Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурные проблемы инновационной деятельности учителя




Теория и практика нововведений показывают, что инновации не замкнуты в сфере человеческой деятельности, они носят все- общий характер. Поэтому механизмы возникновения и восприим­чивости инноваций не могут найти исчерпывающего объяснения в рамках тех или иных специализированных форм знаний: в тех­нических науках, в экономических исследованиях и т.д.

Всеобщий характер инноваций требует изучения субъектов ин­новаций от единичного работника до общества в его целостнос­ти, от человека, формирующего инновации в своей собственной деятельности, до общественного воспроизводства в целом. Одним из важных аспектов исследования выступает человек - субъект инноваций. Человек всегда находится между стремлением форми­ровать инновации, изменять, совершенствовать свою деятельность, свои отношения и т.д. и страхом перед инновациями, их деструк­тивными последствиями. В этой связи определенное значение при­обретает изучение потребностей в инновациях, которые являют­ся содержанием унаследованной каждой личностью культуры. Воз­никает необходимость выявления этих потребностей, их характе­ра, направленности и т.д.

Инновации, по мнению А.С.Ахиезера, существенно отличаются друг от друга по своим масштабам и направленности, по воздей­ствию на человека, по отношению к ним субъекта, они несут раз­ные функции в разных социальных процессах. Существуют разные типы общественных отношений, отличаюищеся различными тре­бованиями к инновациям. При простом типе отношений возника­ет стремление достичь единства субъекта и объекта, единства ус­ловий, средств и целей на основе сохранения сложившихся обще-


ственных отношений, культуры, желания избежать существенных инноваций. В этом типе существенная инновация выступает как нечто негативное и, следовательно, порождает стремление ее от­торгнуть.

Дяя творческого типа отношений характерно стремление дос­тигнуть единства субъекта и объекта, условий, средств, целей на основе потока прогрессивных инноваций.

Возможен также и деструктивный тип отношений, для которо­го характерно противостояние инновациям, преобладание нега­тивных инноваций над позитивными.

Категории субъекта, объекта, субъект-субъектных отношений
являются общеметодологической основой для анализа механизма
развития инновационных отношений. Все эти категории должны
конкретизироваться. ^

Принципиальное значение имеет вопрос о субъектах иннова­ций. Субъект — это человек, познаюищй и преобразующий окру-жаюш^1й мир, обладающий сознанием и волей, способный действо­вать целенаправленно.

К.А.Абульханова-Славская, рассматривая механизмы становле­ния личности в процессе деятельности и общения, подчеркивает, что становление личности субъектом деятельности, происходит как в процессе овладения ею общественно-историческими фор­мами деятельности, так и в организации своей активности. «Орга­низация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с актив­ностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую харак­теристику личности как субъекта деятельности. Они вьывляют лич­ностный способ регуляции деятельности, психологические каче­ства, необходимые для ее осуществления» [2].

Личность как субъект деятельности проявляется в саморегуля­ции, которая обеспечивает актуализацию психических возможно­стей, компенсацию недостатков, регуляцию индивидуальных, со­стояний в связи с задачами и событиями деятельности. Включе­ние в деятельность требует от субъекта расчета сил на весь период деятельности, особенно на непредвиденные трудности, неожидан­ности и т.д.

Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возмож­ностей и недостатков) согласует систему своих личностных ка­честв (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требований решаемой задачи. Таким образом, по мнению КААбульхановой-Славской, позицию субъекта можно рассматри­вать как комплексную характеристику психологических режимов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, от­ношением субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой — с другой, объективной динамикой деятельности (ее со­бытиями и фрагментами) — с третьей [2, с. 158].

В зависимости от опыта субъект обладает большей или мень­шей способностью прогнозировать наступление собьпий. В спою

?5


очередь, такой прогноз преобразует его внутреннее состояние: чгувство неуверенности перед неожиданным наступлением собы­тий сменяется состоянием готовности к любым неожиданностям.

Личности как субъекту деятельности свойственны и такие осо­бые индивидуальные способности, как способность к организации времени, способность программировать свою будущую деятель­ность, предвидеть ее события, устанавливать для себя оптимальные режимы активности и пассивности, определять ритмы деятельно­сти.

АИ.Пригожин отмечает, что главная характеристика субъекта инноваций - это его деятельное самосознание, т.е. понимание сво­ей личной инициативы как субъективно возможной и обществен­но принимаемой основы собственного существования. Автор пред­ставляет субъектность как единство целеполагания и целеосуще-ствления в одном лице. Субъект есть деятель, способный к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъек­тов, к выработкел собственных целей и средств для их достижения. Его отличает уверенность, т.е. возможность и желание самому оп­ределять свою судьбу, образ жизни, стремление раздвигать рамки реальной независимости и компетентности. Одновременно субъект есть носитель и автор вклада в какую-либо совместную деятельность, партнер в межсубъектных отношениях.

Такому пониманию субъекта АИ.Пригожин противопоставляет зависимого исполнителя («приказчика»), получающего свою ком­петентность от других и реализующего ее в заданном объеме и режиме.

Учитель как субъект инновационной деятельности и ее органи­затор вступает с другими членами педагогического сообщества в процесс создания, использования и распространения новшества, он обсуждает содержание нововведения и те изменения, которые могут произойти в предметах, сознании, обычаях, традициях и др.

Эти отношения в процессе совместной деятельности и межлич­ностного психического взаимоотражения формируют социально-психологические отношения, пронизывают функциональные, организационные, экономические и другие отношения. Социаль­но-психологические отношения выступают и как интегративный, стимулирующий фактор, преломляющийся в совместной деятель­ности.

Индивидуализированное отношение субъектов инноваций друг к другу, к содержанию инновации и порождаемым изменениям может проявиться в действиях, суждениях, представлениях, настро­ениях, ожиданиях, представляет собой специфический сплав со­знательного и бессознательного, рационального и эмоционально­го, систематизированного и бессистемного. Это отношение актив­но влияет на процесс становления нового, выполняя различные функции: инициатора нововведения, препятствия на его пути и т.п. Индивидуализированное отношение субъектов к нововведению содержит в себе «в свернутом виде» групповое отношение. После-


днее не может быть рассмотрено в виде простой суммы отноше­ний людей, а представляет собой сложное интегративное образо­вание, результат взаимодействия, взаимовлияния и взаимоотраже­ния участников нововведения. Каждый человек формирует, посто­янно воспроизводит эти отношения как субъект инноваций. Мож­но предположить, что каждый акт социализации, освоения любой формы реальности есть для соответствующей личности иннова­ционный акт. Социальное взаимодействие обеспечивает актуали­зацию инновационной культуры личности, так как вне его культу­ра выступает лишь потенциальной возможностью инновационной деятельности.

Уровень развития культуры зависит от степени заинтересован­ности общества в развитии инновационного потенциала каждого члена, когда индивидуальность не нивелируется, а активно разви­вается. «Кризис культуры, - отмечает Л.Н.Коган, - начинается там и тогда, где и когда общие нормы культуры подавляют и ограни­чивают развитие индивидуальности, превращают человека в «стад­ного» индивида, в конформиста» [58, с. 177].

К.ААбульханова-Славская обращает внимание на особую остро­ту развития творческой личности человека: «...как и почему инди­вид не только развивается на основе объективированной сущнос­ти человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, то есть становится субъектом исторического творчества» [1, C.34].

Согласно Н.СЗлобину, культура - это творческая, созидательная деятельность человека - как прошлая, зафиксированная, опредме-ченная в культурных ценностях, так и прежде всего настоящая, основанная на распредмечивании этих ценностей, т.е. превраща­ющая богатство человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей, воплошдющееся в универсальном освоении, пе­реработке деятельности и самого человека.

Инновации всегда сопровождают педагогическую деятельность. Формы, способы и сферы проявления творческих начал в педаго­гической деятельности неразрывно связаны с формированием педагогической культуры [50].

Подчеркивая творческую природу педагогической культуры, один из авторов книги писал: «Культура — это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотвор­чества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не пере­черкивает, не отрицает предшествующий пласт культуры» [Иб, C.13].

Развитие сложности и динамичности общества неуклонно рас­ширяет и углубляет сферу инноваций. На определенном этапе воз­никает необходимость развивать, совершенствовать, управлять развитием технологических, а затем и организационных отноше­ний, потока соответствующих инноваций. Специфика педагогичес-


ких инноваций заключается в том, что они складываются в сфере общения людей друг с другом.

Культура выступает прежде всего как исторически концентри­рованный опыт. Каждый человек превращает этот опыт в личнос­тный смысл. Культура всегда включает и опыт производства инно­ваций. Культуру можно представить как иерархию субкультур, те. определенных культур в узких рамках, например, в промышлен­ном производстве, в образовании, в отдельной возрастной группе (молодежная культура и др.). Существует специфическая субкуль­тура любого сообщества; она может иметь свой особый язык, свои представления, свои особые смыслы, свое специфическое отноше­ние к инновациям. Культура реализуется через инновации.

Культура всегда выступает как противоречивое единство куль­туры как целостности и личностной культуры. Каждая личность выступает как носитель личностной культуры, т.е. культурного бо­гатства личности, сложившегося в результате предшествующей истории общества. Личностная культура отличается от всего на­копленного богатства культуры, в частности, тем, что всегда несет в себе представление об условиях, средствах и целях, мотивах и потребностях, характерных именно для данной личности, имен­но в данный момент и в данном обществе. Отсюда возникает не­обходимость постоянной коммуникации, перехода друг в друга культуры общества и личностной культуры.

Важнейший механизм взаимопроникновения и взаимокритики общей и личностной культуры - интерпретация, т.е. способность рассматривать сложившееся богатство культуры через себя, свои цели, стремления, ценности и др. Результатом такой интерпрета­ции является постоянный поток инноваций в культуре. Они про­исходят не автоматически, а через направленную творческую ак­тивность человека. Вопрос заключается лишь в масштабах, значи­мости, направленности инноваций. Инновации могут возникнуть в результате изменений среды — как природной, так и социальной.

В этой связи большое значение имеет рассмотрение вопроса о соотношении инноваций и традиций. Традиции - устойчивый и значимый компонент культуры, который передается из поколения в поколение с помош^>ю механизма преемственности. Традиция является конституируюищм и системообразующим элементом че­ловеческого общества. Наиболее существенны общие культурно-исторические традиции, характерные для данного социума. В про­цессе социализации ими овладевает каждый индивид. Существуют и более частные традиции, свойственные отдельным сферам куль­туры. К таким традициям относятся, например, научные, художе­ственные школы и т.п.

Инновация — вновь созданная посредством творческой деятель­ности духовная реальность, основное содержание которой нахо­дится в определенном противоречии с существующей традицией. Любая инновация может возникнуть только в недрах хорошо уко­рененной традиции. Исходная традиция, породившая инновацию,


никогда не остается неизменной. В зависимости от характера твор­ческих инноваций она может либо трансформироваться, напол­няясь новым содержанием, либо разветвляться и дифференциро­ваться, порождая новую традицию.

Традиция и инновация в личности творца ведут между собой постоянный диалог, благодаря которому становятся возможными творческий процесс и творческое развитие традиций. Творческал деятельность необходима не только для порождения инноваций, но и для поддержания культурных, художественных и научных тра­диций. Традиции и инновации являются взаимонеобходимыми факторами развития. Непрерывность традиций — залог поступа­тельного движения культуры. Творческая деятельность благодаря своему диалогическому единству с традициями выполняет стаби­лизирующую функцию.

Инновация возникает в результате того, что человек постоянно проявляет исследовательский интерес к тем или иным явлениям, которые стали для него проблематичными, вызывают внутреннее напряжение, потребность своей неббычностью, новизной, застав­ляют думать и действовать, отвечать на них своими инновация­ми. Эти явления могут возникать не только в окружающей сре­де, но и в самом человеке, в сфере его ценностей и потребнос­тей и т.д.

Взаимодействие между культурой в целом и личностной куль­турой не может происходить без противоречий, которые позво­ляют переосмыслить явления, свои ценности и убеждения, уско­рить или замедлить процесс принятия решения. В результате это­го сложного процесса переосмысления формируется некое тре­тье, некоторый фокус смысла, несущий новую меру реальной куль­турной инновации.

Механизм осмысления, возникновения культурной инновации совершается как процесс формирования некоторой, довольно сложной, противоречивой и неоднозначной оценки действия. Этот процесс включает в себя стремление переосмыслить всю накоп­ленную культуру как проблемное поле между полярностями раз­личных культур.

Сложность любой инновации заключается не только в том, что каждая из них есть результат преодоления противоположности различных полюсов диалога культур, но и в том, что инновация есть попытка преодолеть противоречие между культурой и орга­низацией (педагогическим сообществом). Инновации связаны про­тиворечиями между видами деятельности, с тем, что носители куль­туры, связанные с одним типом деятельности, могут попасть в от­ношения с другими видами деятельности. Например, личностная культура учителя, а следовательно, и характер создаваемых им ин­новаций могут тяготеть к творческому типу, тогда как организа­ция и управление школой могут соответствовать репродуктивно­му типу, и наоборот. Тогда личностная культура учителя может про­тивостоять совершенствованию организационных отношений,


форм управления, методов и содержания воспитания, что требует от учителя изменения системы отношений и ценностей.

Представление об условиях, средствах и целях, содержащихся в любой культуре, всегда включает диапазон допустимых отклоне­ний инноваций, их параметров от исторически сложившейся в культуре меры. Эта мера соответствует требованию определенно­го типа деятельности, этапа развития культуры (субкультуры). В связи с этим могут возникнуть несоответствия, противоречия. Они могут породить серьезные негативные процессы, негативные ин­новации, культурные и психологические барьеры, резкую негатив­ную реакцию против инноваций у тех или иных носителей лич­ностной культуры. Сама инновация всегда относительна, так как в разных ситуациях, в разных культурах в качестве значимых инно­ваций могут фиксироваться разные явления. То, что для одного че­ловека является новшеством, потрясающим основы организации, для другого - нечто естественное, что можно игнорировать как мало значимое. Эмоциональный и интеллектуальный диссонанс личности может возникнуть в результате несовмесгимЪсти его лич­ностной культуры с инновацией. Это может стимулировать лич­ность критически пересмотреть элементы своей культуры, а мо­жет и возбудить агрессивное стремление уничтожить инновацию. Принятие инноваций требует от личности эмоционального, ин­теллектуального, нравственного напряжения. От человека требу­ется определенная система установок, способность реагировать на изменение ситуации.

Анализ социокультурных проблем инновационной деятельно­сти связан также с вычленением противоречий, возникающих при ее реализации. Культуры отличаются друг от друга преобладанием ориентации на цели или на условия. В культурах, ориентирован­ных преилгущественно на условия, все инновации рассматривают­ся как заданные внешними силами, даже если они порождены ак­тивностью субъекта. Освоение культуры в этом случае нацелено на адаптацию к исторически сложившимся условиям, невзирая на то, что эти условия, возможно, порождают деструктивные процес­сы, наносят ущерб самому существованию личности.

Для культуры, ориентированной на развитие целей, характерно присвоение инноваций как проявление собственной активности, потребностей субъекта.

Следующее противоречие связано с изменением устойчивости того или иного сообщества. Для одних общественных организа­ций характерно стремление сохранить исторически сложившие­ся формы организации, устойчивости. Организация (сообщество) отвергает все существенные инновации, включая и те, которые повышают ее эффективность.

Для развивающейся системы характерно постоянное стремле­ние к изменению. Однако способы создания и принятия иннова­ций не осуществляются автоматически. Путь от одной инновации к другой может привести и к негативным последствиям из-за не-


знания, ошибок и др. Страх перед опасностью изменений являет­ся своеобразным механизмом торможения инноваций. Сама воз­можность развития зависит от способности личности, сообщества находить такую меру отношения, которая снимала бы возможность конфликта.

Элементы хаоса постоянно возникают как в результате внешних для той деятельности процессов, так и как побочный, незаплани­рованный результат самой деятельности. В любой организации существуют элементы хаоса, неупорядоченности, деструкции. В каждой культуре есть некоторый допустимый уровень, превыше­ние которого приводит к диссонансу, к резкому росту напряже­ния. Хаосу всегда противостоит деятельность, включающая способ­ность превращать в содержание сознания эту ситуацию, интерпре­тировать ее как элемент культуры, включать в организационные отношения.

В разных педагогических или других сообществах пути преодо­ления хаоса могут быть различными. В организациях с низкой куль­турой труда и невысоким уровнем отношений критическая ситуа­ция не вызывает активность субъектов, она направлена на тормо­жение инновационного процесса. В таких сообществах элементы хаоса сдерживаются в допустимых рамках, существует тенденция интерпретировать все инновации как нечто привычное, как неко­торую модификацию старого, т.е. инновационный характер явле­ний оценивается негативно или отвергается.

Для развивающегося сообщества характерно стремление к по­иску позитивных инноваций, активное преодоление хаоса, освое­ние нового. Это возможно при постоянном совершенствовании, повышении квалификации, внутренней напряженности и др. Борь­ба с хаосом требует постоянного опережения развития человека. Если в развивающемся сообществе отсутствуют позитивные инно­вации, это может стать фактором регресса.

Обозначившийся в настоящее время переходный период к но­вым рыночным производственным отношениям поставил ряд воп­росов о необходимости новых ориентиров, которые позволили бы человеку более успешно реагировать на неожиданные, часто ме-няюиц1еся условия производственной деятельности. Это порожда­ет социальную нестабильность, которая, по мнению АШвейцера, определяет «неблагополучно складывающееся взаимодействие между экономическим и духовным началом, препятствующим че­ловеку стать одновременно мыслящим и свободным существом», без чего человек не может выработать и претворить в жизнь «ра­зумные идеалы» [139, С;40].

Преобразования в мышлении отстают от преобразований в об­ществе и на определенном этапе могут превращаться в тормоз дальнейшего развития. В условиях социальной нестабильности, по мнению Э ДТелегиной, у человека снижается эффективность про­гнозирования, сохраняется и усиливается боязнь риска, что опре­деляет специфику перехода от канонизированного мышления к


творческому. Область активности человека часто ограничивается стремлением с наименьшими издержками пережить нестабильный период. В то же время наблюдается тенденция отказа от стереоти­пов, снятия барьеров, открывающих пугь к творчеству [122, с.74].

Преобразования в профессиональной деятельности начинают­ся с принятия человеком требований, которые новые условия жиз­ни и современное общество ставят перед ним, осознания новых отношений, возникаюищх в обществе, а также изменений, кото­рые происходят в нем самом. С другой стороны, происходят из­менения в характере и содержании требований, которые человек сам предъявляет к жизни, к обществу. В случае несовпадения тре­бований, предъявляемых обществом к человеку, а также ожидае­мых от него результатов с требованиями, которые человек обра­щает к обществу, неизбежно возникают конфликты как во взаимо­отношениях человека с внешним миром, так и внугриличностные. Эти конфликты служат основанием своего несоответствия новым условиям и требованиям, основанием для реальных перемен в мышлении. Человек встает перед необходимостью переоценки своих требований к жизни, изменения взгляда на вещи и на само­го себя.

Большинство людей не осознают или осознают с задержкой происходящие в мире и в их жизни изменения. Однако эти изме­нения тем не менее отражаются в их деятельности. Они также ре­агируют на новые, предъявляемые им жизнью и обществом требо­вания. Происходят изменения в структуре личности, в мотивации, в мышлении. У человека начинает формироваться активное отно­шение к новой деятельности. Внешние, изменившиеся условия позволяют раскрыться специфическим личностным качествам, от­вечающим требованиям жизни.

Необходимость адаптироваться к новой жизни в условиях со­циальной нестабильности требует от человека умения предвидеть изменения, которые произойдут в мире и в его жизни в результате его активных действий или его идей, воспринятых и реализован­ных другими людьми. Успех и реальные достижения человека, по­ложительная оценка его действий членами социальной группы, к которой он принадлежит, будут определяться на основе прогно­зирования им тех изменений, которые произойдут в результате его активных действий.

Для реализации активности личности и ее инновационной дея­тельности сейчас имеются большие возможности. Этому способ­ствует ряд изменений, происходяш^их в жизни и отражающихся в мышлении человека. Главное из них - снятие ограничений в про­фессиональной деятельности, это позволяет воспринимать значи­тельно более широкий круг внешних явлений. Уменьшение пред­взятых, а главное, навязываемых мнений и суждений и увеличение потока информации обеспечивает необходимую свободу дей­ствий, своевременное реагирование на внешние изменения. Как следствие этого учитель приобретает очень важные способности:


готовность к реагированию на неожиданности, готовность к принятию самостоятельных решений, требующих риска, готов­ность нести за них ответственность, критичность в оценке своих и чужих действий.

В условиях социальной нестабильности в качестве важного фак­тора эффективности и гармоничности деятельности выступают изменения в мышлении во взаимосвязи с изменением мотивов поведения учителя и его ценностных ориентации. Преобладание положительной мотивации определяет и стиль поведения педаго­га: он в большей степени учитьшает объективные условия деятель­ности, активно ищет выход из сложных ситуаций, адекватно реа­гирует на неудачи, оказывается более изобретательным в создании программы достижения цели.

Рассматривая учителя в условиях педагогического сообщества, необходимо проводить анализ с точки зрения мотивационной направленности. Любая потребность может быть удовлетворена целым спектром разных способов. Потребности человека форми­руют мотивационно-смысловые комплексы (Б.АСосновский). Каж­дое педагогическое сообщество формирует свой способ удовлет­ворения потребностей. Кроме того, оно может формировать мо­тивационно-смысловые образования, присущие только ему. Когда все это включено в определенные традиции данного сообщества, потребности могут удовлетворяться за счет самой структуры со­общества. В этом случае возможно неадекватное удовлетворение потребностей. Это приводит к тому, что учитель становится одно­значно привязанным к этому сообществу. Оказавшись в других ус­ловиях, он не сможет удовлетворить свои потребности привычным способом. Если потребности удовлетворялись субъективно неадек­ватно, учитель может чувствовать эмоциональный дискомфорт, но не осознавать причин этого.

Всякое взаимодействие людей определяется целью. Как бы ни было сложно устроено сообщество, в любом из них можно выде­лить два крайних случая: цели либо совпадают, либо противопо­ложны. Все остальные случаи лежат между ними.

В случае совпадения целей наилучшим способом взаимодей­ствия является сотрудничество. При таком взаимодействии возни­кает положительный психологический климат, мнение каждого ценится. Группа, построенная по такому принципу, легко перестра­ивается, способна приспосабливаться к изменениям и реагировать на новшество.

Если цели противоположны, возникает конфликтная ситуация, которая может быть разрешена либо с помощью компромисса, либо с помощью взаимодействия типа подавления- подчинения. По мнению В.В.Антипова и Б.А.Сосновского, люди, взаимодейству­ющие по этому типу, формируют структуру пирамидального типа [5, C.40].

Такой тип взаимодействия объединяет большое количество людей, однако он быстро консервируется в своих uiiyipennHx и


внешних связях. Успешно решив одну задачу, педагоги не в состо­янии перестроиться для решения другой задачи без определенной ломки. Сообщество начинает работать в режиме самосохранения и воспроизводить старые отношения.

В этом контексте инновационная деятельность связана с необ­ходимостью изменения привычной социальной среды. Установле­ние новых социальных связей связано с преодолением агрессив­ности среды, с трудностями внедрения нового, завоевания статуса в педагогическом сообществе. Учитель сталкивается с серьезными препятствиями в реализации своих мотивов, стремлений, ценнос­тных ориентации. Такую ситуацию нельзя решить через предмет­но-практическую и познавательную деятельность: выход из нее воз­можен через «переживание» (по терминологии Ф.Е.Василюка), по­нимаемое как особая форма внутренней деятельности по пере­стройке субъективного отношения к происходящему, благодаря переоценке личностных позиций, переосмыслению жизненных целей. Это сложная форма «внутренней работы», которая может 6bi*rb осуществлена только самим человеком, переживающим кри­зис, и в зависимости от его индивидуальных особенностей имеет индивидуальные границы.

Инновационная деятельность во многом определяется успеш­ностью вхождения в особую культурную среду, снятия «культурно­го шока». Термин «культурный шок» был введен КОбергом, кото­рый исходил из идеи, что вхождение в новую культуру сопровож­дается неприятными чувствами (потеря друзей и статуса, отвержен­ность, удивление и дискомфорт при осознании различий между культурами), путаницей в ценностных ориентациях и собственной личностной идентичности. Симптомами «культурного шока» мо­гут оказаться недостаток уверенности в себе, тревожность, раздра­жительность, бессонница, психосоматические расстройства, деп­рессия [159].

Чаще всего «культурный шок» ассоциируется с негативными последствиями, и лишь немногие обращают внимание на его по­зитивную сторону, когда первоначальный дискомфорт сменяется принятием новых ценностей, моделей поведения, что ведет в ко­нечном счете к саморазвитию и личностному росту.

Л.И.Анцыферова обращает внимание на особенности поведения человека в переломные периоды жизни. На первом этапе осозна­ются все препятствия и потенциально накапливается ответ на них; на втором этапе происходит анализ имеюцщхся альтернативных ответов на жизненные сложности и создаются новые альтернати­вы; на третьем (самом сложном) создаются условия для достиже­ния гармонии между рассогласованными процессами, изменяется стиль поведения, структура социальных контактов.

Автору удалось выделить четыре обобщенных типа личностей, которые в нестабильных ситуациях по-разному проявляют себя, реализуют свои возможности, планируют свое будущее.

Личность первого типа ориентируется на достижения, на изме-


нение окружающего мира, на использование шансов и опробова­ние собственных возможностей. Она заботится о сохранении и расширении социальных контактов, а в ее рассказах доминируют темы борьбы за свое суш,ествование, стремление сохранить пре­жние интересы. Учитель воспринимает себя как компетентное лицо, а собственное положение как способное измениться в буду­щем. Личность имеет обширные планы на будущее.

Второй тип личности акцентирует свое положение и ориенти­рован в основном на внутренние изменения своего «Я» и частич­но поведения.

Третий тип личности характеризует покорность судьбе, его по­веденческая, деятельностная сторона выражена весьма слабо. Бу­дущее не представлено.

Стиль реакции четвертого типа определяется чувством горечи и разочарования. Действительность репрезентируется так: «Весь мир отвернулся от меня». Эти люди выбирают технику приспособ­ления как сопротивление всему - не принимают советы, отверга­ют консультации. У них нет никакЗй заинтересованности в буду­щем [б].

Способность к реагированию на те или иные изменения во мно­гом определяется возможностью проникать и воспринимать иную точку зрения, иной «мир». «Человек способен «правильно» воспри­нимать только то, что организовано по законам его внутреннего мира. Поэтому люди нормально себя чувствуют и успешно рабо­тают лишь в контакте с близкими мирами. Выход за пределы свое­го мира, связанный с желанием не только воспринять, но и при­нять нечто новое, дается тяжело. Для этого требуются либо специ­альные усилия, либо особые побуждающие ситуации. Однако пе­режитое напряжение почти всегда вознаграждается новыми, твор­ческими решениями, обновлением поведения» [29, с.8].

Временные перспективы, вызревающие в модели инновацион­ной деятельности, включают стратегии поведения (с учетом воз­можного развития событий в будущем) и совокупность планов. Опыт показывает, что жизненные планы очень редко реализуются полностью, во всех деталях, без неизбежных коррективов. Пони­мая это, учитель заготавливает для достижения целей несколько вариантов решений, проигрывает их в своем воображении.

Модель будущей инновационной деятельности складывается из двух взаимодополняющих частей. Первая строится через измене­ние мотивационных отношений - путем подражания, заражения, имитации, моделирования. Она определяет отношение к новаци­ям и переживание событий, связанных с их внедрением. Вторая система получает информацию через направленное, осознанное инновационное обучение, которое поддерживается самой струк­турой нашего общества.

Восприятие инноваций учителем во многом зависит от влия­ния прошлого и будущего. На восприятие настоящего разные со­бытия прошлого оказывают разные влияния; при этом сильнее все-


го не. то, что было наиболее существенным для своего времени, а то, что по ассоциации или по контрасту связывается с сегодняш­ним днем, с его проблемами и удачами. Кроме того, люди с тече­нием времени могут менять свои взгляды на события прошлого не только вследствие приобретения новых знаний и, соответсгвен-но, иных его оценок, но и с утратой старых.

Считается, что в физическом мире будущее не влияет на про­шлое. В психике этот принцип причинности нарушается: в нем ожидаемое (предполагаемое) будущее может воздействовать на настоящее. Чтобы подчеркнуть это фундаментальное отличие, СЛ.Рубинштейн ввел понятия времени физического и историчес­кого, пространства физического и пространства организма, пред­полагая, что они подчиняются разным законам [111].

Сила и напряженность связей между прошлым и будуш^1м ви­доизменяют поведение человека в настоящем. Это изменение за­висит от индивидуальных особенностей, возраста и ряда других факторов. Например, чем сильнее направленность учителя на бу­дущее, тем охотнее он соглашается на введение новшеств. Поста­новка целей, формирование концепции будущего как проекта пре­образования своей деятельности предполагает непрерывное под­держание некоторого уровня психической напряженности на весь период приближения к цели.

Таким образом, рассмотрение социокультурных аспектов инно­вационной деятельности показывает необходимость учета основ­ных закономерностей и тенденций возникновения, развития и освоения инноваций как основы всеобщей культуры. Особенно важно подчеркнуть, что для присвоения различных форм культу­ры большое значение имеют социокультурные особенности лич­ности как субъекта инноваций (активность, ценностные ориента­ции, установки, креативность и т.д.).

Инновационная деятельность проявляется в социальной обус­ловленности, ее связи с социальными ценностями, ролями, нор­мами, языковой культурой.

Субъектность деятельности находит свое выражение в следую­щих аспектах активности субъекта: в обусловленности психичес­кого образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмо­циями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...