Обобщенные типы в группе управленцев
Любой из 16 сложных типов может пробиться и пробивается на управленческую должность. Распределение представителей различных типов в группе менеджеров пока остается неясным. В США и Великобритании проводились исследования с помощью теста Майерс-Бриггс, но эффективность любого теста невысока. Установлено, что па высших постах объективикн-планомерики составляют 90%. Однако, с научной точки зрения эти данные не являются безупречными и достоверными, ибо при письменном (даже анонимном) опросе человек обнажает порой не свое лицо, а стереотипную в данной социальной среде ролевую маску. Качественный, научно достоверный и обоснованный результат может быть получен только при использовании комплекса разных методов (письменный опрос, эксперимент, устное интервью, наблюдение за поведением человека в естественной обстановке). Для проведения этой кропотливой работы нужны специалисты, подготовленные теоретически и имеющие опыт практической работы. Этими достоинствами отличается, например, основатель социоанализа Виктор Гуленко, но специалистов такого уровня и с такой же требовательностью к качеству диагностики, в мире очень мало. В последние годы, в связи с бурным развитием социоаналитического учения, для появления квалифицированных специалистов по социодиагностике созданы некоторые предпосылки. Когда в группе менеджеров преобладает один или два социотипа, то узость кругозора команды выступает неизбежным следствием. В изменившихся условиях даже стабильную компанию может поджидать крах, если она страдает типологической однобокостью. Есть основание предположить, что типологическое разнообразие в группах руководящих работников встречается нечастно, что и является одним из мощных резервов повышения эффективности управления организациями.
Любая крайность вредна. Стремиться к тому, чтобы команда управленцев состояла непременно из всех 16 соцнотипов, не следует. Достаточно включить в нес людей, типологические и личностные характеристики которых охватывают диапазон качеств, необходимых для того, чтобы могли быть реализованы все названные выше восемь ролей. Если руководящая группа их насчитывает восемь членов, необходимо выполнение некоторыми более одной из главных функций. Грамотно распределить роли в такой ситуации возможно при учете типологических особенностей. Если недостающую роль поручить социотипу, для которого она противопоказана, то выполнение ее станет непосильным бременем для него и принесет пользу разве что конкурентам данной фирмы. Природно слабые качества нуждаются в развитии. По при повышении квалификации руководителей желательно основное внимание обращать на сильные их стороны. Так, «Аналитик», «Предприниматель», «Гуманист», «Наставник» изначально испытывают большой интерес к вопросам стратегического планирования и меньший интерес — к сиюминутным задачам. Зато в решении прпземленно-текущих тактических проблем эффективнее всего продвинутся социотипы «Энтузиаст», «Инспектор», «Хранитель», «Оператор». «Прежде было распространено мнение, что дисциплина нужна для того, чтобы заставить человека работать... Дисциплина нужна для того, чтобы люди согласованно работали» П. JI. Капица Наиболее подробное описание стилей управленческой деятельности социотипов дал А. В. Молодцов (1992, с. 15—55). Как же влияет тот или иной стиль на слаженность команды менеджеров и сплоченность всей организации? «Аналитик» сплачивает команду управленцев рассудительностью и выдержкой. Взаимодействие с коллегами и подчиненными строит на коллегиальной основе. «Аналитик» характеризуется сотрудничающим типом поведения с элементами компромиссного типа.
«Аналитик» своим стилем управления способствует достижению совместимости и взаимопонимания в рабочей команде. Он не навязывает свое мнение по тому или иному вопросу, не использует при этом свое служебное положение. Опирается на метод убеждения, основанный на четких, логических высказываниях. Дает объективную и незаинтересованную в личном плане оценку. Изменить свое мнение может, если это отвечает интересам дела и ему предлагают более аргументированную позицию. «Инспектор». Его система взаимодействия с подчиненными строится по схеме «ииструктор-инструктируемые». Он не поощряет самодеятельность и самоинициативу. Характеризуется конкурирующим типом поведения. Человеческий фактор не принимается во внимание. Как видим, стиль «Инспектора», хотя и способствует созданию совершенных организационных структур и дисциплинированной работе по выполнению планов, неоднозначно воздействует на процесс, сплочения организации. Нередко «Инспектор» добивается отрицательной сплоченности. Он обеспечивает слаженность действий членов рабочей команды при выполнении общих задач. Но единство поведения может не означать положительную сплоченность работников, ибо «Инспектор» склонен лишать своих подчиненных выбора тех или иных вариантов поведения, свободы выбора действии. Руководители данного типа стараются избегать коллективною взаимодействия со своими подчиненными (собраний), где возможен интенсивный обмен информацией. Стратегия «Инспектора» основана на максимальном внимании производству и минимальном — человеческим ресурсам. В своем «чистом» виде данный стиль препятствует достижению подлинной совместимости, по при высоком уровне развития руководителя и соответствующем окружении, «Инспектор» способен создать слаженную команду. Многое зависит от внешней и внутренней социальной среды, а также и экономической ситуации в обществе. «Предприниматель» характеризуется сотрудничающим типом поведения, но при необходимости может с успехом участвовать в конкуренции. Близок моральному стилю менеджмента, но может принять любой стиль. Максимальное внимание уделяет не только производству и новым технологиям, но и человеческому фактору. Стиль «Предприниматель» не подходит для организаций, где сплоченность достигается бюрократическими методами.
«Предприниматель» вовлекает окружающих в дело, распространяя волны от своего стремительного движения во все стороны. Не всеми коллегами-управленцами и подчиненными такое поведение воспринимается позитивно. В консервативном социуме или организациях, преданных устоявшимся традициям, этот стиль может разрушить целостность группы или вызвать отторжение с ее стороны. «Предприниматель» ни под кого не подстраивается и для него слаженность рабочей команды не является главной ценностью. «Оператор» характеризуется сотрудничающим стилем поведения с элементами конкурирующего стиля. Результаты производства ценит выше отношений. Считает, что управленческие решения должны опираться на четкие законы и правила. Благие намерения, однако воздействие принимаемых решений на других людей в расчет не принимается. Поэтому в определенных условиях управленец этого типа может разрушить единство коллектива. Стиль «Оператор» наиболее приемлем на стабильной стадии развития рабочей команды и производства. Этот, стиль хорошо подходит к группам, члены которых старательно и добросовестно относятся к работе, ориентированы на принятые ценности. «Оператор» хочет, чтобы не посягали на его независимость в выборе решений или методов работы. Поэтому при назначении на руководящую должность человека, относящегося к данному социотнпу, следует удостовериться, не расходится ли его точка зрения с позицией начальства. «Энтузиаст» хочет создать атмосферу Сплоченности коллектива, движимого к единой цели. Руководитель этого типа стремится создать на рабочем месте климат, насыщенный сотрудничеством и дружелюбием. Он склонен идентифицировать себя с организацией, эмоционально переживает ее неудачи и успехи.
Форма деловой активности «Энтузиаста» характеризуется настойчивостью в достижении цели путем успешного обхода препятствий и осложнений во взаимоотношениях. Система взаимодействия с подчиненными строится с учетом эмоциональных взаимодействий. «Энтузиаст» склонен к сотрудничающему типу поведения на основе взаимной выгоды. В целом данный стиль управленческой деятельности ориентирован на достижение позитивной совместимости в рабочей команде, ибо основан на манипулировании эмоциональными отношениями. Однако, «Энтузиаст» способен проявить элементы конкурирующего типа поведения, который при надлежащих условиях может стать доминирующим. Кроме того, данный стиль включает и манипулирование этическими принципами, ориентацию на «разные правила игры». Поэтому стиль «Энтузиаст» автоматически не обеспечивает сплоченность рабочей группы. «Наставник» направляет свою деятельность на формирование преданности интересам коллектива, что является одним из признаков положительного климата и зрелости группы. В таких условиях укрепляются эмоциональные узы, лучше удается достижение совместимых целей. Сопричастность к общим целям вызывает воодушевление и удовлетворение. При установлении делового контакта ориентируется на личностный фактор. В случае возникновения конфликтной ситуации демонстрирует бескомпромиссность. Настойчиво защищает свою точку зрения, даже если она противоречит общепринятым нормам. «Наставник» характеризуется конкурирующим типом поведения с элементами сотрудничающего типа. Система взаимодействия с коллегами и подчиненными основана на отношениях иерархии. Придерживается правил корректного поведения, от которых в любой момент может отойти, если посчитает нужным, «Наставник» положительно воздействует' па сплоченность организации, ибо личный успех отождествляет с успехом общего дела. Однако, этот стиль управленческой деятельности содержит элементы субъективизма и произвола. Так, «Наставник» предпочитает не иметь дела с антипатичными ему людьми, придерживается разных «правил игры», а личная мораль используется по его усмотрению. «Хранитель» несет в себе задатки иерархического лидера, способного устанавливать строго определенную систему ценностей и структуру отношений. Он стремится создать сплоченный коллектив, обеспечить стабильность установившихся эмоциональных связей. Достаточно легко определяет неформального лидера в группе, умеет на него опереться для поддержания стабильности. Способ установления делового контакта ориентирован на личностный фактор. Система взаимодействия с подчиненными нацелена на достижение совместимости с ними, ибо основана на разделении общих ценностных установок. Более того, «Хранитель» достигает высоких результатов за счет сплочения рабочей команды, поддерживания условий стабильности. Этот стиль управленческой деятельности характеризуется бескомпромиссностью, что может нарушить установившееся единство. Нетерпимость даже к незначительным моральным отклонениям, настороженное отношение к «чужим», то есть не разделяющим его этических установок — все эти проявления субъективизма оказывают негативное воздействие на слаженность делового ритма, рабочей группы.
«Гуманист» решает производственные вопросы неотрывно с налаживанием и сохранением положительных взаимоотношений в управленческой группе и организации в целом. Очень ценит благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой может продуктивно работать. Своей позиции не навязывает, действует методами убеждения. Старается исключить ситуацию конфликта. Обнаруживает два основных стиля поведения в конфликте: уступка (приспособление) и компромисс. Система взаимодействия с коллегами и подчиненными основана на взаимном признании ценностных установок, исключающих волевое давление. Уважает должностную иерархию. Характеризуется компромиссным стилем поведения. Лучший примиритель и утешитель. Стиль управленческой деятельности «Гуманиста» содержит в себе и моменты, которые не объединяют, а разъединяют группы. В случае возникновения конфликтной ситуации не умеет отстоять свои позиции, что может нанести ущерб групповым интересам. «Гуманист» также очень медленно выходит из конфликта. «Посредник» своей целью видит гармонизацию отношений в коллективе. Система взаимодействия с подчиненными строится в соответствии с принципом коллегиальности. Характеризуется компромиссным стилем поведения. Способен на активное сотрудничество, если взаимодействует с инициативным партнером. Крупных результатов достигает за счет создания благоприятного климата в рабочей команде. В конфликтной ситуации он готов первым сделать уступку или пойти на компромисс. Характерной чертой описываемого типа управленческой деятельности является стремление руководителя улучшить моральное состояние группы, развить в ней личные взаимоотношения, сформировать чувство причастности каждого члена к деятельности организации в целом. Отрицательное воздействие на сплоченность группы могут оказать неоправданные уступки «Посредника», которые наносят ущерб производственным интересам или интересам рабочей команды. В результате таких шагов, а также исключения даже целесообразного риска «Посредник» может потерять уважение коллег по группе менеджеров и подчиненных. «Лирик» характеризуется компромиссным типом поведения. Ценит отношения выше результатов производства. Не жалеет времени, чтобы выслушать человека. Избегает единоличного решения о принятии непопулярных мер. Предпочтет разделить ответственность с другими, распылить ее так, чтобы она стала практически неуловимой. Стремится не гасить и отвергать кем-то выдвинутые идеи, а развивать и реализовывать их. Отрицательно влияют на групповую совместимость колебания «Лирика» в выборе окончательного решения. Кроме того, личная мораль может использоваться по его усмотрению, в зависимости от симпатий и антипатий, а управленческие решения могут опираться на разные «правила игры». Способен быстро менять свое мнение па противоположное, если соотношение сил явно изменилось «Критик», взаимодействие с людьми строит на принципе коллегиальности, выявлении и максимальном использовании их возможностей. Относится к сотрудничающему типу поведения с элементами компромиссного типа. Управление осуществляет с ориентацией на естественную природу человека Отношения с людьми «Критик» поддерживает на деловой основе. Те люди, от которых он не получает никакой пользы, теряют для него всякий интерес. Эмоционально воз действовать на людей не может, что несколько отдаляет его от коллег и подчиненных, а в некоторых случаях снижает его авторитет. «Мастер» ориентируется на коллективизм. Стремится формировать атмосферу, в которой бы люди получали удовольствие от членства в организации, создать стимулирующую и творческую среду для достижения высоких целен. Способ установления контакта ориентирован на человеческий фактор. В отношении к конфликтной ситуации тяготеет к компромиссному, типу поведения. Способен в равной мере конкурировать, сотрудничать, заключать компромиссные сделки в зависимости от обстоятельств. Система взаимодействия с подчиненными основана на принципе патернализма — «отеческой заботы». Стиль управленческой деятельности способствует сплочению рабочей группы, высоких результатов достигает за счет всесторонней заинтересованности единой команды, преследующей совместную цель. К отрицательным чертам управленческого стиля «Мастера» следует отнести некоторую холодность, а при отсутствии стимулов — леность. Склонен к авторитарным методам. «Изобретатель» демонстрирует сотрудничающий стиль поведения с элементами конкурирующего стиля. Достигает крупных результатов за счет хорошей ориентации в потенциальных возможностях работников. Отношения с членами группы строятся на основе добровольного подчинения с их стороны. Во взаимоотношениях стремится быть объективным, придерживаться принципов справедливости. Управленческий стиль «Изобретатель» ведет к разрушению целостности старых организационных структур и созданию новых. Поэтому не везде и не всегда этот стиль приемлем. В некоторых случаях данный социотип может проявить неадекватную реакцию г. споре. Благотворно воздействует на слаженную работу организации тем, что в установлении делового контакта ориентируется на объективные критерии «Поощритель» характеризуется конкурирующим типом поведения. Достигает крупных результатов в деловой активности без внимания к человеческим отношениям. Дифференцирует людей по категориям, к каждой вырабатывая определенное отношение: а) конфронтирующее; б) равнодушное; в) благожелательное; г) близкое, дружелюбное. Умело устанавливает соответствующую психологическую дистанцию. Проявляет слабую готовность к компромиссам. Люди такого типа настроены на победу любой ценой, что чревато отрицательными последствиями для деловых отношений и психологического единения работников. «Поощритель», как правило, не замечает сложности взаимоотношений и не чувствителен к аспектам эмоционального характера. «Дипломат» в системе взаимодействия с людьми предпочитает атмосферу свободного раскованного общения и коллегиальность. Характеризуется конкурирующим типом поведения с элементами компромиссного типа. Не любит подчинять свою деятельность и систему взаимоотношений с людьми раз и навсегда установленным правилам. Если считает, что человек ему не нужен в качестве партнера, легко может порвать с ним отношения, не считаясь с логическими доводами и общепринятыми нормами поведения. «Дипломат» старается избавиться от людей, подвергающих сомнению целесообразность его поступков, рациональность его решений. Болезненно переносит критику в свой адрес. Если такой человек возглавляет небольшую рабочую группу, то это чревато перенасыщением деловой атмосферы бурными, часто отрицательными эмоциями, срывами ритма работы. В большой организации это иногда приносит пользу. Фактически достижение совместимости с кем-либо из работников или с группой зависит от его личного желания, ибо его сильная сторона — умение манипулировать людьми. «Советчик» в качестве руководителя способен проявить себя в деятельности, искренне направленной на интересы организации, не преследуя при этом никаких корыстных целей. Быстро и легко определяет место человека в структуре коллектива, его совместимость—несовместимость с ним. Способен предвидеть развитие человеческих взаимоотношений и делать из этого соответствующие выводы. Система взаимодействия с коллегами и подчиненными ориентирована па глубокое постижение личностного фактора. Управленческий стиль «Советчика» характеризуется компромиссным типом поведения с элементами сотрудничающего типа. Уделяет максимальное внимание человеческому фактору. Деятельность «Советчика» на посту руководителя. как правило, благотворно сказывается на процессе сплочения группы менеджеров и всего коллектива. Он стремится наладить дружеские контакты и сохранить благоприятный микроклимат. При назревании и возникновении конфликтной ситуации берет на себя инициативу в разрешении этических проблем. Умеет расположить к доверительным беседам, снять напряженность. Достигает крупных результатов за счет оптимально подобранного состава рабочей группы, удачного делегирования полномочий. Итак, эффективность деятельности руководителя, его влияние на создание слаженной рабочей команды, предрасположенность к решению задач разного типа обусловлена не только квалификацией, но и индивидуально-типическими личностными характеристиками. Соответствие социотипа менеджера типу задач позволяет вызвать к жизни сильные деловые качества и полностью реализовать себя. А. В. Молодцов вводит понятие «квазисоциотпп» — над- нндивидуальная структура, которая функционирует «подобно» структуре социотипа. С помощью этого понятия можно раскрыть влияние различных культур менеджмента па поведение и формы деловой активности в различных социально-экономических условиях. Индивидуальный характер описывается соцнотипом, надиндивидуальный — квазитипом. Первое — это то, чем люди отличаются друг от друга. Второе — это образование более высокого классификационного уровня, внутри которого люди обладают индивидуально типическими особенностями. (Молодцов А. В., с. 72—73). Наиболее распространенные в мировой практике типы организаторской деятельности — квазитипы «Инспектор», «Поощритель», «Предприниматель», «Мастер». Опираясь на типологию социального поведения М. Вебера, А. В. Молодцов выделяет четыре модели поведения и взаимоотношений и распределение их среди 16 социотипов (Молодцов А. В., с. 80—86). 1. Целерацнональная модель поведения и взаимоотношений («Аналитик», «Предприниматель», «Инспектор», «Оператора). Взаимодействие этой совокупности социотипов будет характеризоваться следующими параметрами. Они будут стремиться к рационализации своей собственной и совместной деятельности. Это проявляется в последовательном упорядочении взаимных интересов и разумном (с их точки зрения) разделении функций, в стремлении к внутренне согласованной и непротиворечивой системе отношений, ориентированной на решение задачи. В такой группе социотипов в целом будет царить спокойная деловая атмосфера, ориентированная в большей мере на решение задачи, а не на межличностные отношения. Это атмосфера без эмоционального делового сотрудничества. Сплоченность и стабильность такой группы управленцев или работников будет обеспечена, если составляющие се индивиды преследуют общие интересы. Избегание конфликтных ситуаций во взаимоотношениях, преобладание черт уклоняющегося стиля поведения — одно из достоинств этой модели отношений. Недостатки заключаются в отсутствии эмоциональной вовлеченности в межличностные отношения, в избегании выяснения отношений, что может приводить к накалу эмоций и разрушительному конфликту. 2. Ценностно-рациональная модель поведения и взаимоотношений («Наставник», «Гуманист», «Энтузиаст», «Хранитель»). Образцом психосоциального функционирования этой группы является ценностно-рациональное действие, для которого характерно подчинение деятельности определенным моральным ценностям. Внутри данной группы менеджеров «Энтузиаст» будет стремиться к доминированию, «Наставник» — привносить в атмосферу группы элементы нестабильности, «Хранитель» — стремиться к стабилизации отношений, «Гуманист» — к их гармонизации. Для достижения совместимости благоприятна атмосфера этой группы, которая характеризуется стабильностью, дружелюбием и взаимопониманием при условии совпадения жизненных ценностей и эмоциональной вовлеченности в избранное дело. Положительное воздействие оказывает своевременная диагностика назревания конфликта, стремление устранить его, способность членов данной команды создать дружелюбную атмосферу, гармонизировать отношения. Разрушить социально-психологическое единство группы может сильная зависимость работоспособности от эмоционального состояния, нежелание работать с партнером, вызывающим антипатию. Совместимости в сфере рабочих взаимодействий может препятствовать оценка качеств партнера не по объективным показателям, а по личному отношению, стирание граней между деловыми и личными отношениями. 3. Аффективная модель поведения и взаимоотношений («Изобретатель», «Дипломат», «Поощритель», «Советчик»), Поведение представителей дайной группы руководителей будет характеризоваться отсутствием жесткой линии, фиксированных принципов взаимоотношений. Поведение каждого члена данной команды в значительной степени непредсказуемо, жизненные позиции неопределены. В силу этих факторов такая группа не может быть работоспособной в течение продолжительного времени. Группа менеджеров, состоящая из аффективных личностей, может весьма успешно справляться с локальными и краткосрочными задачами. Сильная подверженность колебаниям настроения, отсутствие стабилизирующих элементов в группе не позволяет ей достичь психосоциальной целостности. 4. Традиционная модель поведения и взаимоотношений («Посредник», «Лнрпк», «Критик», «Мастер»), Основополагающая характеристика этих социотипбв — ориентация на те образцы поведения, которые закреплены в культурной традиции их социального окружения. В этой руководящей группе возникает спокойная, уравновешенная атмосфера, но слишком вялая для проявления деловой активности. Групповое сплочение обеспечивается благожелательной атмосферой, избеганием конфликтных ситуаций, преданностью своей организации, лояльностью к ее членам. Совместимость данной группы может быть нарушена из-за чрезмерной чувствительности к личным интересам, собственным жизненным планам, а также пои нестабильной экономической ситуации или в условиях жесткой конкуренции. «И если бы мне вновь пришлось пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое- то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может, путем такого постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов, равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях...». Ч. Дарвин. Профессиональное и личностное развитие руководителей должно быть направлено не только на культивирование и совершенствование их природно сильных качеств, но и на уменьшение негативных последствий функционирования слабых сторон психики. Менеджеры-интроверты могут научиться шире смотреть на мир, расширять связи с внешним социумом, конкретнкам желательно развивать качества стратега, духовные и интеллектуальные свойства, объектавикам — учиться чувствовать человека и его интересы, планомерикам — учиться гибкости и подвижности. Только в этом случае управленцам удастся уменьшить стресс в результате столкновения с реалиями деятельности организации и требованиями дайной ситуации. А главное — без активизации слабых сторон своей натуры невозможно создать слаженную и эффективную рабочую группу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|