Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации для лектора по теме 8




Методические рекомендации для лектора по теме 8

«Проблемы развития местного самоуправления в России»

Вопросы для обсуждения

1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ

2. Проблемы территориальной организации МСУ в РФ

3. Вопросы местного значения: нормативные основы

4. Модели организации органов местного самоуправления

5. Органы местного самоуправления: понятие, компетенция.

Краткий конспект лекций

Цель: ознакомление с нормативно-правовыми основами местного самоуправления в РФ и основными проблемами его реализации.

Задачи:

4. ознакомление с нормативно-правовыми основами местного самоуправления в РФ.

5. формирование умений анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие местное самоуправление в РФ.  

6. формирование навыков формулировки выводов при анализе практики реализации нормативно-правовых основ местного самоуправления в РФ.

Введение

Местное самоуправление в современной России – сложное социальное явление. Его необходимо рассматривать в нескольких аспектах:

1. Это особый способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость

2. это институт гражданского общества

3. это специфически уровень власти – власти, осуществляемой населением муниципального образования

4. это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность местных органов

5. это форма народовластия

6. это одна из основ конституционного строя РФ. Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. Поэтому положение о гарантированности МСУ изложено в 1 главе Конституции «Основы конституционного строя».

7. Это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования

8. это право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Многоспектное определение института местного самоуправления в РФ (МСУ) обусловлено его двойственной природой. С одной стороны, МСУ – это форма публичной власти, имеющая неразрывную связь с властью государственной. С другой стороны, МСУ – институт гражданского общества, обеспечивающий гражданам возможности непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения.

 

1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ

С принятием Конституции РФ 1993 г. была закреплена общественная природа местного самоуправления, осуществляемого гражданами, утвердились конституционные основы местного самоуправления.

Согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление — самостоятельная и под свою ответ­ственность деятельность граждан по решению вопросов местно­го значения.

Конституционные принципы МСУ

• органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);

• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12, глава 8);

• население муниципальных образований самостоятельно решает вопросы местного значения, владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью (ст. 130);

• население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ст. 131);

• границы муниципальных территорий не могут быть изменены без учета мнений жителей данных территорий (ст. 131);

• местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправ­ления (ст. 130).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации МСУ находятся в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ, следовательно, они издают нормативно-правовые акты в отношении организации осуществления МСУ.

Местное самоуправление в РФ регулируется Федеральным законом №131 от 06. 10. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В ст. 2 ФЗ№131 дано определение МСУ: «Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Принцип самостоятельности означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти.

· Во-первых, принцип самостоятельности состоит в организационной самостоятельности органов МСУ Органы МСУ в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

· Во-вторых, население МО самостоятельно в определении структуры собственных органов МСУ.

· В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения

· В–четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность МСУ, она обеспечивается наличием муниципальной собственности.

· В-пятых, финансовую самостоятельность МСУ обуславливает наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местные налоги и сборы, право органов МСУ на участие в кредитных отношениях.

Вместе с тем, это не исключает возможность органов государственной власти контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

Принцип ответственности означает, что речь идет о позитивной ответственности, которая обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

Виды ответственности органов МСУ:

1. ответственность органов и должностных лиц МСУ в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципального образования. Формой проявления данного вида ответственности является досрочный роспуск представительного органа МСУ, досрочное прекращение полномочий главы МО

2. ответственность органов и должностных лиц МСУ за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, которыми они были наделены в соответствии с законодательством. Формой проявления данного вида ответственности может быть лишение органов МСУ отдельных государственных полномочий, наложение на должностных лиц МСУ мер дисциплинарного взыскания

3. ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением. Наступает в результате утраты доверия населения. Формой проявления данного вида ответственности может быть отзыв депутата представительного органа МСУ или выборного должностного лица; досрочное прекращение полномочий представительного органа МСУ.

4. ответственность органов и должностных лиц МСУ перед физическими и юридическими лицами. Наступает в случае совершения органами и должностными лицами МСУ действий, причиняющих имущественный или иной ущерб физическим и юридическим лицам. Формой проявления данной ответственности может быть признание судом недействительными решений, принятых органами и должностными лицами МСУ и возложение на них обязанности возместить причиненный ущерб.

  Правовую основу МСУ составляет ряд федеральных законов, которые можно разделить на 2 группы:

1. законы, регулирующие отдельные вопросы МСУ: ФЗ «Об основах муниципальной службы», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О приватизации государственного и муниципального имущества»

2. отраслевые законы – составляют законодательную основу других отраслей права, но затрагивают вопросы МСУ: ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О культуре», «Об образовании», Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ и др.

На уровне субъектов РФ правовое регулирование МСУ осуществляется в следующих нормативно-правовых актах:

1) конституции (уставы) субъектов РФ

2) законы о местном самоуправлении

3) законы о референдумах 

4) законы о выборах депутатов представительных органов МСУ и глав муниципальных образований

5) законы о правовых актах органов МСУ

6) законы о порядке регистрации уставов МО

 

7) законы о порядке организации и ведения регистра муниципальных правовых актов субъекта РФ

8) законы об осуществлении права законодательной инициативы представительными органами МСУ

9) законы о муниципальной службе

10) законы о гарантиях депутатов и выборных должностных лиц.

11) законы об ответственности органов и должностных лиц МСУ

12) законы о материальной и финансовых основах МСУ

13) законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе и т. д.

На муниципальном уровне правовую основу МСУ составляют:

1. уставы муниципальных образований,

2. решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан

3. нормативные и иные правовые акты представительного органа МО

4. правовые акты главы МО

5. постановления местной администрации

Таким образом, муниципальная власть является властью подзаконной, действующей в пределах, установленных федеральным и региональным законодательством.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...