Синтез различительных признаков личности
Итак, существуют фундаментальные различия между людьми. Различия между субъективиками и объективиками, экстравертами и интровертами, конкретиками и абстрактиками связаны с эффектом дополнительности во взаимодействии между элементарными типами. Мы выделили их ради научного анализа. В целостной личности психические функции объединены в единое целое, что характеризует социально-психологический тип. Указанные выше различия более важны для теории и практики, чем возрастные, половые, национальные. Так, юные объективики совершают поступки, которые требуют зрелости ума. Юные абстрактики продуцируют большое количество новых идей. Отнюдь не возраст делает человека специалистом и мастером своего дела. Ряд отечественных философов считают прогрессивным явлением то, что женщина (стереотип-интуитивно-этический) приобретает волю, мужество, твердость (волевая сенсорика, логика), а мужчина — мягкость, чуткость, заботливость. Этот процесс сегодня можно обозначить как естественный, ибо врожденно многие мужчины и женщины обладают качествами противоположного пола. Диалектика человеческой природы такова, что при устранении одних недостатков появляются новые. Знание фундаментальных отличий между людьми позволяет эффективно использовать в социуме сильные и слабые качества человеческих типов. Пары противоположных признаков взаимно исключают друг Друга: усиление одного означает ослабление другого. Вместе с тем, в структуре личности логика-этика, сенсорика интуиция существуют в неразрывном единстве. Хотя у многих людей такая связь нарушена, особенно у невротических субъективиков. Так, сохраняется расщепление интуитивного и сенсорного в форме духовного и полового влечении. Это свидетельство личностной незрелости.
Различия названных пар признаков — это различия противоположностей. Однако, противоречия существуют и между любыми другими признаками, составляющими структуру личности. Например, противоречие между логикой и интуицией. Творческая задача требует абстрактного мышления, скачка, прерывающего традиционную логическую последовательность. Строгое логическое мышление, свойственное, к примеру, математикам, сковывает воображение и мешает увидеть, открывать новое. Такое противоречие имеет место внутри самой личности. Типологические различия диалектически связаны с различиями социально-психологических миров. «Как правило, человек всегда уверен, что так или почти так, как он, живут все. И любое резкое отклонение от этого — уже ненормальность. Нам хочется принадлежать к как можно большему Мы. Поэтому нам хочется, чтобы все жили как мы. Или хотя бы похоже. И подсознательно мы уверены в том, что пусть одни менее, а другие более благополучно, материально, морально, но в принципе все одинаково любят, ненавидят, ссорятся, лгут и т. д. Но в том-то и дело, что нет. Лгут все по-разному в зависимости от того, к какому социально-психологическому миру принадлежат. И правду говорят по-разному. И любят по-разному. И обманывают по-разному. И дружат по- разному. Но везде все есть — и дружба, и доброта, и кодекс чести есть в любом социально-психологическом мире, но они иногда совсем не похожи друг на друга». (Калинаускас И., с. 102). Социально-психологическая совместимость личности подразумевает синтез основных элементов структуры. Гармоническое сосуществование типологических признаков приводит к тому, что индивид начинает чувствовать себя по-настоящему живым человеком, осознавать свою сущность и свое место в жизни. Все проявления личности находят свое выражение и человек начинает жить в. гармонии с окружающим миром.
Личность вне социума немыслима, как невозможна жизнь растения без земли. Алексей Толстой определил счастье как ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении. Это и есть синтез природных, психологических, духовных и социальных проявлении личности. 3.5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ тип И ЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ Система дифференциальных (различительных) признаков представляет собой набор из четырех дихотомических (делящих надвое) шкал. Схематически можно изобразить шестнадцатитипную структуру социума так:
Социально-психологические (соционические) типы или типы ИМ 1. Логико-сенсорный экстраверт («Оператор») 2. Логико-интуитивный экстраверт («Предприниматель») 3. Логико-сенсорный интроверт («Инспектор») 4. Логико-интуитивный интроверт («Аналитик») 5. Этико-сенсорный экстраверт («Энтузиаст») 6. Этико-интуитивный экстраверт («Наставник») 7. Этико-сенсорный интроверт («Хранитель») 8. Этико-интуитивный интроверт («Гуманист») 9. Сенсорно-логический экстраверт («Поощритель») 10. Интуитивно-логический экстраверт («Искатель») 11. Сенсорно-логический интроверт («Мастер») 12. Интуитивно-логический интроверт («Критик») 13. Сенсорно-этический экстраверт («Дипломат») 14. Интуитивно-этический экстраверт («Советчик») 15. Сенсорно-этический интроверт («Посредник») 16. Интуитивно-этический интроверт («Лирик») Социальная значимость каждого социотипа неодинакова, иначе говоря, можно выделить 16 основных специализаций в социуме. В предельно сжатом изложении они таковы:. 1. Изобретатель — генерирование идей, видение будущего, возможных перспектив развития, отстаивание полной свободы творчества. 2. Аналитик — глобальный анализ, выбор интуитивной идеи и формулирование на ее основе хорошо отработанной логической системы, ее совершенствование, смелое отстаивание, соответствие теории и практики.
3. Энтузиаст — восприимчивость к новым идеям, проявление энтузиазма в практической реализации, создание хорошего, бодрого настроения, стимулирующего к творческой активности, популяризация и широкая пропаганда новых интересных идей. 4. Посредник — стремление к гармонизации межличностных и социальных отношений. Философия комфорта и отдыха, создание легкой и непринужденной атмосферы, идеальной для творчества и полета фантазии. 5. Наставник — воодушевление любой идеей, приобретшей осязаемые, завершенные логические формы, хорошо развитое чувство опасности, постоянная мобилизация и бдительность, умение поднять боевой дух, внушить смелость и презрение к смерти. 6. Лирик — утонченное восприятие мира, поэтичность и созерцательность, глубокое понимание человеческих слабостей и снисходительное к ним отношение, способность пройти все испытания и муки, не утратив веры в счастливый конец, предупреждение людей о назревании кризисной ситуации. 7. Поощритель — волевая целеустремленность в воплощении идеи в практику, умение управлять большими массами людей, поддержание дисциплины и боеспособности, защита от враждебного окружения. 8. Инспектор — создание и совершенствование организационной структуры — материального носителя идеи, поддержание порядка и организованности, детальный контроль, единые требования ко всем, систематическая борьба с отклонениями от нормы. 9. Предприниматель — предприимчивость, освобождение структуры от элементов, мешающих проявлению инициативы, повышению динамичности систем, тонкое чувствование конъюнктуры, умение достигать быстрых результатов минимумом средств, поддержание высокого темпа жизнедеятельности. 10. Критик — критика условий, препятствующих проявлениям естественных человеческих потребностей, глубокое понимание противоречий нашего мира, предвидение возможных отклонений и тупиков развития, улавливание скрытых дефектов систем, критика самоуверенности и необоснованного энтузиазма.
11. Дипломат — гибкость и динамичность, способность к компромиссу, к правильной оценке возможностей противостоящих сил, активное противостояние какому-либо давлению, попыткам ограничить свободу действии, непокорность, разрушение закостенелых систем и правил. 12. Хранитель — настойчивая борьба за сохранение моральных норм, стойкость в отстаивании завоеванных позиций, обнаружение носителей любого зла и уведомление об этом других, требовательность и осторожность. 13. Советчик — ориентация на таланты и способности, скрытые в каждом человеке, умение найти к каждому свой подход, обнаружение перспективных личностей, понимание потребностей человеческой души, видение возможных альтернатив избавления от отрицательного в человеческих взаимоотношениях, заинтересованное восприятие новых идей и их рекламирование. 14. Гуманист деятельная доброта, создание атмосферы доверия, мира, гармонии и любви, вера в вечные и универсальные моральные ценности, милосердие, благотворительность, отстаивание автономии внутреннего мира человека. 15. Оператор — доведение новых систем до технологического совершенства, стабилизация системы устройства социальных групп н общества в целом, ориентация на честный труд и справедливое вознаграждение, уважительное отношение к традициям и опыту прошлого, стремление к гармонии с природой. 16. Мастер — производство предметов потребления по законам эстетики, создание уникальных шедевров, дизайн, функ- циональность и эффективность. (Молодцов А. В., 1992, Каганец И., 1994). Итак, отдельная личность воспринимает внешний мир в соответствии с типологическими и индивидуальными особенностями. Каждый член социума специализируется на восприятии, обработке и выдаче определенного типа информации, выполняет свою социальную роль. Следствием этого является необходимость объединения (интеграции) с людьми других типов для компенсации односторонности или неполноты. Первый уровень интеграции — взаимодополняющая пара, второй — группа людей из четырех человек, каждый из которых специализируется на одном из типов информации. Третий уровень интеграции — 16 социально-психологических типов, способных совместно полностью и адекватно отразить картину окружающего мира. Это микромодель человеческого сообщества, потенциально наделенная универсальным объемом способностей, знаний и умений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|