Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и характер управленческих решений.




Решение - это директивный акт, направляющий и стимулирующий определенную деятельность. Главным объектом его воздействия являются социально-экономические отношения, процессы и явления.

Орган управления с помощью решения оказывает целенаправленное воздействие, маневрирует экономическими регуляторами и стимуляторами. Наиболее важным стимулом для побуждения людей к соответствующей деятельности является материальная и моральная заинтересованность, заложенная в управленческих решениях.

Каждая управленческая функция связана несколькими обобщающими решениями:

1. Планирование:

¨ решение сверх задачи соответствующей организации;

¨ решение по выбору цели организации;

¨ решения, связанные с изменениями во внешнем окружении, также связанные с выбором стратегии и тактики управления.

2. Организация деятельности:

¨ решение по выбору структуры организации;

¨ решение по координации деятельности функциональных подразделений;

¨ решение по делегированию отношений.

3. Мотивация:

¨ решение направленное на удовлетворение потребностей подчиненных;

¨ решение по поводу повышения производительности труда;

¨ решения, связанные с повышением уровня удовлетворенности работников.

4. Контроль:

¨ решения по измерению результатов;

¨ решение по поводу периодичности оценки;

¨ решение по внесению корректив.

Классификация управленческих решений.

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам:

1. По субъекту и объекту управления.

2. Предметный:

¨ экономические решения;

¨ социальные решения;

¨ решения технологического характера;

¨ и так далее.

3. По степени формализации: стандартные решения и нестандартные.

4. По реальной значимости и воздействию на управленческий объект:

¨ типовые или оперативные решения - это решения, принимаемые по текущим частным вопросам в условиях когда изменения затрагивают главным образом сроки, отдельные количественные параметры и исполнителей;

¨ стратегические - эти решения предполагают не только количественные но и качественные изменения в структуре и результатах.

Стратегические решения - результат научно-обоснованного прогноза технологического, экономического и социального развития.

Стратегические решения должны обладать определенными качествами, которые зависят от действия различных факторов:

n личностные качества руководителя;

n информационное обеспечение процесса выработки решений;

n участие работников в выработке решений, система методов и форм доведения решений до непосредственных исполнителей (организация контроля);

n исполнение технологических средств.

Решение должно обладать:

n реальной обоснованностью;

n своевременностью решений;

n экономичностью решений.

Этапы принятия решений:

1. Выявление проблемы, ее структурирования. Выявление ценности этой проблемы.

2. Подготовка управленческих решений (выявление полного перечня альтернатив, отсев альтернатив).

3. Принятие решения (выбор лучшей альтернативы, оценка со стороны лица, принимающего решение и экспертная оценка).

4. Этап реализации управленческих решений (определение исполнителей и ответственных за реализацию данного решения).

5. Оценка результата реализации управленческих решений.

Показатели качества управленческих решений.

1. Коэффициент оптимальности управленческих решений:

 

Количество оптимальных решений

К1 = -----------------------------------------------

Общее количество решений

 

2. Коэффициент своевременности решений:

 

Количество своевременных решений

К2 = -----------------------------------------------

Общее количество решений

 

3. Коэффициент своевременности доведенных решений:

 

Количество своевременно доведенных решений

К3 = -------------------------------------------------------------

Общее количество решений

 

4. Интегральный (обобщенный) коэффициент:

 

Количество реализованных решений

К1 = -----------------------------------------------

Общее количество решений

Контроль в системе управления.

I. Понятие контроля и его место в управленческом цикле.

II. Методы контроля.

Понятие контроля и его место в управленческом цикле.

Контроля представляет собой систематическую конструктивную деятельность руководителей, органов управления, направленную на приближение фактического исполнения к намеченному результату. Осуществляется в соответствии с действующим законодательством и решениями вышестоящих руководителей. Различают объект, субъект и предмет контроля.

Объект контроля - то, что контролируется, а именно экономические, социальные процессы, решения, законы.

Субъект контроля - человек, группа людей, организации.

Предмет контроля - состояние и поведение объекта управления.

Они характеризуются качественными, количественными, структурными, временными и пространственными параметрами.

Цели контроля заключаются в проверке предпосылок, соответствующих выполнению намеченных целей управления. Классифицируются цели в зависимости от содержания временного шага, от уровня управления.

Основной задачей контроля является выявление фактическое состояние какого-либо процесса, сопоставление его с намеченными целями, оценка ситуации и предприятия, при необходимости, каких-либо корректировочных мер. Наиболее эффективна функция контроля, если с ее помощью заблаговременно выявляется причина отклонения, обнаружатся неиспользованные возможности и резервы. Задачи контроля подразделяются на общие и частные. Частные распределяются на одну сторону деятельности объекта, общие - на всю деятельность объекта контроля.

Методы контроля.

Процесс контроля - это деятельность объединенных в определенную систему субъектов контроля, направленная на достижение наиболее эффективным способом поставленных целей управления путем реализации задач, применения соответствующих принципов, методов, технологических средств и технологий контроля.

По характеру взаимоотношений субъекта и объекта контроля различают внешний и внутренний контроль. При внутреннем объекте и субъекте объединены в одну систему, при внешней субъекте - представитель другой системы управления (таможня, ревизорский контроль).

Различают общие и частные методы контроля. Так пространственные, временные, качественные и количественные характеристики объекта контроля определяют частные методы. Общие методы - предварительный контроль, направляющий контроль (осуществляется на протяжении всей деятельности объекта), фильтрующий (на определенном этапе деятельности), последующий (после завершения контрольной деятельности).

Основные этапы контроля:

1. Установление желаемого результата. 2. Измерение фактического результата.

2. Сравнение и оценка фактического и желаемого результата. 4. Выработка корректирующих мер.

Методы управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...