Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для лектора по теме




Методические рекомендации для лектора по теме

«Особенности российского федерализма»

Вопросы для обсуждения

1. Федеративное государство: теоретические основы

2. Конституционные принципы федеративных отношений в РФ

3. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ

4. Система органов государственной власти субъектов РФ

5. Взаимоотношения федеральных и региональных властей

Краткий конспект лекций

Цель: ознакомление с нормативно-правовыми основами федеративных отношений в РФ, особенностями конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Задачи:

· ознакомление с нормативно-правовыми основами федеративных отношений в РФ, организации системы органов государственной власти субъектов РФ.

· формирование умений анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие конституционно-правовой статус субъектов РФ и организацию системы органов государственной власти субъектов РФ.  

· формирование навыков формулировки выводов при анализе особенностей федеративных отношений в РФ.

 

1. Федеративное государство: теоретические основы

Одной из конституционных основ каждого государства является определенная форма государственного устройства.

Форма государственного устройства выражает способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями.

Форма государственного устройства реализуется через способ объединения территорий в границах единого государственного образования с учетом национально-этнического и социокультурного своеобразия.

Основные формы государственного устройства: унитарные государства и федерации. В последние годы возник еще один тип формы государственного устройства – регионализированное государство (табл. 1).

Унитарное государство представляет собой связь входящих в состав централизованного государства политически однородных территориальных образований, не обладающих признаком суверенности.

В федерациях суверенные права территориальных образований подтверждены действующим законодательством, регулирующим разграничение сфер полномочий федеральных и региональных органов власти. Государство может передавать часть своих полномочий субъектам федерации для решения вопросов государственного значения, оставляя за собой право контроля за их выполнением.

В регионализированных государствах при формальном единстве системы государственной власти, автономии в составе государства обладают особым статусом, позволяющим как формировать самостоятельно органы государственной власти, так и осуществлять собственное законодательное регулирование.

Таблица 1

Основные черты форм государственного устройства

 

  Унитарные государства Федеративные государства Регионализованные государства
1. Общие принципы Государственная власть едина, единая система законодательства, исполнительной и судебной власти Государственная власть двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства, исполнительной и (иногда) судебной власти Государственная власть формально едина, но существует два уровня законодательства, иногда – исполнительной власти
2. Территориальное деление и территориальные единицы Административно-территориальные единицы: образуются, изменяются, реформируются «сверху» Субъекты федерации: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно Автономии: образуются, изменяются, реформируются по согласованию с центром
3. Наличие выборных органов власти Не обязательно Обязательно Обязательно
4. Определение полномочий и механизма формирования территориальных органов власти Определяются законом («сверху») Определяются самостоятельно (с учетом федеральных конституционных ограничений) Предложения разрабатываются самостоятельно, но должны быть утверждены центральными органами власти
5. Издание правовых актов Сфера действия определяется законом или судами («сверху») По любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению («презумпция компетенции субъектов») По согласованию или с обязательным утверждением центральными органами власти
6. Атрибуты государственности Нет; иногда – собственная символика Конституции (Уставы), часто – официальный язык, свое гражданство, государственная символика Иногда – официальный язык, никогда – гражданство; Уставы (Статуты) утверждаются центральными органами власти
7. Степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе Унификация Равноправное разнообразие Асимметрия
8. Примеры Франция, Аргентина, Швеция, Дания, Япония США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария Италия, Испания; под вопросом - Великобритания, ЮАР

 

Российская Федерация, в соответствии со ст. 1 Конституции РФ, является федеративным государством. Составными частями РФ как федеративного государства являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации. Таким образом, в РФ существует 2 уровня государственного управления: федеральный и региональный. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (85, но и по числу их разновидностей (6).

Введение в 1993 г. конституционной схемы, предусматривающей выделение субъектов, обозначило ряд проблем, существующих до сих пор.

1. Серьезная проблема связана с существованием “матрешечных” субъектов федерации, когда один субъект федерации находится в составе другого (автономные округа в составе краев и областей).  

2. Субъекты РФ кардинального различаются по уровню социально-экономического развития. Существующая система дотирования далека от оптимальной. Незначительное число регионов является донорами, но подавляющая часть получают дотации. Такая система формирует иждивенческие настроения, при этом выравнивания регионов не происходит. Наоборот, регионы становятся все более зависимы от центра, а регионы – доноры, не имеют стимулов для увеличения своих доходов и привлечения дополнительных инвестиций.

В настоящее время в России выделяется различные группы проблемных регионов:

1. Слаборазвитые (в 2013 г. по основным социально-экономическим показателям Чеченская республика занимала 83 место, республика Ингушетия – 82 место, республика Калмыкия – 81 место).

2. Депрессивные, регионы – реципиенты, где производственные мощности не используются из-за сокращения государственного заказа (отдельные области Сибири)

3. Регионы с экологическими проблемами (Поволжье, Урал, Кузбасс)

Применительно к ним необходимо разрабатывать эффективную региональную политику для предотвращения кризиса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...