализ совместимости между квадрами. Взаимное тяготение испытывают представители I и IV квадр. Первых привлекает реализм и гуманизм IV квадры, вторых — романтизм и видение перспектив I квадры. В своей совокупности они не приемлют ценности II и III групп, тяготеющих друг к другу. II квадра ценит прагматизм и критичность Ш-й, а последняя — волю, способность формировать организационные структуры второй. (Молодцов Л. В., с. 92). Групповая и межгрупповая совместимость создастся на основе закономерностей взаимодействия двух обобщенных типов. Наиболее четко проявляется это в парной работе, в тесном общении двух сотрудников. Если в одном помещении работают социотипы, находящиеся в отношении социального контроля, то работоспособность подконтрольного снизится, его будет сковывать психологическое давление контролера. Если работников разделяет социально-психологическая дистанция, то подконтрольный может рьяно взяться за выполнение задачи, о которой контролер просто рассуждал вслух — ситуация в рабочей группе отнюдь не комедийная. К тому же ревизора могут раздражать методы работы подревизного, что в иных случаях побуждает первого к жалобам и доносам руководителю. Если диада (пара) работников находятся в отношениях социального заказа, то у приемника повышается производительность труда, что в, крайних случаях может привести к его переутомлению и истощению. Идеальными сотрудниками в работе являются социотипы, которых связывает зеркальное взаимодействие. Если в окружении работника преобладают люди с зеркальным для него типом личности, то его жизненная программа находится на этапе практической реализации и активной выдачи продукции. Неплохое сотрудничество налаживается и в отношениях активации. Активаторы выступают символами проблем. Когда в окружении работника преобладают активаторы, то эта благоприятно для осознания и понимания важных вопросов. Соцпоаналптические исследования Виктора Гуленко и Александра Молодцова показали, что восемь — максимальное количество неформальных ролей. Не только у животных или среди заключенных, но и в цивилизованном коллективе неизбежно существует пирамида власти, которую можно изобразить схематически.
Лидер — силовой центр группы, уверенно координирующий ее движение в коммуникативном пространстве. Двигатель группы — всегда находится в движении и своим примером включает в работу других. Эмоциональный вовлекатель — самый коммуникативный и экспрессивный участник группы, который «зажигает» людей силой эмоционального порыва. Генератор идей — самый нестандартно мыслящий участник команды, постоянно выдающий перспективные догадки и предложения, па основании которых можно строить стратегию долгосрочного развития организации. Систематизатор — наиболее уравновешенный, свободный от субъективных пристрастии член команды, выступающий живым предостерегающим примером, наглядным пособием всем потенциальным нарушителям целостности команды. Отражатель — зеркало происходящих событий: претендент на эту роль обладает тонкой восприимчивостью, умеет подмечать значимые детали, реагировать на них и доносит назревающие перемены до всех членов группы. Гармонизатор — благодаря ему группа как бы «склеивается» изнутри чувственными привязанностями. Доводчик — основная исполнительная сила любой слаженной команды, умеющий качественно оформлять свои изделия. За лидером идут неформальные роли первого и второго эшелона. Называя конкретные социотипы, мы имеем в виду наиболее вероятных и подходящих претендентов на названные роли. Жесткое и однозначное типологическое закрепление роли в группе исключено. Так, роль гармонпзатора могут выполнить не только Гуманист и Хранитель, но и Посредник, Лирик, а в эмоционально насыщенных коллективах и один из логических типов. Скажем, Аналитик снимает чрезмерное эмоциональное напряжение, сплачивает коллектив рассудительностью и выдержкой. (Гуленко В. В., 1995, 'с. 139—145). Зрелый, сбалансированный коллектив отличается гармонией пропорций, которую можно приблизительно оценить по соотношению восьми элементарных типов: экстравертов, интровертов, спонтаников, планомериков, конкретиков, абстрактиков, субъективиков и объектнвиков. Исследователи считают, что наиболее желательная пропорция 3:2 (квинта). Перевес тех или иных типов должен определяться родом деятельности, кругом задач, которые решает рабочая команда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|