Глава 2. Различия и взаимное дополнение
РАЗЛИЧИЯ Режиссер Вуди Аллен о своей жене — актрисе Майе Фэр-роу: «Она хорошо чувствует себя только за городом, я же- только в городе. Она ненавидит спорт, я его обожаю. Она любит ужинать рано и дома, я—очень поздно и в ресторане. Она окружает себя животными, я их не выношу. Она мечтает о том, чтобы проплыть по Амазонке или взобраться на Килиманджаро, я мечтаю о том, чтобы мне никогда не пришлось ехать в подобные места. Она никогда не болеет и не знает, что такое градусник, я же всегда чувствую себя неважно и меряю температуру каждые два часа. Она может одинаково хорошо управлять трактором и поменять электропроводку в доме, я же самостоятельно не способен поменять ленту в моей пишущей машинке. Она сохраняет оптимизм в любой ситуации, а я — глубокий пессимист». Несмотря на все сходства, мы — различны. Даже однояйцевые близнецы отличаются и биологически, и психически. Как же влияет фактор различия на межличностную совместимость? Различия компонентов, составляющих социальную систему, разнообразие являются условием качества, гибкости, устойчивости w целостности. Если исходить из этого положения, то социальная совместимость выше у субъектов, которые разнятся между собой в каком-то отношении. Но есть и другая точка зрения. О. Крегер и Дж. М. Тьюсон в своей книге проводят мысль, что органично совместимы только тождественные типы людей. (Крегер О., Тьюсон Дж. М., 1995). Как отмечает Э. М. Какабадзе, господствующей традицией западного мышления является признание несовместимости индивидуального своеобразия и объединения людей: «Если индивидуальное своеобразие, индивидуальные различия считались неустранимыми, то вместе с тем отрицалась возможность объединения и единства. Если же признавалась возможность объединения, то это лишь постольку, поскольку индивидуальные различия считались устранимыми. В действительности же «подлинное объединение, общение людей предполагает именно их индивидуально-качественные различия». (Каган М. С., 1988, с. 157—158).
Единство человечества предполагает уникальность каждой личности и индивидуальное своеобразие наций и народностей. Предпосылкой общения выступает индивидуальное своеобразие партнера, собеседника. «Человеческое общение основано на этой глубинной диалектике различия партнеров и их стремления к единству, которое, однако, должно привести не к стиранию этих различий, а к «единству многообразия», как издавна определяли философы гармонию». (Там же, с. 160): В кибернетике существует закон, который получил название Закона Необходимого Разнообразия. Он гласит, что в любой системе, состоящей из людей или машин, контролирующим будет являться элемент, обладающий наибольшей вариабельностью. Типология личности как научная система показывает общность людей и их различия. Эта теория основана на принципе специализации и кооперирования. Социальная система подчиняется принципу функциональной специализации элементов, единство которых основано па их отличиях и взаимной необходимости. Хотя различия улавливаются легче, нежели общность, но противоречие между поверхностным явлением и глубинной сущностью имеется и здесь. Внешних отличий может не быть, по люди могут различаться культурно и социально. Все зависит от того, какая программа записана в кору головного мозга. Речь идет о социальных различиях. Для понимания общности нужен более высокий уровень интеллекта. Понять, что нас связывают именно различия, не так-то просто обыденно-житейскому сознанию. Отсюда — выпячивание, преувеличение различий между людьми, особенно национальных и религиозных, что нередко приводит к кровавым конфликтам. Впрочем, националисты и шовинисты всех мастей нетерпимы не только к тем, кто относится к другой нации. Они не выносят любого своеобразия: не любят «остроголовых», как в пьесе Б. Брехта, «очкариков», «слишком умных» и т. д. В разных концах планеты люди убивают друг друга из-за нетерпимости к отличиям — посмотрел не так, сказал не то. Убивают просто так. Каждый из воюющих убежден, что воюет за правду. Тысяча истин на земле и каждая мнит себя абсолютной. Пока не видно конца этому беспределу.
Некоторые комбинации различий, таким образом, превращаются в противоположность и противоречие. Отказ от общечеловеческих ценностей вызывает развитие языковых, конфессиональных, культурных различий в противоречия. Остановить эти процессы поможет осознание значимости национального многообразия как источника интеллектуального могущества, культурного богатства народа (Рахимова Р. М., 1992, с. 11). Помимо социальных, есть различия индивидуальные, которые могут перекрывать различия возрастные, половые или другие особенности людей. Противоречия - «топливо» развития, а единообразие — антагонист противоречий. Вместе с тем, Кричевский Р. Л. и Дубовская Е. М. совершенно обоснованно предостерегают от односторонности подхода. «С диалектических позиций возможно хотя бы гипотетически полагать, что единообразие полезно как условие сохранения и выживания группы, находящейся в выраженных экстремальных, сопряженных с угрозой ее нормальной жизнедеятельности условиях, о чем свидетельствуют многочисленные эмпирические данные, по явится фактором застоя и регресса, ведущим к развитию деструктивных процессов в относительно спокойных («нормальных») ситуациях группового функционирования». (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М„ 1991", с. 11). Есть люди, которые не сознают своего различия друг от друга. У них не развита сфера бессознательного и их называют недифференцированными людьми. У другой группы людей могут сформироваться комплексы различия. Польский ученый К. Обуховский полагает, что принципиальным является не чувство неполноценности, но чувство различия. Чувство неполноценности возникает тогда, когда ребенок настолько отличается от своих сверстников, что не может в их среде удовлетворить потребность контакта. Специфические комплексы различия касаются формы носа, болезни, кожи, социального происхождения, профессии. Приводится факт. Ребенок эмигрантов, евреев по национальности, для преодоления чувства различия, возникшего вследствие частых неприятных столкновений с антисемитски настроенной средой, начал отказываться от своего еврейского происхождения, вместе с тем презрительно отзываясь об обычаях христиан. (Обуховский К., 1972, с. 177—179).
Комплекс различия — препятствие на Пути достижения совместимости. Гармонизация отношений, как правило, приводит к исчезновению комплекса различия. Преувеличение различий и их непризнание — две крайности, мешающие людям достичь гармонии в отношениях. Критик Александр Архангельский пишет: «Чтобы дружить, чтобы любить, друг друга, не следует скрывать свою разность....Вопреки распространенному мнению, именно ненависть требует полного согласия и устранения противоречий, полагая в них причину царящего неблагополучия». Ч. Кули связывает идею самости с сознанием особого дифференцированного аспекта своей жизни: «Социальная самость — это просто' какая-то идея или система идей, извлеченная из коммуникационной жизни и взлелеянная разумом как своя собственная. ...Самоощущение есть одно из средств, с помощью которого достигается это разнообразие». (Американская социологическая мысль, с. 318). Подавление самости, своих личностных особенностей обычно находит выход в депрессиях и неврозах. «...Именно разобщенность придает ценность тому, в чем имеется общность». (В. Леви). Однако, сходства и различия в одних случаях приносят пользу, а в других—мешают. Паши спонтанные стремления сводятся к тому, чтобы устранить различия, сделать других похожими на нас. Особенно это свойственно руководителям, родителям, педагогам. 2.2. ФЕНОМЕН ДОПОЛНЕНИЯ
Различия тесно связаны с феноменом дополнения. Принцип взаимного дополнения действует в различных ипостасях. Он подразумевает различие и исключает одинаковость. Любые различия могут выступать в роли дополнения. Высокий дополняет низкого, смуглолицый—бледнолицего, северянин—южанина, интеллигент—работника физического труда, горожанин—селянина, флегматик—холерика, украинец—русского, мужчина—женщину, христианин—мусульманина и т. д. и т. п.
Итак, для дополнения необходимы противоположные качества. Но исследования Л. Аугустинавичюте показали, что не всякую противоположность можно назвать дополнением (Аугустинавичюте А., 1983). В общении людей важными моментами являются уровень интеллекта, и культуры, которыми индивид обладает. В сфере дополнения и совместимости самый главный фактор—тип информационного метаболизма (ИМ). Он определяется по способу приема, обработки и выдачи информации. Когда типы ИМ партнеров совместимы, то хорошо видны мотивы поступков, слон, настроений, обиды от случайных слов или жестов редки. В другом случае, когда оба одинаково инициативны, совместимость нарушается, ибо партнеры устают от конкуренции, а взаимного дополнения, уравновешивания психики нет. По Э. Берну, дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позиции друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Так, малоактивный ожидает от партнера проявления инициативы, в противном случае возникает напряженность и недоверие к чувствам партнера. При комплектовании группы следует принимать во внимание: — взаимное дополнение способностей; — взаимное дополнение потребностей (потребности в доминировании и подчинении); — взаимное дополнение в умениях, навыках и опыте; — взаимное дополнение в знаниях; — взаимная автономия потребностей (взаимодействие экстраверта и интроверта). (Давыдов В. М., Ладанов И. Д., с. 25). У каждого человека есть несформулированная (имплицитная) модель межличностного оценивания. Благодаря работе этой модели, естественная неадекватность образа «Я» оказывается скомпенсированной специально подобранным набором принимаемых качеств. Субъект получает возможность учитывать в общении с людьми свои собственные особенности. Собственные качества и принимаемые качества другого, как правило, дополнительны. Феномен взаимного дополнения действует неодинаково на различных уровнях коммуникативного пространства. Гак, на психологическом уровне (в семье) экстраверты склонны вторгаться на чужую территорию (а интроверты бдительно оберегают свою территорию). На социальном уровне экстраверт устанавливает связь с внешним миром, а интроверт больше внимания уделяет семье. Такое взаимодействие дополнительно.
Взаимная дополнительность приводит к тому, что отношения людей представляют смесь взаимного восхищения и обоюдной зависти. Оптимальные сочетания и совместимость обнаруживаются далеко не при всех и всяких различиях. Проще говоря, не все различия взаимно дополняют и удовлетворяют партнеров по общению в каждый момент времени. Иногда мы желаем того, что партнер всего склонен давать. Экстраверт может ожидать словесный отклик, а интроверт скрывает свои мысли. Проблемы возникают вследствие незнания типологических особенностей или нежелания учитывать их на практике. Вспыльчивый безусловно дополняет хладнокровного, а зависимый, послушный—властолюбивого и агрессивного. В других случаях на первое место выходят личные вкусы и индивидуальные предпочтения. Не всякому мужчине для обретения целостности нужна женщина, некоторые находят оптимальное дополнение в существе своего пола. Не каждый буддист испытывает потребность в общении с иудеем, а баптист — с мусульманином. В человеке другой культуры иные видят опасность для своей самобытности и независимости — тут уж все дело в индивидуальном воспитании и пристрастиях. Итак, мы видим, взаимодополнительность бывает разной: физической, психологической, социальной, духовной, культурной, территориальной, половозрастной, ролевой. Физическая, психологическая, половая разновидности, как правило, являются источником взаимного притяжения. Преимущества других видов дополнения осознаются далеко не всеми и не всем но вкусу. Принцип дополнения по-разному проявляется в статике и динамике. Так, можно гибко менять ролевые позиции. Функционально-ролевая взаимодополнительность — самая универсальная, она входит во все другие виды и формы дополнения. Не только артисты способны к перевоплощению. Каждый из нас па протяжении жизни учится вести себя в соответствии с тем, что от нас требуется в данной ситуации, в данном социальном окружении, в данный период жизни. Сначала это роли ребенка, школьника, подростка, затем — роли студента, молодого, зрелого и опытного специалиста, родителя, бабушки, дедушки, пенсионера, вдовы и т. д. Ну, а холерик — это роль или свойство личности, ее неизменное качество? Очевидно, второе. Но можно с помощью самовоспитания обуздать врожденную взрывчатость характера. О Л. П. Чехове его современники говорили как о сдержанном человеке, а, между тем, он был по природе вспыльчив. Значит ролевой диапазон может быть расширен и обогащен даже в отношении характерологических свойств, передающихся по наследству. Ролевой подход позволяет объяснить и нередкие случаи, когда люди, испытывающие взаимную неприязнь, никак не могут расстаться. Их отношения больные, но что-то их скрепляет. В таких случаях взаимоотношения не только в деловой, но и в семейной сфере могут сохраняться благодаря взаимной выгоде. Взаимную выгоду можно рассматривать как проявление функционально-ролевого дополнения и одну из форм взаимного дополнения. В каком-то отношении партнеры по работе и семье могут быть совместимы, что перекрывает взаимную антипатию. Можно говорить о положительной и отрицательной дополнительности. Так, если общаются представители западной и восточной культуры и у них обоих достаточно высок уровень духовного развития, то мы будем иметь дело с положительной взаимодополнительностью: люди взаимно обогащают друг- друга. Люди разных национальностей с низким уровнем собственного достоинства, напротив, склонны к конфликтам, дракам, войнам. Это пример отрицательной взаимодополнительности, когда, по субъективным причинам, из-за невысокого уровня культуры, терпимости, люди, вступая в общение, стремятся уничтожить различия, устранить противоположность и не склонны к взаимовыгодному сотрудничеству. В других случаях отрицательная дополнительность мало или вовсе не зависит от субъектов. При воспитании детей, один родитель может быть чрезмерно строг до жестокости, а другой, напротив, бесконечно снисходителен, все разрешает и прощает. Психика ребенка будет раздвоенной, что может привести к психическому расстройству, повышенной возбудимости. Поэтому в воспитании предпочтителен единый подход Однако в жизни нередко на перекосы родительского подхода накладываются крайности влияния учителей и других старших. Отсюда—издерганность ребенка или, по принципу маятника, он отклоняется в свою сторону, реагирует своим оригинальным перекосом, чтобы обрести хотя бы иллюзорную устойчивость. Таковы парадоксы отрицательной дополнительности. Ложная дополнительность может возникнуть, если исходит!) из правила: «делай другим то, чтобы ты сам хотел получить от них». Скромный интроверт стремится в кругу семьи отметить день рождения. Супруг—экстраверт, судя по себе, устраивает шумное празднество с приглашением большого количества гостей. Знание типологических особенностей—предпосылка удовлетворения потребностей партнера и достижения подлинной совместимости. Иррационалам нужны рационалы, чтобы помочь им довести начатое до конца и принять решение. Рационалы нуждаются иногда в отдыхе от постоянного напряжения и критичности, и искомую беспечность им дают спонтанники (иррацноналы). Однако жизненные ритмы партнеров прямо противоположны и постоянное приспосабливание изматывает нервную систему. Это пример ложной дополнительности. В реальной жизни эффект взаимного дополнения проявляется в динамике. Интроверт склонен глубоко продумывать вещи и все внимательно рассчитывать, прежде чем начать действовать. Экстраверт, как правило, вначале действует, а думает уже потом. «Оба типа—пишет Юнг,—кажутся, поэтому, созданными для симбиоза. Один задумывается о рефлексии, обдумывании, а другой стремится к инициативному и практическому действию. Когда эти два типа обручаются союзом, они могут образовывать идеальное единство».(Шарп Д., с. 27). Естественная установка одного дополняет естественную установку другого. Но у каждого есть противоположная, подчиненная установка, которая не осознается. А то, что не осознается, оказывается вне нашего контроля. Интроверт экстравертируется в семье, он оживляется, в нем рождается энтузиазм. А экстраверт, который во внешнем мире был активным, инициативным, стремящимся к новым впечатлениям, скучнеет, ибо мир объектов стал намного беднее. Интроверт берет на себя инициативу в решении домашних проблем (он экстравертируется). а экстраверт ищет тишины, уединения (интровертируется). Экстраверту требуется отдых от чрезмерной активности и, лишенный многообразия привлекающих его объектов, он бессознательно стремится к книгам и размышлениям. Описанная динамика бессознательна. Для достижения совместимости бессознательная динамика должна дополниться сознательной: вдруг ставший активным интроверт должен посочувствовать партнеру, который стал унылым и замкнутым, а экстраверту нужно учесть оживление еще недавно нерешительного интроверта. В механизме межличностной совместимости, помимо статического соответствия свойств и качеств, существует и динамическое соответствие. Состояние взаимодополняемости — это статическое соответствие, основанное на различиях, контрасте и подобии. Динамическое соответствие включает одновременно подобие, контраст и взаимодополняемость. Это состояние получило в науке название гомеостаз. Если система (социальная организация, группа) достигает уровня динамического равновесия, она начинает функционировать как единое целое. Состояние гомеостазиса проявляется в том, что совместимые субъекты образуют в процессе взаимодействия своеобразную подвижную, динамичную, уравновешенную систему, в которой происходит взаимный обмен информацией и перераспределение выполняемых Функций. (Давыдов В. В., Ладанов И. Д., с. 26—29). Таким образом, различия составляют основу для совместимости людей. Разнообразие в отношениях диалектически связано с устойчивостью. При неантагонистической взаимозависимости разнообразие и устойчивость поддерживают друг друга. Укрепляет отношения то разнообразие, которое подчинено устойчивым целям совместной деятельности. Антагонистические отношения непримиримых противников вряд ли упрочатся от новизны, ибо каждый стремится получить односторонний выигрыш. При надежном устойчивом фундаменте основных целей и ценностей, когда превалируют сотрудничество и взаимообогащение, разнообразие способствует достижению эффекта положительного дополнения. Сделать упор на положительной стороне различий, создающей эффект дополнения, позволяет научная типология личности. Не стремится устранить противоположность, уничтожить ее, нивелировать различия, а конструктивно их использовать и направить в позитивное русло — вот чему учит теория фундаментальных различий между людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|