4. Модели организации органов местного самоуправления
В соответствии с Конституцией РФ (статья 131) местное самоуправление в РФ осуществляется в различных организационных формах, населению предоставлено право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. В соответствии с ФЗ №131 для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций, население образует выборные и другие органы местного самоуправления, которые наделяются соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения. ФЗ №131 предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления. Анализ сложившейся структуры органов местного самоуправления различных муниципальных образований, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления позволяет выделить несколько организационных моделей местного самоуправления. Число создаваемых органов МСУ, их структура и объем компетенции различаются в зависимости от следующих факторов: 1. типа МО 2. численности жителей МО 3. возможностей социально-экономического развития МО 4. исторических и иных местных традиций 5. национальных обычаев 6. политических интересов. В основе дифференциации моделей организации местного управления лежит взаимодействие трех субъектов, традиционно представляющих типовую структуру местного управления: представительный орган (совет), местная администрация и высшее должностное лицо местного самоуправления — мэр.
В мировой практике сложились следующие модели организационных структур (при их описании будут использоваться в отношении структурных единиц наименования «мэр», «совет», «администрация»). Наиболее популярной в США организационной схемой городского управления выступает модель «сильный мэр-совет» Характерной особенностью этой модели является то, что и мэр, и совет избираются всем населением. «Сильным» мэр называется в силу наличия ряда присущих ему в этой модели полномочий: - мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета; - самостоятельно формирует администрацию, назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц администрации; - единолично руководит деятельностью администрации; - организует работу совета, председательствует на его заседаниях, подписывает акты, принимаемые советом. Для соблюдения баланса совет наделяется правом преодоления вето квалифицированным большинством голосов депутатов. Механизмом досрочного прекращения полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей является местный референдум. В рамках модели «слабый мэр-совет» мэр избирается из числа депутатов совета. «Слабость» его заключается в полной подконтрольности и подотчетности совету: мэр не имеет права вето; формирование администрации, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц администрации производится им с согласия совета; пределы его права руководства администрацией ограничены решениями совета. Досрочное снятие полномочий мэра осуществляется советом по собственной инициативе или инициативе населения.
В данной модели наиболее полно воплощается принцип подотчетности исполнительной власти представительной, когда мэр избирается главным образом из числа парламентариев. Такая модель действует в Великобритании, где мэр избирается большинством голосов на собрании совета из числа советников.
В модели «совет-администратор»
должность мэра не предусматривается. Организация деятельности совета осуществляется избираемым из числа депутатов совета председателем, который не имеет полномочий, дающих ему право па руководство местной администрацией. Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц администрации. Отношения управляющего с советом определяются условиями контракта. Данная модель отражена в ФЗ №131 как разделение функций главы муниципального образования и главы местной администрации. Комбинированная модель – сильный (слабый) мэр – совет и совет-администратор. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах (модель «сильный мэр-совет»), либо представительным органом муниципального образования (модель «слабый мэр-совет») и становится высшим должностным лицом муниципального образования. Глава муниципального образования может быть и главой местной администрации, если при этом он оставит пост председателя представительного органа власти при избрании его на соответствующую должность. Однако чаще всего глава местной администрации назначается на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение этой должности. К недостаткам этой модели относят невозможность или затрудненность влияния населения на политику, проводимую администратором.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|