Сущность и характер управленческих решений.
Решение - это директивный акт, направляющий и стимулирующий определенную деятельность. Главным объектом его воздействия являются социально-экономические отношения, процессы и явления. Орган управления с помощью решения оказывает целенаправленное воздействие, маневрирует экономическими регуляторами и стимуляторами. Наиболее важным стимулом для побуждения людей к соответствующей деятельности является материальная и моральная заинтересованность, заложенная в управленческих решениях. Каждая управленческая функция связана несколькими обобщающими решениями: 1. Планирование: ¨ решение сверх задачи соответствующей организации; ¨ решение по выбору цели организации; ¨ решения, связанные с изменениями во внешнем окружении, также связанные с выбором стратегии и тактики управления. 2. Организация деятельности: ¨ решение по выбору структуры организации; ¨ решение по координации деятельности функциональных подразделений; ¨ решение по делегированию отношений. 3. Мотивация: ¨ решение направленное на удовлетворение потребностей подчиненных; ¨ решение по поводу повышения производительности труда; ¨ решения, связанные с повышением уровня удовлетворенности работников. 4. Контроль: ¨ решения по измерению результатов; ¨ решение по поводу периодичности оценки; ¨ решение по внесению корректив. Классификация управленческих решений. Управленческие решения классифицируются по следующим признакам: 1. По субъекту и объекту управления. 2. Предметный: ¨ экономические решения; ¨ социальные решения; ¨ решения технологического характера; ¨ и так далее. 3. По степени формализации: стандартные решения и нестандартные.
4. По реальной значимости и воздействию на управленческий объект: ¨ типовые или оперативные решения - это решения, принимаемые по текущим частным вопросам в условиях когда изменения затрагивают главным образом сроки, отдельные количественные параметры и исполнителей; ¨ стратегические - эти решения предполагают не только количественные но и качественные изменения в структуре и результатах. Стратегические решения - результат научно-обоснованного прогноза технологического, экономического и социального развития. Стратегические решения должны обладать определенными качествами, которые зависят от действия различных факторов: n личностные качества руководителя; n информационное обеспечение процесса выработки решений; n участие работников в выработке решений, система методов и форм доведения решений до непосредственных исполнителей (организация контроля); n исполнение технологических средств. Решение должно обладать: n реальной обоснованностью; n своевременностью решений; n экономичностью решений. Этапы принятия решений: 1. Выявление проблемы, ее структурирования. Выявление ценности этой проблемы. 2. Подготовка управленческих решений (выявление полного перечня альтернатив, отсев альтернатив). 3. Принятие решения (выбор лучшей альтернативы, оценка со стороны лица, принимающего решение и экспертная оценка). 4. Этап реализации управленческих решений (определение исполнителей и ответственных за реализацию данного решения). 5. Оценка результата реализации управленческих решений. Показатели качества управленческих решений. 1. Коэффициент оптимальности управленческих решений:
Количество оптимальных решений К1 = ----------------------------------------------- Общее количество решений
2. Коэффициент своевременности решений:
Количество своевременных решений
К2 = ----------------------------------------------- Общее количество решений
3. Коэффициент своевременности доведенных решений:
Количество своевременно доведенных решений К3 = ------------------------------------------------------------- Общее количество решений
4. Интегральный (обобщенный) коэффициент:
Количество реализованных решений К1 = ----------------------------------------------- Общее количество решений Контроль в системе управления. I. Понятие контроля и его место в управленческом цикле. II. Методы контроля. Понятие контроля и его место в управленческом цикле. Контроля представляет собой систематическую конструктивную деятельность руководителей, органов управления, направленную на приближение фактического исполнения к намеченному результату. Осуществляется в соответствии с действующим законодательством и решениями вышестоящих руководителей. Различают объект, субъект и предмет контроля. Объект контроля - то, что контролируется, а именно экономические, социальные процессы, решения, законы. Субъект контроля - человек, группа людей, организации. Предмет контроля - состояние и поведение объекта управления. Они характеризуются качественными, количественными, структурными, временными и пространственными параметрами. Цели контроля заключаются в проверке предпосылок, соответствующих выполнению намеченных целей управления. Классифицируются цели в зависимости от содержания временного шага, от уровня управления. Основной задачей контроля является выявление фактическое состояние какого-либо процесса, сопоставление его с намеченными целями, оценка ситуации и предприятия, при необходимости, каких-либо корректировочных мер. Наиболее эффективна функция контроля, если с ее помощью заблаговременно выявляется причина отклонения, обнаружатся неиспользованные возможности и резервы. Задачи контроля подразделяются на общие и частные. Частные распределяются на одну сторону деятельности объекта, общие - на всю деятельность объекта контроля. Методы контроля. Процесс контроля - это деятельность объединенных в определенную систему субъектов контроля, направленная на достижение наиболее эффективным способом поставленных целей управления путем реализации задач, применения соответствующих принципов, методов, технологических средств и технологий контроля.
По характеру взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают внешний и внутренний контроль. При внутреннем объекте и субъекте объединены в одну систему, при внешней субъекте - представитель другой системы управления (таможня, ревизорский контроль). Различают общие и частные методы контроля. Так пространственные, временные, качественные и количественные характеристики объекта контроля определяют частные методы. Общие методы - предварительный контроль, направляющий контроль (осуществляется на протяжении всей деятельности объекта), фильтрующий (на определенном этапе деятельности), последующий (после завершения контрольной деятельности). Основные этапы контроля: 1. Установление желаемого результата. 2. Измерение фактического результата. 2. Сравнение и оценка фактического и желаемого результата. 4. Выработка корректирующих мер. Методы управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|