Содержание организованной деятельности детей
Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. Деревня Дымково Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом, Голубые дали. И село большое Дымково назвали. Народное творчество – Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. 2. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Мы познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы, В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! В. Феофанов – В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим. – Рассмотрите игрушки олень, индюк, барышня, конь. У этого оленя золотые рога. Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень. – Краше всех индюк. Вот индюк нарядный. Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок. Да алеет гребешок. – Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Посмотри, как хороша Эта девица-душа. Щечки алые горят, Удивительный наряд. – Даже кони приобрели яркий наряд. Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. – Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры. ) Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой. ) А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски. ) Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково? Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них – это свистульки.
Рассмотрите игрушки и послушайте стихи. Вятка вздрогнула от свиста, Всяк свисток к губам прижал. И пошла базаром сказка – Родился в веселый час Вятский праздник – «Свистопляска», Город весь пустился в пляс! Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. – Много разнообразных узоров дымковской росписи. Как одним словом можно назвать узоры? (Геометрические. ) Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др. ) Какие цвета любят мастера Дымково? (Яркие, нарядные: красный, алый, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый. ) Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Барашек-свисток. Левый рог – завиток, Правый рог – завиток, На груди – цветок. – Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами. Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца. ) 3. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…». – Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…». (Читает стихотворение. ) Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление. ) Какие картины вы представили? Можем ли мы предположить, как Нудит – от глагола «нудеть», то есть говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь. Пуще – больше, сильнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|