Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Различия и взаимное дополнение




РАЗЛИЧИЯ

Режиссер Вуди Аллен о своей жене — актрисе Майе Фэр-роу: «Она хорошо чувствует себя только за городом, я же- только в городе. Она ненавидит спорт, я его обожаю. Она лю­бит ужинать рано и дома, я—очень поздно и в ресторане. Она окружает себя животными, я их не выношу. Она мечтает о том, чтобы проплыть по Амазонке или взобраться на Кили­манджаро, я мечтаю о том, чтобы мне никогда не пришлось ехать в подобные места. Она никогда не болеет и не знает, что такое градусник, я же всегда чувствую себя неважно и меряю температуру каждые два часа. Она может одинаково хорошо управлять трактором и поменять электропроводку в доме, я же самостоятельно не способен поменять ленту в мо­ей пишущей машинке. Она сохраняет оптимизм в любой си­туации, а я — глубокий пессимист».

Несмотря на все сходства, мы — различны. Даже однояйцевые близнецы отличаются и биологически, и психически. Как же влияет фактор различия на межличностную совмес­тимость?

Различия компонентов, составляющих социальную систе­му, разнообразие являются условием качества, гибкости, ус­тойчивости w целостности. Если исходить из этого положения, то социальная совместимость выше у субъектов, которые раз­нятся между собой в каком-то отношении. Но есть и другая точка зрения. О. Крегер и Дж. М. Тьюсон в своей книге про­водят мысль, что органично совместимы только тождествен­ные типы людей. (Крегер О., Тьюсон Дж. М., 1995).

Как отмечает Э. М. Какабадзе, господствующей традици­ей западного мышления является признание несовместимости индивидуального своеобразия и объединения людей: «Если индивидуальное своеобразие, индивидуальные различия счи­тались неустранимыми, то вместе с тем отрицалась возмож­ность объединения и единства. Если же признавалась возмож­ность объединения, то это лишь постольку, поскольку инди­видуальные различия считались устранимыми. В действитель­ности же «подлинное объединение, общение людей предпола­гает именно их индивидуально-качественные различия». (Ка­ган М. С., 1988, с. 157—158).

Единство человечества предполагает уникальность каждой личности и индивидуальное своеобразие наций и народностей.

Предпосылкой общения выступает индивидуальное своеобра­зие партнера, собеседника. «Человеческое общение основано на этой глубинной диалектике различия партнеров и их стрем­ления к единству, которое, однако, должно привести не к сти­ранию этих различий, а к «единству многообразия», как из­давна определяли философы гармонию». (Там же, с. 160):

В кибернетике существует закон, который получил назва­ние Закона Необходимого Разнообразия. Он гласит, что в лю­бой системе, состоящей из людей или машин, контролирую­щим будет являться элемент, обладающий наибольшей ва­риабельностью.

Типология личности как научная система показывает общ­ность людей и их различия. Эта теория основана на принципе специализации и кооперирования. Социальная система подчи­няется принципу функциональной специализации элементов, единство которых основано па их отличиях и взаимной необ­ходимости.

Хотя различия улавливаются легче, нежели общность, но противоречие между поверхностным явлением и глубинной сущностью имеется и здесь. Внешних отличий может не быть, по люди могут различаться культурно и социально. Все зави­сит от того, какая программа записана в кору головного моз­га. Речь идет о социальных различиях.

Для понимания общности нужен более высокий уровень интеллекта. Понять, что нас связывают именно различия, не так-то просто обыденно-житейскому сознанию. Отсюда — вы­пячивание, преувеличение различий между людьми, особенно национальных и религиозных, что нередко приводит к крова­вым конфликтам. Впрочем, националисты и шовинисты всех мастей нетерпимы не только к тем, кто относится к другой на­ции. Они не выносят любого своеобразия: не любят «острого­ловых», как в пьесе Б. Брехта, «очкариков», «слишком ум­ных» и т. д. В разных концах планеты люди убивают друг друга из-за нетерпимости к отличиям — посмотрел не так, ска­зал не то. Убивают просто так. Каждый из воюющих убежден, что воюет за правду. Тысяча истин на земле и каждая мнит се­бя абсолютной. Пока не видно конца этому беспределу.

Некоторые комбинации различий, таким образом, превра­щаются в противоположность и противоречие. Отказ от обще­человеческих ценностей вызывает развитие языковых, конфес­сиональных, культурных различий в противоречия. Остано­вить эти процессы поможет осознание значимости национального многообразия как источника интеллектуального могущества, культурного богатства народа (Рахимова Р. М., 1992, с. 11).

Помимо социальных, есть различия индивидуальные, ко­торые могут перекрывать различия возрастные, половые или другие особенности людей.

Противоречия - «топливо» развития, а единообразие — антагонист противоречий. Вместе с тем, Кричевский Р. Л. и Дубовская Е. М. совершенно обоснованно предостерегают от односторонности подхода. «С диалектических позиций возможно хотя бы гипотетически полагать, что единообразие полезно как условие сохранения и выживания группы, находящейся в выраженных экстремальных, сопряженных с угрозой ее нормальной жизнедеятельности условиях, о чем свидетельст­вуют многочисленные эмпирические данные, по явится факто­ром застоя и регресса, ведущим к развитию деструктивных процессов в относительно спокойных («нормальных») ситуа­циях группового функционирования». (Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М„ 1991", с. 11).

Есть люди, которые не сознают своего различия друг от друга. У них не развита сфера бессознательного и их называ­ют недифференцированными людьми. У другой группы людей могут сформироваться комплексы различия. Польский ученый К. Обуховский полагает, что принципиальным является не чувство неполноценности, но чувство различия. Чувство неполноценности возникает тогда, когда ребенок настолько отличается от своих сверстников, что не может в их среде удовлетворить потребность контакта. Специфические комплексы различия касаются формы носа, болезни, кожи, социального происхождения, профессии. Приводится факт. Ребенок эмигрантов, евреев по национальности, для преодоления чувства различия, возникшего вследствие частых неприятных столкновений с антисемитски настроенной средой, начал отказываться от своего еврейского происхождения, вместе с тем презрительно отзываясь об обычаях христиан. (Обуховский К., 1972, с. 177—179).

Комплекс различия — препятствие на Пути достижения сов­местимости. Гармонизация отношений, как правило, приводит к исчезновению комплекса различия.

Преувеличение различий и их непризнание — две крайности, мешающие людям достичь гармонии в отношениях. Критик Александр Архангельский пишет: «Чтобы дружить, чтобы любить, друг друга, не следует скрывать свою разность....Вопреки распространенному мнению, именно ненависть требует полного согласия и устранения противоречий, полагая в них причину царящего неблагополучия».

Ч. Кули связывает идею самости с сознанием особого диф­ференцированного аспекта своей жизни: «Социальная са­мость — это просто' какая-то идея или система идей, извлечен­ная из коммуникационной жизни и взлелеянная разумом как своя собственная.

...Самоощущение есть одно из средств, с помощью которо­го достигается это разнообразие». (Американская социологи­ческая мысль, с. 318).

Подавление самости, своих личностных особенностей обыч­но находит выход в депрессиях и неврозах. «...Именно разоб­щенность придает ценность тому, в чем имеется общность». (В. Леви). Однако, сходства и различия в одних случаях при­носят пользу, а в других—мешают. Паши спонтанные стрем­ления сводятся к тому, чтобы устранить различия, сделать других похожими на нас. Особенно это свойственно руководи­телям, родителям, педагогам.

2.2. ФЕНОМЕН ДОПОЛНЕНИЯ

 

Различия тесно связаны с феноменом дополнения. Принцип взаимного дополнения действует в различных ипостасях. Он подразумевает различие и исключает одинаковость. Любые различия могут выступать в роли дополнения. Высокий дополняет низкого, смуглолицый—бледнолицего, северянин—южанина, интеллигент—работника физического труда, горо­жанин—селянина, флегматик—холерика, украинец—русско­го, мужчина—женщину, христианин—мусульманина и т. д. и т. п.

Итак, для дополнения необходимы противоположные каче­ства. Но исследования Л. Аугустинавичюте показали, что не всякую противоположность можно назвать дополнением (Аугустинавичюте А., 1983).

В общении людей важными моментами являются уровень интеллекта, и культуры, которыми индивид обладает. В сфере дополнения и совместимости самый главный фактор—тип ин­формационного метаболизма (ИМ). Он определяется по спо­собу приема, обработки и выдачи информации. Когда типы ИМ партнеров совместимы, то хорошо видны мотивы поступ­ков, слон, настроений, обиды от случайных слов или жестов редки. В другом случае, когда оба одинаково инициативны, совместимость нарушается, ибо партнеры устают от конкурен­ции, а взаимного дополнения, уравновешивания психики нет.

По Э. Берну, дополнительным называется такое взаимо­действие, при котором партнеры адекватно воспринимают по­зиции друг друга, понимают ситуацию одинаково и направля­ют свои действия именно в том направлении, которое ожида­ется и принимается партнером. Так, малоактивный ожидает от партнера проявления инициативы, в противном случае воз­никает напряженность и недоверие к чувствам партнера.

При комплектовании группы следует принимать во внима­ние:

— взаимное дополнение способностей;

— взаимное дополнение потребностей (потребности в до­минировании и подчинении);

— взаимное дополнение в умениях, навыках и опыте;

— взаимное дополнение в знаниях;

— взаимная автономия потребностей (взаимодействие экстраверта и интроверта).

(Давыдов В. М., Ладанов И. Д., с. 25).

У каждого человека есть несформулированная (имплицит­ная) модель межличностного оценивания. Благодаря работе этой модели, естественная неадекватность образа «Я» оказы­вается скомпенсированной специально подобранным набором принимаемых качеств. Субъект получает возможность учиты­вать в общении с людьми свои собственные особенности. Соб­ственные качества и принимаемые качества другого, как пра­вило, дополнительны.

Феномен взаимного дополнения действует неодинаково на различных уровнях коммуникативного пространства. Гак, на психологическом уровне (в семье) экстраверты склонны втор­гаться на чужую территорию (а интроверты бдительно обере­гают свою территорию). На социальном уровне экстраверт устанавливает связь с внешним миром, а интроверт больше внимания уделяет семье. Такое взаимодействие дополнительно.

Взаимная дополнительность приводит к тому, что отноше­ния людей представляют смесь взаимного восхищения и обо­юдной зависти. Оптимальные сочетания и совместимость об­наруживаются далеко не при всех и всяких различиях. Проще говоря, не все различия взаимно дополняют и удовлетворяют партнеров по общению в каждый момент времени. Иногда мы желаем того, что партнер всего склонен давать. Экстраверт может ожидать словесный отклик, а интроверт скрывает свои мысли. Проблемы возникают вследствие незнания типологи­ческих особенностей или нежелания учитывать их на практике.

Вспыльчивый безусловно дополняет хладнокровного, а за­висимый, послушный—властолюбивого и агрессивного. В дру­гих случаях на первое место выходят личные вкусы и инди­видуальные предпочтения. Не всякому мужчине для обрете­ния целостности нужна женщина, некоторые находят опти­мальное дополнение в существе своего пола. Не каждый буд­дист испытывает потребность в общении с иудеем, а баптист — с мусульманином. В человеке другой культуры иные видят опасность для своей самобытности и независимости — тут уж все дело в индивидуальном воспитании и пристрастиях.

Итак, мы видим, взаимодополнительность бывает разной: физической, психологической, социальной, духовной, культур­ной, территориальной, половозрастной, ролевой. Физическая, психологическая, половая разновидности, как правило, явля­ются источником взаимного притяжения. Преимущества дру­гих видов дополнения осознаются далеко не всеми и не всем но вкусу.

Принцип дополнения по-разному проявляется в статике и динамике. Так, можно гибко менять ролевые позиции. Функ­ционально-ролевая взаимодополнительность — самая универ­сальная, она входит во все другие виды и формы дополнения. Не только артисты способны к перевоплощению. Каждый из нас па протяжении жизни учится вести себя в соответствии с тем, что от нас требуется в данной ситуации, в данном со­циальном окружении, в данный период жизни. Сначала это роли ребенка, школьника, подростка, затем — роли студента, молодого, зрелого и опытного специалиста, родителя, бабуш­ки, дедушки, пенсионера, вдовы и т. д. Ну, а холерик — это роль или свойство личности, ее неизменное качество? Очевид­но, второе. Но можно с помощью самовоспитания обуздать врожденную взрывчатость характера. О Л. П. Чехове его сов­ременники говорили как о сдержанном человеке, а, между тем, он был по природе вспыльчив. Значит ролевой диапазон может быть расширен и обогащен даже в отношении характерологи­ческих свойств, передающихся по наследству.

Ролевой подход позволяет объяснить и нередкие случаи, когда люди, испытывающие взаимную неприязнь, никак не мо­гут расстаться. Их отношения больные, но что-то их скрепля­ет. В таких случаях взаимоотношения не только в деловой, но и в семейной сфере могут сохраняться благодаря взаимной выгоде. Взаимную выгоду можно рассматривать как проявле­ние функционально-ролевого дополнения и одну из форм вза­имного дополнения. В каком-то отношении партнеры по рабо­те и семье могут быть совместимы, что перекрывает взаимную антипатию.

Можно говорить о положительной и отрицательной допол­нительности. Так, если общаются представители западной и восточной культуры и у них обоих достаточно высок уровень духовного развития, то мы будем иметь дело с положитель­ной взаимодополнительностью: люди взаимно обогащают друг- друга. Люди разных национальностей с низким уровнем соб­ственного достоинства, напротив, склонны к конфликтам, дра­кам, войнам. Это пример отрицательной взаимодополнительности, когда, по субъективным причинам, из-за невысокого уровня культуры, терпимости, люди, вступая в общение, стре­мятся уничтожить различия, устранить противоположность и не склонны к взаимовыгодному сотрудничеству.

В других случаях отрицательная дополнительность мало или вовсе не зависит от субъектов. При воспитании детей, один родитель может быть чрезмерно строг до жестокости, а дру­гой, напротив, бесконечно снисходителен, все разрешает и прощает. Психика ребенка будет раздвоенной, что может при­вести к психическому расстройству, повышенной возбудимос­ти. Поэтому в воспитании предпочтителен единый подход Однако в жизни нередко на перекосы родительского подхода накладываются крайности влияния учителей и других стар­ших. Отсюда—издерганность ребенка или, по принципу маят­ника, он отклоняется в свою сторону, реагирует своим ориги­нальным перекосом, чтобы обрести хотя бы иллюзорную ус­тойчивость. Таковы парадоксы отрицательной дополнитель­ности.

Ложная дополнительность может возникнуть, если исхо­дит!) из правила: «делай другим то, чтобы ты сам хотел полу­чить от них». Скромный интроверт стремится в кругу семьи отметить день рождения. Супруг—экстраверт, судя по себе, устраивает шумное празднество с приглашением большого ко­личества гостей. Знание типологических особенностей—пред­посылка удовлетворения потребностей партнера и достиже­ния подлинной совместимости. Иррационалам нужны рационалы, чтобы помочь им довес­ти начатое до конца и принять решение. Рационалы нуждают­ся иногда в отдыхе от постоянного напряжения и критичности, и искомую беспечность им дают спонтанники (иррацноналы). Однако жизненные ритмы партнеров прямо противоположны и постоянное приспосабливание изматывает нервную систему. Это пример ложной дополнительности.

В реальной жизни эффект взаимного дополнения проявля­ется в динамике. Интроверт склонен глубоко продумывать вещи и все внимательно рассчитывать, прежде чем начать действовать. Экстраверт, как правило, вначале действует, а думает уже потом. «Оба типа—пишет Юнг,—кажутся, поэто­му, созданными для симбиоза. Один задумывается о рефлек­сии, обдумывании, а другой стремится к инициативному и практическому действию. Когда эти два типа обручаются со­юзом, они могут образовывать идеальное единство».(Шарп Д., с. 27).

Естественная установка одного дополняет естественную ус­тановку другого. Но у каждого есть противоположная, под­чиненная установка, которая не осознается. А то, что не осоз­нается, оказывается вне нашего контроля. Интроверт экстравертируется в семье, он оживляется, в нем рождается энтузи­азм. А экстраверт, который во внешнем мире был активным, инициативным, стремящимся к новым впечатлениям, скучне­ет, ибо мир объектов стал намного беднее. Интроверт берет на себя инициативу в решении домашних проблем (он экстравертируется). а экстраверт ищет тишины, уединения (интровертируется). Экстраверту требуется отдых от чрезмер­ной активности и, лишенный многообразия привлекающих его объектов, он бессознательно стремится к книгам и размыш­лениям.

Описанная динамика бессознательна. Для достижения сов­местимости бессознательная динамика должна дополниться сознательной: вдруг ставший активным интроверт должен посочувствовать партнеру, который стал унылым и замкну­тым, а экстраверту нужно учесть оживление еще недавно не­решительного интроверта.

В механизме межличностной совместимости, помимо ста­тического соответствия свойств и качеств, существует и ди­намическое соответствие. Состояние взаимодополняемости — это статическое соответствие, основанное на различиях, кон­трасте и подобии. Динамическое соответствие включает одновременно подобие, контраст и взаимодополняемость. Это состояние получило в науке название гомеостаз.

Если система (социальная организация, группа) достига­ет уровня динамического равновесия, она начинает функцио­нировать как единое целое. Состояние гомеостазиса проявля­ется в том, что совместимые субъекты образуют в процессе взаимодействия своеобразную подвижную, динамичную, уравновешенную систему, в которой происходит взаимный обмен информацией и перераспределение выполняемых Функ­ций. (Давыдов В. В., Ладанов И. Д., с. 26—29).

Таким образом, различия составляют основу для совмес­тимости людей. Разнообразие в отношениях диалектически связано с устойчивостью. При неантагонистической взаимо­зависимости разнообразие и устойчивость поддерживают друг друга. Укрепляет отношения то разнообразие, которое подчинено устойчивым целям совместной деятельности. Ан­тагонистические отношения непримиримых противников вряд ли упрочатся от новизны, ибо каждый стремится получить односторонний выигрыш. При надежном устойчивом фунда­менте основных целей и ценностей, когда превалируют сот­рудничество и взаимообогащение, разнообразие способствует достижению эффекта положительного дополнения.

Сделать упор на положительной стороне различий, создающей эффект дополнения, позволяет научная типология лич­ности. Не стремится устранить противоположность, уничто­жить ее, нивелировать различия, а конструктивно их использовать и направить в позитивное русло — вот чему учит тео­рия фундаментальных различий между людьми.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...