5. Рефлексия. Занятие 4 рассказывание Русской народной сказки «никита Кожемяка». Лепка животных. «зайчик». Содержание организованной деятельности детей
5. Рефлексия. – А теперь рассмотрим выставку из наших работ и выберем самые выразительные. Какие работы самые аккуратные? Занятие 4 РАССКАЗЫВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА». ЛЕПКА ЖИВОТНЫХ. «ЗАЙЧИК» Виды детской деятельности: игровая, изобразительная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора. Цели: закреплять умение лепить животных, передавать форму, строение и величину частей; упражнять в применении разнообразных способов лепки; учить передавать простые движения фигуры. Целевые ориентиры дошкольного образования: выражает положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) при прочтении сказки «Никита Кожемяка» и прослушивании музыкального произведения «Утро» Э. Грига; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения подвижной игры; с увлечением работает с пластилином по образцу и собственному замыслу, выполняя фигурки животных. Материалы и оборудование: запись «Утро» Э. Грига; иллюстрации с изображением русских богатырей; зайцев; к сказке «Никита Кожемяка»; глина, доска; для подвижной игры – морковь или другие мелкие предметы; стихи, загадки. Содержание организованной деятельности детей 1. Введение игрового момента. – Отгадайте, какие сказочные герои поселились в русском лесу: Свист соловьиный, Взор орлиный – Не зверь, не охотник, А... (Соловей-Разбойник). * * * Из-за сопок и полей Показался некий зверь. В ноздри он дышал огнем, Ночью стало, словно днем. Он украл Забаву,
Потащил в дубраву. (Змей Огненный. ) – Ребята, а кто нам поможет победить Огненного Змея и Соловья-Разбойника? (Богатырь. ) Звучит пьеса «Утро» Э. Грига. Педагог читает стихотворение. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! – Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (Чувство торжества, гордости за свою Родину. ) – Сегодня мы познакомимся с русским богатырем Никитой Кожемякой. Посмотрите на иллюстрацию «Никита Кожемяка». 2. Рассказывание русской народной сказки «Никита Коже- мяка». Никита (Киримлл) Кожемямка – герой народной сказки, записанной в нескольких вариантах в разных губерниях Великой, Малой и Белой Руси. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке, называемом то Никитой, то Кириллом, то Ильёй Швецом, имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига – убиения змея и освобождения царевны – даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих кож. В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что у киевского князя была унесена дочь змеем, который, полюбив её, держал в заточении. Узнав от змея, что он боится только одного человека – Никиту (или Кирилла) Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его биться со змеем. Когда посланные князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 кож. На просьбу князя биться со змеем он сначала отвечает отказом. Не могут его умолить и посланные князем старцы, но трогают просьбы и плач детей, присланных князем. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым, Никита бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Белорусские и украинские варианты прибавляют в заключении сказки, что урочище близ Киева, где жил богатырь, стало с тех пор называться Кожемяками. Великорусами вариант представляет несколько иное окончание. Змей, опрокинутый Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита сковал соху в 300 пудов, запряг в неё змея и провёл борозду от Киева до моря; затем, начав делить море, он убил змея и утопил его труп. Остатки борозды от пахания Никиты видны и теперь; такие «змиевые» валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины.
Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве засвидетельствована первоначальной летописью – рассказом о юном богатыре, поборовшем при Владимире Святом печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен г. Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 г., имени юноши ещё нет; Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, в чём видят вымысел книжника. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. В этом летописном рассказе исследователи эпоса видят самую раннюю книжную передачу былины «киевского цикла». Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|