Взаимодействие руководителя и подчиненного: учет особенностей элементарных типов
Знание возможностей человеческих типов позволяет руководителю самостоятельно и правильно подбирать работников, а если по каким-то причинам, ему навязали кого-то, то качества и нейтрализует слабые. Знание достоинств и недостатков подчиненных способствует систематической оценке сотрудников и осознанию их потенциала Такой менеджер умело обучает, может формировать из «сырого» материала квалифицированных работников. Малокомпетентный руководитель считает излишним для себя выяснение сильных и слабых сторон подчиненных и сотрудников, его оценки часто ошибочны. Неумение развивать и обучать других взаимосвязано с нежеланием заниматься саморазвитием. Поэтому такой тип управленца сам превращается в проблему для своих подчиненных. Чтобы хороню знать собственный стиль руководства, анализировать свои слабости и достоинства, надо обратиться к инструментарию и методикам социологии, социальной психологии, социоанализа. Без знания основ этих дисциплин вряд ли можно добиться от людей всего, что они могут дать, создать позитивную рабочую атмосферу или поменять стиль управления в зависимости от состава коллектива или ситуации. Любой менеджер должен зарнаее знать типологические черты управляемых. Предотвратить или разрешить конфликт можно, если принять во внимание, что планомерпки обычно уверены в своей правоте, а порою нетерпимы к чужому мнению (особенно в первые моменты разногласий). Это объективно существующая слабость, с которой надо считаться. Другое специфическое качество планомериков — отождествлять полезную деятельность и активность. Поручая какое-либо задание работнику данного тп-па, следует ожидать, что он постарается как можно быстрее его выполнить. Его решительность не всегда сочетается с качеством работы и действительным разрешением проблемы. Ему важнее, чтобы дело не мозолило глаза.
Американские специалисты по юнговской типологии пишут, что поводом для стресса у планомериков могут послужить служебные задания необязательного, расплывчатого характера, или же собственные удачные решения, не нашедшие применения. Рабочий день, полный «пожарных ситуаций» и неожиданностей, без возможности сориентироваться, перестроиться, закончить начатое — это уже головная боль для планомерика, которая в конце концов может вызвать у него раздражение на окружающих. Все это может привести к тому, что в стресс оказываются вовлеченными все. (Крегер О., Тьюсон Дж. М., с. 353). Факторы, вызывающие стресс у планомериков, выполняют стимулирующую роль для спонтаника. Последние активизируются новизной, разнообразием. Выше мы уже отметили, что именно спонтаннки лучше справляются с экстремальными ситуациями. Поэтому одинаковый подход к двум группам работников неэффективен. Поручая какое-либо задание субъективикам желательно быть готовым к тому, что многие из них будут склонны уходить от решения сложных проблем, сглаживать и затушевывать конфликты. Порою важно принять непопулярные меры, когда не будет единства мнений и интересов, зато есть победители и проигравшие. Чувствительность субъективиков к чужим переживаниям может помешать им сделать то, что жизненно важно для организации. Там, где нужно отбросить эмоции и обеспечить прибыль, преимущество обычно у объективиков. Если организация имеет торговый профиль или работа предполагает постоянное общение с клиентами, то важно обеспечить перевес субъективиков. Объективики держатся часто подчеркнуто холодно, кажутся бездушными людьми, что отвращает определенную часть клиентов, а некоторые только из-за мнимой черствости продавца обходят стороной магазин или отказываются от покупки.
Контактируя с подчиненным-антиподом, будь он объективик или субъективик, для улучшения атмосферы нужно обмениваться мыслями и взглядами, что помогает обогатить одностороннюю точку зрения менеджера или рядового исполнителя. Большинство руководителей—объективики и они склонны взять на вооружение социоанализ. Расчленение организации па социотипы — объективная данность, которая охотно усваивается рациональным умом начальников и подчиненных. От объективиков нельзя ожидать открытых эмоциональных проявлений (хотя развитие слабых функций полезно и нужно). Дело в том, что в длительных состояниях возбужденности для объективнка скрыта опасность стресса. Им нужна подсказка, где и когда выражение чувств уместно. В экстремальной ситуации важно также сохранить высокую работоспособность конкретиков и абстрактиков Конкретику нужно поручить четкое задание, дать возможность выразить себя в конкретном деле, связанном с осязаемыми результатами В свою очередь, абстрактнку важно предоставить творческую свободу, не слишком связывая его конкретными заданиями и сроками. В деловых контактах с конкретиком менеджеру лучше всего опираться на факты, а не на отвлеченные рассуждения. Гармонизация отношений с абстрактиком предполагает обратное обращение к теориям, концепциям, общим положениям, абстрактным темам. Руководитель с доминирующим типом логической культуры (ориентацией на объективные ценности) не в состоянии добиться наивысшей отдачи от группы сотрудников, приверженных в большей степени этическим, субъективным ценностям. Речь не идет о хороше и плохой культуре. В одних условиях подходит эмоциональный тип поведения, в других — рассудительный. Но попытки перестроить органичный тип культуры сотрудников или принят чуждый личности управленца стиль, как правило, малоэффективны и даже вредны. Естественно, к разным сотрудникам можно поворачиваться разными гранями, но изменить человеческую сущность нельзя. Недоразумения и разногласия в отношениях между управлящими и управляемыми нередко проистекают от нетерпимости к личностным различиям. Сегодня, имея на вооружении соцноанализ и типоведение, менеджеру можно сэкономить массу физической и нервной энергии, которую по неведению расходовали и расходуют на бесплодную войну с индивидуальными вкусами, личностными предпочтениями и методами работы, а они, как выяснилось, в целом не влияют на результативность работы и связаны с природно обусловленными чертами психики. Освободившиеся силы можно направить на организацию оптимальной коммуникативной среды как для удобства управленца, так и для повышения производительности труда рядовых работников. Для этого не обязательно требовать от исполнителя универсальных умений и навыков, а достаточно компенсировать слабости организации, принимая на работу представителей таких элементарных типов, которые являются дефицитом в данной группе.
Фермент многообразия — резерв, который не используется во многих организациях. «Поскольку статистика свидетельствует, что в процессе найма психологические типы склонны к «воспроизводству» себе подобных — люди предпочитают брать на работу тех, кто на них похож, а не наоборот, — го на отделе кадров лежит обязанность во всех отношениях мыслить в категориях противоположности и различия. пол, раса, возраст, научная квалификация, психологический тип и т. д.». (Крегер О, Тьюсон Дж. М, с 195) Приветствуя такую установку, невольно вспоминаешь доми пирующую во многих местах практику приема только лип из своего клана, района, своей республики, национальности, одного пола, жесткие возрастные и прочие ограничения. Руководитель любого ранга, делающий ставку исключительно на «своих», снижает социальную и психологическую базу своей поддержки и фактически рубит сук, на котором сидит. А главное состоит в том, что организация становится ограниченной и малоэффективной. Подбором работников часто занимаются социотипы «Оператор» и «Инспектор». Они объективики и это позволяет им сохранять непредвзятость. Продолжением их достоинств выступают недостатки: будучи конкретиками-объективиками, они сравнительно плохо разбираются в людях, часто ошибаются в оценке их потенциальных возможностей.
Отталкиваясь от знания обобщенных типов в структуре организации, можно выявить интегральный стиль отношений и на этой основе принимать новых людей вполне осознанно, четко представляя, какое место в рабочей команде им подходит, какая функция будет ими выполняться лучше и с меньшим напряжением сил и как впишутся они в коллектив. Работники кадровых служб и руководители, не владеющие основами социоанализа, формируют, как правило, однородные команды с ограниченными возможностями. Иногда могут набираться преимущественно противоположные и дополняющие социотипы, но чаще — тождественные по основным характеристикам люди. Если условия благоприятны и стабильны, стандартная по набору социотнпов группа может добиться определенных успехов. Но однобокие команды работников плохо адаптируются к изменившимся условиям, они изначально негибки, неустойчивы, а часто и недолговечны. Социодиагностика — это не определение профпригодности, не измерение квалификации, способностей, интеллекта, знании или умений. Социодиагностика — это изучение объективной социально-психологической структуры личности, которая определяет потенциальную предрасположенность к тем или иным занятиям, а также совместимость с преобладающим типом группы или с деловым партнером. Искажение этого факта может привести к возникновению новой формы дискриминации при найме рабочей силы или продвижении по служебной лестнице. Социотип — это самая общая характеристика природно сильных и слабых сторон психики, а не оценка уровня развития или квалификации, позволяющая аттестовать работника. Типология личности позволяет конструктивно распределить функции, расставить людей по рабочим местам, сформировать сплоченные и работоспособные группы, эффект совместимости которых позволяет превратить недостатки отдельных индивидов в достоинства. А познание закономерностей взаимодействий между социотипамн дает возможность на деле обеспечить высокую производительность труда, а также физический и психологический комфорт в рабочей группе. Однако, при равенстве основных данных, определение социотипа может выступить в качестве одного из критериев при трудоустройстве, перемещении или увольнении. Необходимое условие — соблюдение моральных и юридических норм, не допускающих ущемления интересов отдельных людей из субъективных соображений. В конечном итоге, опора на объективное знание личности выгодна самому работнику. Человек обладает зачатками, задатками, предпосылками для овладения большинством видов специальностей, но чрезмерное напряжение на определенных рабочих местах пагубно сказывается на здоровье и настроении.
Наличие в организации представителей всех социотипов делает ее потенциально универсальным образованием. Неожиданности и нестандартные ситуации для такого коллектива не страшны (если каждый занимается своим делом и его возможности эффективно используются). В этом случае облегчаются контакты с социальными группами из внешнего социума, ибо все основные «языки» человеческого общения освоены данной организацией и поиск клиентов, заказчиков, рынков сбыта товаров существенно упрощается. Никак нельзя соглашаться с американскими учеными, которые пишут, что «...подобная группа станет даже недееспособной. Проблема в том, что по основным вопросам обнаружится столь мало согласия, что принять решение будет почти невозможно». (Крегер О., Тьюсон Дж. М., с 182—183). Очевидно, эти авторы не знакомы с теорией интертипных отношений. Вместе с тем они верно отмечают, что разнообразие, доведенное до максимума, может превратиться в недостаток, Социоанализ в этом случае прежде всего выясняет, для какой цели создается та или иная рабочая команда, из каких микро- групп она состоит. Компании и фирмы в большинстве своем страдают от однообразия своего состава. Первая трудность заключается в том, что соответствие уровня квалификации требованиям рабочего места не всегда сочетается с нужной данной организации типологической принадлежностью. В первую очередь набирают специалистов, о социально-психологической структуре задумываются редко. Кадровые службы редко имеют установку на человеческое разнообразие при найме на работу. Вторая трудность — в том, что собрать представителей всех социотипов редко удается, а для малых предприятий это вообще недостижимая задача. И, наконец, еще одна оговорка. Человек не равняется выполняемой функции, но он не равен и социотипу. Уровень образования, общего развития, пол, возраст, стаж работы, потенциальные способности — все это неизбежно приходится учитывать при подборе люден. Типологическое разнообразие — не единственный критерий и он не должен быть абсолютным. Иметь максимальное количество социотипов — полдела. Вторая и главная сторона — реально привлечь всех участников к постановке задачи, к выработке и выполнению решений. Если решения принимает только одна группа социотипов, то для других групп они могут показаться неинтересными, неважными, слишком простыми или чересчур сложными. Безразличие к целям организации, апатия или снижение трудовой отдачи — такие следствия вполне вероятны даже тогда, когда люди находятся на своих местах, но форма и содержание провозглашенных задач не приспособлены к индивидуальным особенностям людей и не стимулируют рабочую активность «Кто виноват в крушении поезда? Виноват стрелочник, ибо он не. на своем месте. Виноват начальник дороги. но вина его не в том, что он лично не осматривал путей, а в том, что держал стрелочника, не имеющего или не желающего качественно выполнять свое дело». Из советской печати.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|