Глава 5. Взаимодействие руководителем и подчиненных
«Каждый считает, что его работа самая важная. А если дирекция этого не понимает, то она вообще ничего не понимает». П. Л. Капица. Искусство управления включает в себя умение понимать подчиненных и распределять обязанности, заинтересовать людей и правильно расставить их по рабочим местам. В условиях конкуренции важно выжить, а для этого необходимо сотрудничать, налаживать контакты. И. Друкер среди семи ключевых факторов успеха называет настроение и подготовку работников, подготовку и результативность руководства (Сиик Д. С., с. 272). В ближайшие десятилетия па управленческую деятельность будут влиять 11 основных факторов (Вудкок М., Фрэнсис Д., с. 18-20). Три из них прямо или косвенно связаны с познанием тайны человеческих отношений. Менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы работников, сотрудников, способных быстро становиться изобретательными п результативными в совместной деятельности. Требуется более умелое использование людских ресурсов. Руководители должны освоить новые подходы в отношении своих подчиненных, овладеть более современными управленческими приемами. Уже сегодня, а в еще большей степени завтра от менеджеров потребуется наличие таких обязательных навыков, как способность управлять собой и влиять на окружающих, умение обучить и развивать, способность формировать эффективные рабочие группы. И все эти навыки как в фокусе сходятся в способности руководить. Менеджер скован по рукам и ногам, если у него отсутствует хотя бы одно из упомянутых умений, основанных на знании. Слабые навыки руководства, напротив, связаны с низкой эффективностью реализации потенциала работников, с неумением влиять на людей. У плохого управленца роли, функции и обязанности определены нечетко или неверно, организация работы слаба, что не позволяет добиваться практических результатов от подчиненных. Если руководитель не владеет основами социоанализа, он, как правило, затрудняется эффективно обучать, у него не хватает знаний или желания помогать развитию других, объединяться с ними, используя их умение. Одним словом, названный тип менеджера не может создать благоприятный климат, ибо обладает низкой способностью превратить группу в результативный коллектив. А ведь многим руководителям, работающим в обслуживающих подразделениях, в проектных группах, бригадах разработчиков, групп по выработке политики и сбыту продукции, для достижения поставленных целей нужен коллективный подход, который реализуется путем совместных обсуждений, собраний, дискуссий, обмена опытом.
Впрочем, обратимся к мнению управленцев-практиков. Согласно оценке президентов 41 крупных компаний обрабатывающей промышленности Японии иерархия личностных качеств, необходимых для президента, выглядит гак: - беспристрастность, бескорыстность и лояльность (28%); - способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и правильных санкций (24%); - готовность выслушивать мнение других (22%); - личное обаяние (22%); - способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу (20%); - умение четко формулировать цели и установки (17%). (Коно Т., 1987, с. 69). Нетрудно заметить, что практически все названные качества зависят от знания наук, исследующих законы совместной деятельности людей. Подлинный лидер организации способен познать потенциал каждого человека, использовать его с максимальной пользой для индивида и группы, проектировать сферу поведения людей. Это позволяет ему корректировать стиль управления.в зависимости от человека или ситуации.
Поведение руководителя зависит от качества труда работников и эффективности их деятельности. Управление следует рассматривать не как однонаправленное воздействие вышестоящих на нижестоящих в организационной иерархии, а как процесс взаимовлияния руководителя и группы. Действия руководителя опосредованы отношениями между ним и подчиненным, между ним и группой. Управляющего и управляемого разделяет прежде всего социальная дистанция: чем она больше, тем сложнее обеспечить взаимопонимание и психосоциальное единство. Отталкивает, отдаляет людей друг от друга и административно-функциональный, технократический стиль, результатом которого может быть снижение инициативы, творческой самоотдачи, скрытый саботаж. Если же руководитель уважает в подчиненном человеческую личность, то он терпимее будет относиться к его недостаткам, легче заметит то, что объединяет и сплачивает. Холодно-официальный, казенный стиль общения снижает производительность труда, особенно в тех сферах, где человеческие отношения неразрывно связаны с профессиональными обязанностями. Первый признак здоровой организации — эффективный набор и селекция. Благодаря этому, люди хорошо работают совместно, быстро формируют плодотворные рабочие группы. Между группами вполне нормальны конкурентные отношения, но в трудовом цикле они вполне дополняют друг друга и межгрупповое сотрудничество разрешается в конструктивном духе. В зрелой организации группы формируются по интересам, но их цели в основном и главном совпадают с целями всего коллектива. Поэтому вполне естественно возникает сотрудничество, а задачи организации воспринимаются как личные. Любое дело начинается с формирования команды. Наиболее эффективный путь — тог, который основан на социодиагностике. Но начинать желательно с устной беседы или письменного опроса, цель которых — выявление субъективных склонностей к тому или иному занятию в рамках данной организации. В зависимости от цели совместной деятельности предпочтительными бывают либо однородность, либо разнородность группы. Так в спортивной команде важно, чтобы все имели примерно равный уровень мастерства. У каждого есть свой «конек», но каждый должен быть квалифцированным спортсменом. В этом отношении степень подобия между людьми, однородность группы должна быть достаточно высока. С другой стороны, скажем, у одного футболиста высокая скорость, у другого — силовая манера ведения игры, у третьего — умение обыграть нескольких соперников, у четвертого — хорошо поставленный удар, пятый — прекрасный диспетчер, то есть организатор атак, шестой — незаменим при отборе мяча, в защите. В этом смысле спортсмены дополняют друга друга и контраст, различие между ними составляют условие создания сильной команды. Успешная деятельность предполагает такое взаимодополнение, которое основано на комбинации сходства и различия.
Подбор элементов системы можно начинать только после установления ее основных целей и функций. Прогнозы социологов говорят о том, что будет набирать силу тенденция ко все большей разнородности рабочей силы. Миграция трудовых ресурсов увеличилась на территории бывшего СССР, по данный процесс идет во всем мире. Люди различных культур неизбежно будут вынуждены работать под крышей одной организации. Следовательно, вероятность личностных конфликтов будет возрастать. Соответственно, будет расти спрос па умение правильно подбирать людей, компоновать слаженную команду и осуществлять эффективную расстановку рабочей силы. При выборе партнеров по трудовой деятельности мы стремимся быть в своей социальной среде, в кругу людей, похожих на нас. Руководители подсознательно подбирают работников, обладающих тождественными с ними качествами. Такие люди имеют больше шансов подняться затем на следующую ступень иерархии организации. Вклад «инакомыслящих», «белых ворон» недооценивается, хотя без них любая группа неизбежно «хромает па одну ногу». Такая ситуация типичная, не только из-за социальных традиций и пережитков, разделяющих мир на «своих» и «чужих», но и из- за незнания типологической структуры социума. Социум расчленен на 10 основных типов личности и, значит, у одних будут новые идеи, у других — материальные возможности для их воплощения. Стабильная конкурентоспособность возможна только при соединении этих разнородных групп способностей и сил в единую команду.
«Кто хорош па первой роли, никуда не годен на второй». Д. В. Суворов. Вопрос эффективной расстановки кадров остро стоит перед управленцами всех уровней. Сплошь и рядом еще встречаются случаи, когда работник силен в выдвижении идей, в конструировании новых образцов, а в «интересах дела» его заставляют решать организационные вопросы. Когда я служил в армии, комбат часто говорил солдатам: «Чтобы научиться командовать, надо научиться подчиняться». На самом деле, это разные умения и разные способности. Одномоментно невозможно принимать самостоятельные решения и быть в то же время скрупулезным исполнителем чужой воли. Хорошо подчиняться — значит исполнять решение, принятые другими. Хорошо командовать — значит взять на себя ответственность и отдать приказ. Способность следовать чьим-либо указаниям и исполнительность являются скорее препятствием для выполнения руководящих функций, для которых необходима внутренняя независимость, инициативность, желание и умение вести за собой других. Подобрать квалифицированных сотрудников — это меньше, чем полдела. Важно их правильно расположить на рабочих местах. Иначе получится как у Л. Райкина: «Сила в словах у тебя есть, но ты не знаешь, как их расставить». Незнание человеческого материала, с которым работаешь, интегрального типа отношений в рабочей группе может привести к печальным результатам. Вполне вероятна ситуация, когда менталитет лидера не совпадает с преобладающим менталитетом его подчиненных. Менеджер если и может сплотить такой коллектив, то против себя. Люди отторгнут такого руководителя как организм отвергает чужеродную ткань. Обширные социологические данные свидетельствуют о том, что слепое подчинение власти является скорее исключением, чем правилом. Небольшие группы лояльных работников зачастую ставят на первый план свои собственные цели, а не цели начальства. Имея поддержку других людей, они готовы оказывать сопротивление власти. Это часто становится причиной конфликта в организации. Само же бездумное подчинение любым приказам обусловлено деперсонализацией отношении между людьми, отчуждением людей друг от друга и от результатов их деятельности (Смелзер Н., 1994, с. 187). Мнение людей о недостатках в организации часто скрывается под эмоциональными оболочками. Недовольство отдельных работников методами принятия решений руководителем, постановкой конкретной задачи, стилем его работы, выражается внешне в форме замечаний о его внешности, о манере говорить, вести себя, недовольства его сугубо личными качествами. Эффективный менеджер за субъективными высказываниями подчиненных умеет увидеть объективные управленческие просчеты. «Вы правы, господин директор. Я вас ненавижу, но я профессиональный работник и не разрешаю моим чувствам вмешиваться в мою деятельность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|