Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Конституционные принципы федеративных отношений в РФ




2. Конституционные принципы федеративных отношений в РФ

В соответствии с Конституцией РФ, федеративное устройство РФ основано на следующих конституционных принципах (рис. 1):

1 государственная целостность

2. единство системы государственной власти,

Это единство проявляется в единстве природы власти (источник, цели деятельности), однотипности в институциональной организации власти на федеральном и региональном уровнях, иерархии и взаимодействии различных органов государственной власти и т. д.

3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ,

Этот принцип составляет одну из особенностей федеративного устройства – нормативное определение круга полномочий органов государственной власти.

4. равноправие и самоопределение народов РФ,

Употребляемый в ч. З ст. 5 Конституции РФ термин «народы» может трактоваться в двух значениях: во-первых, как представители определенной этнической группы, проживающие в различных составных частях России (чеченский народ, татарский народ, народы финно-угорской группы, белорусская диаспора, азербайджанская диаспора, немцы, караимы и т. п. ); во-вторых, как все население, проживающее на определенной территории без этнической, национальной окраски (народ Дагестана, народ Самарской области, жители Москвы и т. п. ). В любом случае принцип самоопределения народов не может трактоваться как право выхода какой-либо территории из состава РФ: Конституция прямо говорит о самоопределении народов в Российской Федерации, следовательно, народы, реализуя этот принцип, могут, в частности, изменить статус субъекта РФ, на территории которого они проживают, объединиться с другим субъектом РФ или разъединиться на несколько территорий, создать национально-культурную автономию и т. п., но, во-первых, в существующих границах РФ и, во-вторых, не посягая на основы конституционного строя России (форму правления, экономический строй, идеологические, духовные основы и т. д. ).

5. равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Все субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются равноправными, обладают одинаковым юридическим статусом.

 

Рисунок 1.

Принципы федеративного устройства России

3. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

Российская Федерация состоит из 85 субъектов Российской Федерации 6 видов:

· республики в составе РФ;

· автономная область;

· автономные округа;

· области;

· края;

· города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Характеристиками конституционно-правового статуса субъекта РФ являются:

· равноправие субъектов - ст. 5 КРФ

· наличие территории - границы между субъектами могут быть изменены по их взаимному согласию – ст. 67 КРФ

· наличие своего основного закона. При этом Конституционный суд имеет полномочия по разрешению дел о их соответствию Конституции – ст. 125 КРФ

· право субъектов РФ иметь собственное законодательство (ст. 76 КРФ).

· система органов государственной власти – ст. 77, 78 КФ

· право на участие в принятии решений на федеральном уровне – 95, 96, 104, 134 КРФ

· право осуществлять международные и внешнеэкономические связи – ст. 72 ч. 1 п. о КРФ

· государственная собственность субъектов РФ – ст. 72 п. г КРФ

Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик (АССР) и автономных областей. В России 22 республики данного вида:

Их главное отличие от иных субъектов Российской Федерации (например, областей) в том, что республики имеют конституционно-пра­вовой статус государств в составе РФ (ст. 5 п. 2 КРФ),  обладающих всей пол­нотой государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти на своей территории. Исключение составля­ют полномочия, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти.

Республики в составе РФ имеют:

• свою конституцию; причем в соответствии со ст. 66 ч. 2, КРФ может быть принята не представительным органом, как в других субъектах, а на референдуме.

• систему органов государственной власти;

• право устанавливать свой государственный язык наряду с официальным языком (русским) (ст. 68 КРФ)

• иные привилегии, обусловленные республиканским статусом.

При этом, статус республик противоречив. Признание в ч. 2 ст. 5 КРФ республик в составе России государствами, очевидно, противоречит не только тому, что Конституционный суд РФ не признал за субъектами государственного суверенитета – основополагающего признака государства, но и ч. 1 ст. 5 КРФ, т. к. не согласуется с базовым принципом современной федерализации – равноправия субъектов РФ.

Единственный субъект РФ, сохранивший статус автономной области -  Еврейская автономная область. В советскую эпоху в РСФСР было 5 автономных областей, но Адыгейская, Кара­чаево-Черкесская, Горно-Алтайская, Хакасская автономные области преобразовались в республики в составе РФ.

Еще один вид субъектов РФ — автономные округа. Как правило, это форма национально-территориальной организации народностей Крайнего Севера (чукчей, эвенков, ненцев, хантов и ман­си и др. ). Всего автономных округов — 4 (их перечень указан в Консти­туции РФ): Ненецкий, Ханты-мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

Автономные округа РФ имеют двойственный статус:

- самостоятельные и равноправные субъекты РФ (имеют все при­знаки и права субъекта РФ, делегируют своих представителей в Совет Федерации);

- одновременно входят в состав других субъектов РФ — краев и областей (Тюменской области, Красноярского края и др. ), за исключением Чукотского автономного округа, вышедшего из состава Магаданской области.

Таким образом, их определяют как “матрешечные” субъекты федерации, когда один субъект федерации находится в составе другого. Лишь Еврейской АО удалось выйти из состава Хабаровского края, а Чукотскому АО - из состава Магаданской области. Остальные автономные округа формально остались в составе краев и областей. Некоторые из них на волне суверенизации провозглашали себя республиками и пытались выйти из состава своих “метрополий”. Однако эти попытки не были признаны центром. В конце концов сепаратизм оказался характерен прежде всего для экономически сильных автономных округов, которые всячески дистанцировались от своих “метрополий” (например, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО). В ряде случаев на их территориях срывались выборы губернаторов и законодательных собраний краев и областей (например, на территории Ямало-Ненецкого АО не проводились выборы губернатора Тюменской области). Проблемы взаимоотношений Тюменской области с нефтегазовыми автономными округами - Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким были предметом долгих разбирательств в Конституционном суде. В последнее время проблема “матрешечных” субъектов федерации в большей степени решается путем укрупнения регионов.

Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа — соответственно национально-государственные и нацио­нально-территориальные образования в составе РФ.

Остальные субъекты Федерации - края, области и города феде­рального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), где в основ­ном преобладает русское население — территориальные обра­зования в составе РФ.

Области (их 46) составляют большинство субъектов Федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта Федера­ции.

Особый вид области — край. Отличие краев от областей в том, что они содержали или содержат в своем составе иные об­разования — автономные области и автономные округа. В настоящее время в РФ имеется 9 краев — Красноярский, Краснодарский, Ставропольский, Хабаровский, Алтайский, Приморский. С 01. 12. 2005г. в РФ появился новый субъект Федерации - Пермский край, который был создан на базе объединившихся Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которые, соответственно, были упразднены. 1. 07. 2007. в результате объединения Камчатской области и Корякского АО возник Камчатский край. 1. 03. 2008 в результате объединения Читинской области и Агинского-Бурятского АО появился Забайкальский край.

В связи с особым статусом Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, данные города являются городами федерального значения и имеют статус самостоятельных субъ­ектов РФ.

Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ.

Состав РФ может измениться путем образования в ее составе нового субъекта РФ.

Новый субъект в составе РФ может быть образован:

1. Путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

2. Путем принятия иностранного государства или его части в состав РФ.

1. Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Инициатива образования нового субъекта принадлежит заинтересованным субъектам РФ. Предложение об образовании направляется Президенту РФ. Президент уведомляет о полученном предложении Совет федерации, Государственную Думу, Правительство РФ.

Вопрос об образовании нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов. Если вопрос не получил одобрения в субъектах, он может быть вынесен на повторный референдум не ранее чем через год.

Данные о результатах референдумов представляются Президенту. Президент РФ вносит проект ФКЗ об образовании нового субъекта РФ в Государственную Думу РФ. ФКЗ принимается Федеральным Собранием РФ С в порядке, установленном Конституцией (ст. 108). На основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ вносятся поправки в ст. 65 Конституции РФ (рис. 2).   

2. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию Российской Федерации и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении международного договора, является данное иностранное государство.

Президент Российской Федерации после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации. После подписания международного договора Президент Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия Конституции Российской Федерации данного международного договора. В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает не вступивший в силу международный договор соответствующим Конституции Российской Федерации, указанный международный договор вносится в Государственную Думу на ратификацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом " О международных договорах Российской Федерации". Одновременно с международным договором в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

Рисунок 2.

Порядок образования в составе РФ нового субъекта РФ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...