Методические рекомендации для лектора по теме
Методические рекомендации для лектора по теме «Особенности российского федерализма» Вопросы для обсуждения 1. Федеративное государство: теоретические основы 2. Конституционные принципы федеративных отношений в РФ 3. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ 4. Система органов государственной власти субъектов РФ 5. Взаимоотношения федеральных и региональных властей Краткий конспект лекций Цель: ознакомление с нормативно-правовыми основами федеративных отношений в РФ, особенностями конституционно-правового статуса субъектов РФ. Задачи: · ознакомление с нормативно-правовыми основами федеративных отношений в РФ, организации системы органов государственной власти субъектов РФ. · формирование умений анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие конституционно-правовой статус субъектов РФ и организацию системы органов государственной власти субъектов РФ. · формирование навыков формулировки выводов при анализе особенностей федеративных отношений в РФ.
1. Федеративное государство: теоретические основы Одной из конституционных основ каждого государства является определенная форма государственного устройства. Форма государственного устройства выражает способ организации государственной власти в отношении связи государства с составляющими его территориальными образованиями. Форма государственного устройства реализуется через способ объединения территорий в границах единого государственного образования с учетом национально-этнического и социокультурного своеобразия. Основные формы государственного устройства: унитарные государства и федерации. В последние годы возник еще один тип формы государственного устройства – регионализированное государство (табл. 1).
Унитарное государство представляет собой связь входящих в состав централизованного государства политически однородных территориальных образований, не обладающих признаком суверенности. В федерациях суверенные права территориальных образований подтверждены действующим законодательством, регулирующим разграничение сфер полномочий федеральных и региональных органов власти. Государство может передавать часть своих полномочий субъектам федерации для решения вопросов государственного значения, оставляя за собой право контроля за их выполнением. В регионализированных государствах при формальном единстве системы государственной власти, автономии в составе государства обладают особым статусом, позволяющим как формировать самостоятельно органы государственной власти, так и осуществлять собственное законодательное регулирование. Таблица 1 Основные черты форм государственного устройства
Российская Федерация, в соответствии со ст. 1 Конституции РФ, является федеративным государством. Составными частями РФ как федеративного государства являются относительно самостоятельные государственные образования — субъекты федерации. Таким образом, в РФ существует 2 уровня государственного управления: федеральный и региональный. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (85, но и по числу их разновидностей (6). Введение в 1993 г. конституционной схемы, предусматривающей выделение субъектов, обозначило ряд проблем, существующих до сих пор. 1. Серьезная проблема связана с существованием “матрешечных” субъектов федерации, когда один субъект федерации находится в составе другого (автономные округа в составе краев и областей). 2. Субъекты РФ кардинального различаются по уровню социально-экономического развития. Существующая система дотирования далека от оптимальной. Незначительное число регионов является донорами, но подавляющая часть получают дотации. Такая система формирует иждивенческие настроения, при этом выравнивания регионов не происходит. Наоборот, регионы становятся все более зависимы от центра, а регионы – доноры, не имеют стимулов для увеличения своих доходов и привлечения дополнительных инвестиций.
В настоящее время в России выделяется различные группы проблемных регионов: 1. Слаборазвитые (в 2013 г. по основным социально-экономическим показателям Чеченская республика занимала 83 место, республика Ингушетия – 82 место, республика Калмыкия – 81 место). 2. Депрессивные, регионы – реципиенты, где производственные мощности не используются из-за сокращения государственного заказа (отдельные области Сибири) 3. Регионы с экологическими проблемами (Поволжье, Урал, Кузбасс) Применительно к ним необходимо разрабатывать эффективную региональную политику для предотвращения кризиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|