Е) Аналитическое и синтетическое чтение.
Аналитическое и синтетическое чтение различают по особенностям перцептивной деятельности учащихся в процессе данной речевой деятельности. Эта деятельность может носить детализирующий или целостный характер. Детализирующе (или аналитически) и целостно (или синтетически) человек может воспринимать и языковую форму, и содержание текста. Очень распространенной является точка зрения раскрытия смыслового содержания читаемого при помощи анализа и перевода. Аналитическое чтение характеризуется, по мнению автора, четырьмя стадиями, а именно: a. осознанием основной мысли прочитанного и выражением ее путем перевода или пересказа текста на родном языке учащихся; b. членением текста на смысловые единицы и понимаем его деталей, исходящего из первичного понимания смысла прочитанного; c. адекватным пониманием текста и возможностью его литературного перевода; d. беспереводным пониманием читаемого. Рассматривая аналитическое и синтетическое чтение, следует помнить, что различие между этими двумя видами чтения носит психологический характер и идет именно по линии восприятия текста. Причем мы гораздо чаще имеем дело с синтетическим чтением, нежели с аналитическим. Процесс чтения, как и процесс речи, проходит три фазы восприятия: первичный синтез, анализ и вторичный синтез. В первый момент восприятия у учащихся под влиянием объективных раздражителей, в данном случае графических знаков текста, возникают зрительные, двигательные и слуховые ощущения. Одновременно учащийся пытается синтезировать эти ощущения, исходя из круга своих мыслей, из отношения к тому, что написано, опирается на знание им языковых единиц. Аналитическое и синтетическое чтение связаны между собой как единый процесс, в котором одно подготавливает другое. Раньше считалось, что аналитическое чтение готовит синтетическое. Привязанность аналитического чтения к начальному этапу обучения, а синтетического - к среднему этапу, по утверждению Клычниковой, неверна. Так как, если исходить из психологической природы восприятия при чтении, то синтетическое чтение может вполне иметь место и на начальном этапе обучения. В то же время аналитическое чтение не есть достояние только начального этапа - оно вполне применимо и на этапе обучения.
Необходимо отметить следующие положения, общие для данных двух видов чтения: 1. Аналитическое чтение строится на разных этапах обучения по-разному. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся и их знаниями. Содержание и языковой материал текстов, количество привлекаемых к анализу грамматических, лексических, фонетических и стилистических явлений, объем анализируемых текстов изменяются и усложняются при переводе учащихся из класса в класс. 2. Аналитическое чтение связанных текстов может являться одним из способов введения нового материала. Как известно, сила впечатления, влияющая на запоминание, зависит от: · новизны материала; · интереса или чувства, соединяемого с ним; · подробного и отчетливого понимания его качества и составных частей. Все эти три компонента могут присутствовать при ознакомлении с новым словом в процессе аналитического чтения. 3. Аналитическое чтение приучает учащихся активно пользоваться своими знаниями по грамматике и лексике, так как в ходе его учащиеся убеждаются, что понимание текста может быть достигнуто через анализ языковой формы. 4. Аналитическое чтение обеспечивает хорошее закреплениематериала. 5. Для проведения синтетического чтения в свою очередь необходимо, чтобы учащиеся твердо знали пройденный грамматический материал, лексику, владели механизмом чтения, обладали привычкой распознавать значение неизученных слов.
6. Развитие навыков синтетического чтения требует интенсивного самостоятельного чтения, сочетающегося с аналитической работой в классе над отдельными частями текста, заданного на дом. 7. Важным условием успешности обучения синтетическому чтению является сам текст, который должен быть содержательным, доступным для учащихся, соответствовать их возрастным интересам. 8. На разных этапах обучения место синтетического чтения и методика его проведения должны меняться. На средних этапах синтетическое чтение в классе почти отсутствует. Преобладающим видом чтения становится домашнее синтетическое чтение. . Синтетическому чтению должны предшествовать беседы учителя, создающие психологическую направленность и заинтересованность учащегося .В процессе контроля синтетического чтения учитель должен проверить: ü факт прочтения текста; ü степень понимания прочитанного. 11.При организации синтетического чтения возможна работа над материалом, общим для всех или различным для каждого учащегося. .Синтетическое чтение при хорошо построенной методике обучения дает богатейший материал для развития навыков устной речи. Следует заметить при рассмотрении аналитического и синтетического чтения, что наибольшего успеха в обучении чтению достигают те учителя, которые с самого начала используют домашнее синтетическое чтение, причем относятся очень серьезно к подбору материала, который должен по степени трудности соответствовать уровню знаний и умений учащихся, в противном случае синтетическое чтение превратится в аналитическое, и весь педагогический эффект синтетического чтения будет нарушен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|