Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Модели организации органов местного самоуправления




В соответствии с Конституцией РФ (статья 131) местное самоуправление в РФ осуществляется в различных организационных формах, населению предоставлено право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ №131 для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций, население образует выборные и другие органы местного самоуправления, которые наделяются соответствующими полномочиями для решения вопросов местного значения.

ФЗ №131 предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного самоуправления, наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления.

Анализ сложившейся структуры органов местного самоуправления различных муниципальных образований, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления позволяет выделить несколько организационных моделей местного самоуправления.

Число создаваемых органов МСУ, их структура и объем компетенции различаются в зависимости от следующих факторов:

1. типа МО

2. численности жителей МО

3. возможностей социально-экономического развития МО

4. исторических и иных местных традиций

5. национальных обычаев

6. политических интересов.

В основе дифференциации моделей организации местного управ­ления лежит взаимодействие трех субъектов, традиционно представ­ляющих типовую структуру местного управления: представительный орган (совет), местная администрация и высшее должностное лицо местного самоуправления — мэр.

В мировой практике сложились следующие модели организацион­ных структур (при их описании будут использоваться в отношении структурных единиц наименования «мэр», «совет», «администрация»).

Наиболее популярной в США организационной схемой городско­го управления выступает модель «сильный мэр-совет»

Характерной особенностью этой модели является то, что и мэр, и со­вет избираются всем населением.

«Сильным» мэр называется в силу наличия ряда присущих ему в этой модели полномочий:

- мэр обладает правом отлагательного вето на решения совета;

- самостоятельно фор­мирует администрацию, назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц администрации;

- единолично руководит деятельностью администрации;

- организует работу совета, председа­тельствует на его заседаниях, подписывает акты, принимаемые сове­том.

Для соблюдения баланса совет наделяется правом преодоления вето квалифицированным большинством голосов депутатов. Меха­низмом досрочного прекращения полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей является местный референдум.

В рамках модели «слабый мэр-совет»  мэр избирается из числа депутатов совета. «Слабость» его заключается в полной подкон­трольности и подотчетности совету: мэр не имеет права вето; форми­рование администрации, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц администрации производится им с согла­сия совета; пределы его права руководства администрацией ограничены решениями совета. Досрочное снятие полномочий мэра осуществляет­ся советом по собственной инициативе или инициативе населения.

 

В данной модели наиболее полно воплощается принцип подотчет­ности исполнительной власти представительной, когда мэр избирает­ся главным образом из числа парламентариев. Такая модель действу­ет в Великобритании, где мэр избирается большинством голосов на собрании совета из числа советников.

В модели «совет-администратор»

  должность мэра не предусматривается. Организация деятельности совета осуществляет­ся избираемым из числа депутатов совета председателем, который не имеет полномочий, дающих ему право па руководство местной адми­нистрацией.

Все административные функции сосредоточены у нани­маемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц администрации. Отношения управля­ющего с советом определяются условиями контракта. Данная модель отражена в ФЗ №131 как разделе­ние функций главы муниципального образования и главы местной администрации.

Комбинированная модель – сильный (слабый) мэр – совет и совет-администратор. Глава муниципального образования избирается на му­ниципальных выборах (модель «сильный мэр-совет»), либо представительным органом муниципального образования (модель «слабый мэр-совет») и становится высшим должностным лицом муници­пального образования.

Глава муниципального образования может быть и главой местной администрации, если при этом он оставит пост пред­седателя представительного органа власти при избрании его на соответствующую должность. Однако чаще всего глава местной админи­страции назначается на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение этой должности.

К недостаткам этой модели относят невозможность или затруднен­ность влияния населения на политику, проводимую администратором.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...