Занятие 3 заочная экскурсия «приметы зимы». Приемы дымковской росписи
Занятие 3 ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ». ПРИЕМЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели: отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах; учить выполнять дымковскую роспись. Целевые ориентиры дошкольного образования: может поддерживать беседу о временах года сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удивление, восхищение) при прочтении стихотворений С. Есенина, Ф. Тютчева и прослушивании музыкального произведения «Играем в снежки» Т. Ломовой; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование книжной закладки с приемами дымковской росписи). Материалы и оборудование: рисунки, на которых изображены деревья и кустарники без листьев; хвойные деревья; следы на снегу; заяц, грызущий осину; тетерева на березе; куропатки в кустарнике тянутся к почкам; пословицы о зиме; дымковские игрушки. Содержание организованной деятельности детей 1. Вводное слово воспитателя. – Отгадайте загадку: Снег на полях, Лед на реках, Ветер гуляет. Когда это бывает? – Сегодня мы отправимся в путешествие в зимний лес. Когда зима приходит в наши края? 2. Заочная экскурсия «Приметы зимы». – В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме Петр Андреевич Вяземский: Здравствуй, в белом сарафане Из серебряной парчи! На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи. Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа, Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! – Как поэт называет зиму? – Что изменилось в природе с ее приходом? – Назовите признаки зимы: 1. Стало холодно. 2. Снеговой покров. 3. Замерзание почвы и водоемов. 4. Дни короткие, ночи длинные. 5. Стало мало птиц, исчезли насекомые. 6. Растения спят. 7. Некоторые животные меняют окраску. – Как изменилась температура воздуха с приходом зимы? – Погода стала только морозной? – Бывают ли зимой потепления? – Как они называются? Оттепел ь – это кратковременное потепление зимой. Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев. – Какое небо зимой? (Серое зимнее. Красивых летних облаков на небе не увидишь. ) – Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твердые: снег, крупа, изморозь. ) – Что произошло с почвой зимой? – Какие изменения произошли с водой в водоемах? – Какова продолжительность дня и ночи? – А как зимой изменилась жизнь животных? (Стало намного меньше птиц, нет вовсе насекомых. Некоторые животные надели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка – серой. ) Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней... С. А. Есенин – Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку березы или тополя и поставить в воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит. ) – Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы? (Изменения в природе происходят в связи с изменениями температуры – наличием малого количества солнечного тепла. ) – Можно с уверенностью сказать, что зима – это волшебное время года. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. – А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопросы: какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму? Чтение стихотворений детьми. Чародейкою зимою Околдован лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою Чудной жизнью он блестит. Ф. И. Тютчев Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой, Подвязалася сосна... Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка... А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна... С. А. Есенин – Что такое метель? Метель – сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. – Как ведут себя зима и метелица? – А знаете ли вы, какой у зимы дом? – Какие половицы, поговорки, загадки о зиме вы знаете? Декабрь год кончает, зиму начинает. В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает. Мороз железо рвет и на лету птицу бьет. Скатерть бела, весь свет одела. – Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким темным и мрачным, как поздней осенью. – Рассмотрите рисунки. На них – зима. Какие бывают снегопады? Что такое сугроб? – Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарников, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несется по воздуху. Он задерживается около преград – домов, деревьев, камней и т. п. и наметает сугробы. Очень сильный ветер несет не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|