Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтез различительных признаков личности




Итак, существуют фундаментальные различия между людьми. Различия между субъективиками и объективиками, экстравертами и интровертами, конкретиками и абстрактиками связаны с эффектом дополнительности во взаимодейст­вии между элементарными типами. Мы выделили их ради на­учного анализа. В целостной личности психические функции объединены в единое целое, что характеризует социально-психологический тип.

Указанные выше различия более важны для теории и практики, чем возрастные, половые, национальные. Так, юные объективики совершают поступки, которые требуют зрелости ума. Юные абстрактики продуцируют большое количество новых идей. Отнюдь не возраст делает человека специалис­том и мастером своего дела.

Ряд отечественных философов считают прогрессивным яв­лением то, что женщина (стереотип-интуитивно-этический) приобретает волю, мужество, твердость (волевая сенсорика, логика), а мужчина — мягкость, чуткость, заботливость. Этот процесс сегодня можно обозначить как естественный, ибо врожденно многие мужчины и женщины обладают ка­чествами противоположного пола.

Диалектика человеческой природы такова, что при устра­нении одних недостатков появляются новые. Знание фунда­ментальных отличий между людьми позволяет эффективно использовать в социуме сильные и слабые качества челове­ческих типов.

Пары противоположных признаков взаимно исключают друг Друга: усиление одного означает ослабление другого. Вместе с тем, в структуре личности логика-этика, сенсорика интуиция существуют в неразрывном единстве. Хотя у мно­гих людей такая связь нарушена, особенно у невротических субъективиков. Так, сохраняется расщепление интуитивного и сенсорного в форме духовного и полового влечении. Это свидетельство личностной незрелости.

Различия названных пар признаков — это различия про­тивоположностей. Однако, противоречия существуют и меж­ду любыми другими признаками, составляющими структуру личности. Например, противоречие между логикой и интуи­цией. Творческая задача требует абстрактного мышления, скачка, прерывающего традиционную логическую последова­тельность. Строгое логическое мышление, свойственное, к примеру, математикам, сковывает воображение и мешает увидеть, открывать новое. Такое противоречие имеет место внутри самой личности.

Типологические различия диалектически связаны с раз­личиями социально-психологических миров. «Как правило, человек всегда уверен, что так или почти так, как он, живут все. И любое резкое отклонение от этого — уже ненормаль­ность. Нам хочется принадлежать к как можно большему Мы. Поэтому нам хочется, чтобы все жили как мы. Или хотя бы похоже. И подсознательно мы уверены в том, что пусть одни менее, а другие более благополучно, материально, морально, но в принципе все одинаково любят, ненавидят, ссорятся, лгут и т. д. Но в том-то и дело, что нет. Лгут все по-разному в зависимости от того, к какому социально-психологическо­му миру принадлежат. И правду говорят по-разному. И лю­бят по-разному. И обманывают по-разному. И дружат по- разному. Но везде все есть — и дружба, и доброта, и кодекс чести есть в любом социально-психологическом мире, но они иногда совсем не похожи друг на друга». (Калинаускас И., с. 102).

Социально-психологическая совместимость личности под­разумевает синтез основных элементов структуры. Гармони­ческое сосуществование типологических признаков приводит к тому, что индивид начинает чувствовать себя по-настояще­му живым человеком, осознавать свою сущность и свое мес­то в жизни. Все проявления личности находят свое выраже­ние и человек начинает жить в. гармонии с окружающим миром.

Личность вне социума немыслима, как невозможна жизнь растения без земли. Алексей Толстой определил счастье как ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении. Это и есть синтез природных, пси­хологических, духовных и социальных проявлении личности.

3.5. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ тип И ЕГО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Система дифференциальных (различительных) признаков представляет собой набор из четырех дихотомических (деля­щих надвое) шкал. Схематически можно изобразить шестнадцатитипную структуру социума так:

ЦЕЛОСТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Рациональность Иррациональность
Логика Этика Логика Этика
Экстра Интро Экстра Интро Экстра Интро Экстра Интро
С И С И С И С И С И С И С И С И
Е Н Е Н Е Н Е Н Е Н Е Н Е Н Е Н
Н Т Н Т Н Т Н Т Н Т Н Т Н Т Н Т
С У С У С У С У С У С У С У С У
                               

Социально-психологические (соционические) типы или типы ИМ

1. Логико-сенсорный экстраверт («Оператор»)

2. Логико-интуитивный экстраверт («Предприниматель»)

3. Логико-сенсорный интроверт («Инспектор»)

4. Логико-интуитивный интроверт («Аналитик»)

5. Этико-сенсорный экстраверт («Энтузиаст»)

6. Этико-интуитивный экстраверт («Наставник»)

7. Этико-сенсорный интроверт («Хранитель»)

8. Этико-интуитивный интроверт («Гуманист»)

9. Сенсорно-логический экстраверт («Поощритель»)

10. Интуитивно-логический экстраверт («Искатель»)

11. Сенсорно-логический интроверт («Мастер»)

12. Интуитивно-логический интроверт («Критик»)

13. Сенсорно-этический экстраверт («Дипломат»)

14. Интуитивно-этический экстраверт («Советчик»)

15. Сенсорно-этический интроверт («Посредник»)

16. Интуитивно-этический интроверт («Лирик»)

Социальная значимость каждого социотипа неодинакова, иначе говоря, можно выделить 16 основных специализаций в социуме. В предельно сжатом изложении они таковы:.

1. Изобретатель — генерирование идей, видение будуще­го, возможных перспектив развития, отстаивание полной сво­боды творчества.

2. Аналитик — глобальный анализ, выбор интуитивной идеи и формулирование на ее основе хорошо отработанной логической системы, ее совершенствование, смелое отстаи­вание, соответствие теории и практики.

3. Энтузиаст — восприимчивость к новым идеям, прояв­ление энтузиазма в практической реализации, создание хо­рошего, бодрого настроения, стимулирующего к творческой активности, популяризация и широкая пропаганда новых ин­тересных идей.

4. Посредник — стремление к гармонизации межличност­ных и социальных отношений. Философия комфорта и отды­ха, создание легкой и непринужденной атмосферы, идеаль­ной для творчества и полета фантазии.

5. Наставник — воодушевление любой идеей, приобрет­шей осязаемые, завершенные логические формы, хорошо развитое чувство опасности, постоянная мобилизация и бди­тельность, умение поднять боевой дух, внушить смелость и презрение к смерти.

6. Лирик — утонченное восприятие мира, поэтичность и созерцательность, глубокое понимание человеческих слабос­тей и снисходительное к ним отношение, способность пройти все испытания и муки, не утратив веры в счастливый конец, предупреждение людей о назревании кризисной ситуации.

7. Поощритель — волевая целеустремленность в воплоще­нии идеи в практику, умение управлять большими массами людей, поддержание дисциплины и боеспособности, защита от враждебного окружения.

8. Инспектор — создание и совершенствование организа­ционной структуры — материального носителя идеи, поддержание порядка и организованности, детальный контроль, единые требования ко всем, систематическая борьба с откло­нениями от нормы.

9. Предприниматель — предприимчивость, освобождение структуры от элементов, мешающих проявлению инициативы, повышению динамичности систем, тонкое чувствование конъ­юнктуры, умение достигать быстрых результатов минимумом средств, поддержание высокого темпа жизнедеятельности.

10. Критик — критика условий, препятствующих проявле­ниям естественных человеческих потребностей, глубокое пони­мание противоречий нашего мира, предвидение возможных отклонений и тупиков развития, улавливание скрытых де­фектов систем, критика самоуверенности и необоснованного энтузиазма.

11. Дипломат — гибкость и динамичность, способность к компромиссу, к правильной оценке возможностей противо­стоящих сил, активное противостояние какому-либо давле­нию, попыткам ограничить свободу действии, непокорность, разрушение закостенелых систем и правил.

12. Хранитель — настойчивая борьба за сохранение мо­ральных норм, стойкость в отстаивании завоеванных позиций, обнаружение носителей любого зла и уведомление об этом других, требовательность и осторожность.

13. Советчик — ориентация на таланты и способности, скрытые в каждом человеке, умение найти к каждому свой подход, обнаружение перспективных личностей, понимание потребностей человеческой души, видение возможных альтер­натив избавления от отрицательного в человеческих взаимо­отношениях, заинтересованное восприятие новых идей и их рекламирование.

14. Гуманист деятельная доброта, создание атмосферы доверия, мира, гармонии и любви, вера в вечные и универ­сальные моральные ценности, милосердие, благотворитель­ность, отстаивание автономии внутреннего мира человека.

15. Оператор — доведение новых систем до технологичес­кого совершенства, стабилизация системы устройства социаль­ных групп н общества в целом, ориентация на честный труд и справедливое вознаграждение, уважительное отношение к традициям и опыту прошлого, стремление к гармонии с при­родой.

16. Мастер — производство предметов потребления по за­конам эстетики, создание уникальных шедевров, дизайн, функ-

циональность и эффективность. (Молодцов А. В., 1992, Ка­ганец И., 1994).

Итак, отдельная личность воспринимает внешний мир в соответствии с типологическими и индивидуальными особен­ностями. Каждый член социума специализируется на восприя­тии, обработке и выдаче определенного типа информации, выполняет свою социальную роль. Следствием этого являет­ся необходимость объединения (интеграции) с людьми дру­гих типов для компенсации односторонности или неполноты. Первый уровень интеграции — взаимодополняющая пара, второй — группа людей из четырех человек, каждый из ко­торых специализируется на одном из типов информации. Третий уровень интеграции — 16 социально-психологических типов, способных совместно полностью и адекватно отразить картину окружающего мира. Это микромодель человеческого сообщества, потенциально наделенная универсальным объе­мом способностей, знаний и умений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...