В) Структурная и содержательная характеристики текстов, увеличивающие различные виды устной работы
Речь всегда обращена к конкретному участнику разговора. Оформить обращенность речи помогают различные обращения, устойчивые обороты, клише, которые употребляются в речи. Текст в учебнике, статья, доклад, параграф, лекция характеризуются наличием трех частей: вступления, основной части, заключения. Вступление помогает читающему подготовиться к восприятию основного содержания, увидеть основной тезис, который будет развернут в тексте. В основной части излагается основное содержание. При этом соблюдается строгая логическая организация материала, последовательность в развитии мысли, доказательность положений, связанность всех-высказываний в единое смысловое целое. Особое значение для главной части приобретают тезис, аргумент, демонстрация, иллюстрация. Заключение подводит итог развертыванию главного тезиса, обобщает сказанное, написанное. Кроме определения понятия, которому в текстах очень часто соответствует объяснение понятия, имеющее усложненную структуру и более пространное описание понятия, наиболее употребительными, сходными с ним средствами раскрытия содержания понятий является: · указание - разъяснение слова путем перечисления предметов, явлений, называемых этим словом; · описание - выделение внешних признаков предмета, явления, события; · характеристика - раскрытие наиболее выдающихся признаков, явлений; · пояснение - раскрытие какой-либо части понятия с определенной целью; · сравнение - пояснение одного понятия другим, более знакомым", ясным. а) Повествование (сообщение). В повествовании фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке временной последовательности отражаемых в речи сложных событий, их частей.
Структурными связями повествования являются: · прямая хронология, · обратная хронология, · прямая хронология с отступлениями. Сообщение может содержать информацию о каком-либо сообщении, эксперименте. В нем выделяются констатирующие части текста, содержащие только факты и комментирующие содержание уточнения, объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. B) Описание - развертывание основной мысли, главного тезиса В описании фразы объединяются общей темой и следуют одна за другой в порядке структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления или повторяющегося объекта. ) Рассуждение предполагает строго логическое развертывание главного содержания в тексте высказывание. В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения: - доказательство или опровержение: а) от посылок, фактов к выводу, б) от тезиса к аргументам и от них к выводу; - познавательное движение: а) от явления к сущности, б) от фиксирования изменений к анализу их причин, в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явления к изучению его количественных параметров, г) от элементов к их связям, д) от установления закона его содержания к раскрытию форм проявления его в различных условиях; - движение от конкретного к абстрактному и наоборот. В тексте часто можно встретить совмещение различных видов развертывания основной мысли: определения (объяснения), описания (характеристики), повествования (сообщения) и рассуждения. В описательных текстах встречаются рассуждения, в рассуждениях -описания. Ключевые слова - это слова, наиболее существенные для раскрытия темы, обозначающие основные понятия в той или иной предметной области. Их знание позволяет быстро ориентироваться в тексте, находи необходимую информацию, воспринимать и усваивать смысл целой фразы, абзаца, текста в процессе чтения.
Текст содержит систему языковых средств, функционирующую в связанных между собой предложениях текста. А) выписки - наиболее распространенный вид работы над учебной, научной литературой. Они фиксируют для дальнейшего использования нужные важные места из учебника, книги, журнальной статьи, брошюры, текста. Обычно выписывают отдельные положения, факты, цифровой, другой фактический и иллюстрированный материал. Б) тезисы - вид записи при чтении, позволяющий обобщить материал, изложит его суть в кратких формулировках, раскрывающих все произведение. Тезисы могут быть простыми и краткими (включать только основные положения), а также сложными и полными (включать кроме основных, второстепенные положения). Они должны вытекать один из другого. Часть текстов может записываться в виде цитат. Основой для составления текстов является логико-структурная схема текста. В) умозаключение - это выводы, полученные из одного или нескольких суждений, то есть логические действия над отдельными мыслями. В чистом виде умозаключения присутствуют в тексте крайне редко. Читая, мы постоянно приходим к умозаключениям - выводам различных видов, которые являются продуктами этого вида деятельности [16; 308]. беспереводный чтение английский текст ГЛАВА 2. Методика обучения беспереводному чтению на английском языке в восьмых классах
Содержание и условия учебной экспериментальной работы Основным способом и средством достижения конечных целей обучения иностранному языку является учебная иноязычная деятельность, осуществляемая главным образом на уроке. Вот почему изучив различные классификации видов чтения, разработанные методистами и психологами, сделав собственные выводы, убедившись в неоспоримой значимости чтения, как вида речевой деятельности, а, кроме того, в эффективности комплексного обучения речевым умениям, в частности, тесной связи чтения и устной речи, была проведена учебная экспериментальная работа в 8 классе для практического применения полученных знаний и умений.
Вследствие того, что времени, отведенного на эксперимент - 5 уроков - было недостаточно для развития всех видов чтения, как-то: просмотрового, поискового, ознакомительного и изучающего, - целью работы было развитие и контроль навыков последнего, а именно изучающего чтения, задачей которого является максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысливание, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста, с использованием всех видов речевой деятельности: аудирования, письма, говорения на основе неподготовленной речи. Эксперимент проводился в 8 классе гимназии №39 города Махачкалы с участием двух групп: контрольной и экспериментальной, в каждую из которых входило по семь человек. Материал эксперимента вводился преподавателем английского языка в данных группах. В качестве материала использовались текст, карточки. Предполагается, что для изучающего чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного типа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении. В связи с этим учащимся был предложен для «изучения» рассказ из серии текстов о знаменитых американцах - "Famous Americans", Unit9, exercise1 - "The first female physician", взятый из журнала «Иностранные языки в школе», №3 за 1999 год, о молодой девушке - англичанке, Элизабет Блэквелл, эмигрировавшей в Америку в начале XIXвека, преодолевшей многочисленные трудности, решив стать врачом, так как в середине XIXвека женщине было почти невозможно им стать; о сильной личности, ставшей не только первой женщиной-врачом, но и основавшей первую больницу для женщин и детей в Америке, а кроме того первое медицинское училище для женщин. Кроме того, материал для эксперимента был разработан с ориентировкой на вторую главу данной работы «Методика работы с различными видами чтения». Группам было предложено не только ознакомится с текстом, но и выполнить серию упражнений, сначала способствующих расширению их лексического запаса и развитию языковой догадки, формированию навыков прогнозирования содержания текста; затем задания, ориентирующие на выделение смысловых вех в тексте и установление смысловой связи между единоличными фактами текста. В завершении работы испытуемым были предложены упражнения, контролирующие понимание основного содержания, функций текста и умение выражать одиночное суждения о прочитанном.
До проведения эксперимента степень подготовки учащихся обеих групп 82 класса находился приблизительно на одинаковом уровне, они в большей или меньшей степени владели навыками изучающего чтения. Но имелись трудности с высказыванием собственного мнения по поводу прочитанного, боязнь отступить от контекста, и лексическая содержательность высказываний была достаточно ограничена, поэтому материал, разработанный для эксперимента, был нацелен на устранение данных недостатков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|