3. Вопросы местного значения: нормативные основы
3. Вопросы местного значения: нормативные основы Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, решение вопросов местного значения может осуществляться тремя способами: · населением непосредственно; · населением и органами местного самоуправления; · органами местного самоуправления. Особенностью ФЗ№131 является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, поскольку: · во-первых, для них характерны различные потребности и ряд вопросов местного значения городского округа не актуален для сельского поселения · во-вторых, муниципальные образования неодинаковы по уровню бюджетной обеспеченности. Причем в двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления «поселение – муниципальный район» предусмотрены как вопросы исключительной компетенции поселений и муниципальных районов в их границах, так и вопросы их совместного ведения. Таким образом, ВМЗ можно разделить: ·Вопросы, относящиеся кисключительному ведению городских и сельских поселений - круг вопросов, связанный с повседневным жизнеобеспечением населения (ст. 14 ФЗ№131). · Вопросы местного значения, разграниченные между поселениями и муниципальными районами. Разделение произведено на основании принципа: что в границах поселения – за это отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район (ст. 14, 15 ФЗ№131).
· Вопросы местного значения, закрепленные исключительно за муниципальными районами, поскольку эти вопросы требуют наличия развитой инфраструктуры и крупных финансовых затрат (ст. 15 ФЗ№131). · К вопросам местного значения городского округа относится совокупность вопросов поселений и муниципальных районов (ст. 16 ФЗ№131). · К вопросам местного значения внутригородского района может относиться часть вопросов местного значения городского округа (ст. 16. 2) Подобное разделение между уровнями муниципальной власти позволяет с наибольшей эффективностью оказывать услуги населению, поскольку вопросы местного значения закреплены за тем территориальным уровнем управления, который обладает большими ресурсными возможностями для их реализации. Анализ содержания вопросов местного значения показывает, что решение многих из них связано с обеспечением производства на территории муниципалитета большого спектра общественных, жизненно значимых услуг населению. Это связано с тем, что: 1. решения, принимаемые на уровне, наиболее приближенном к населению, могут обеспечить качество и количество услуг, исходя из потребностей населения 2. возможность контроля населения за оказанием услуг органами МСУ 3. специфика общественных благ – неисключаемость (невозможность ограничить к ним доступ) и неконкурентность (увеличение числа потребителей не может привести к повышению цены за единицу услуги и часть потребителей может получить услугу, не заплатив). Вопросы местного значения всех типов муниципальных образований можно разделить на 2 группы: 1. Вопросы местного значения, где используются термины «организация», «содержание», «обеспечение», «формирование», предполагают полную ответственность органов местного самоуправления за их решение и частичное или полное финансирование из средств местного бюджета. Органы местного самоуправления осуществляют решение данных вопросов местного значения посредством основания, учреждения хозяйственной системы или её отдельных элементов (муниципальных предприятий и учреждений), производящих соответствующие услуги и упорядочивания деятельности самостоятельных немуниципальных хозяйствующих субъектов – производителей услуг.
2. Вопросы местного значения, где применяются термины «создание условий», «участие», предполагают, что муниципальная власть не должна сама предоставлять услуги населению, а лишь создавать условия для их предоставления. В данном случае отсутствует обязательное бюджетное финансирование. Органы местного самоуправления устанавливают правовые основы, создают финансовые, материально-технические, информационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов по решению данных вопросов местного значения. Это означает, что само население непосредственно (физические и (или) юридические лица) должно производить данные виды услуг. Таким образом, вопросы местного значения могут решаться как органами местного самоуправления, так и непосредственно населением. Однако в последнем случае за органами местного самоуправления сохраняется право контроля качества и порядка оказания муниципальных услуг, поскольку большинство из них являются жизненно значимыми общественными благами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|