Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, социальные функции и полномочия парламента.




Парламент (англ.) - говорю, говорить.

13 век - период образования парламента. Родина - Англия.

Парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти, которая включает в себя и распоряжение казной, т.е. принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением.

В зависимости от формы правления парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), т.е. всей совокупности граждан данного государства. Отсюда понятие - орган национального или народного представительства.

Основные принципы концепции народного представительства:

1. Национальное или народное представительство учреждается Конституцией.

2. Нация или народ, как носитель суверенитета уполномочивают парламент осуществлять от его имени законодательную власть.

3. Нация или народ избирает в парламент своих представителей.

4. Член парламента является представителем всей нации, а тех, кто его избрал, поэтому не зависит от избирателей и не может быть ими отозван.

Общая характеристики компетенции.

Чтобы парламент мог реализовать свои социальные функции, Конституцией наделяют его необходимыми полномочиями, которые вместе с функциями образуют его компетенцию.

В зависимости от того, каков объем конституционной компетенции, ее подразделяют на следующие виды:

1. Неограниченная компетенция - предполагает верховенство законодательства, право утверждать бюджет и устанавливать налоги, коллективную ответственность правительства перед парламентом, право утверждать судей, отсутствие других подобных конкурирующих властей.

2. Абсолютно ограниченная - примером является французский парламент, парламенты ряда развивающихся стран. Это когда в Конституции дается полный перечень вопросов ведения парламента.

3. Относительно ограниченная - присуща для децентрализованных федеральных государств, пример - США, Испания,

Характеристика по видам деятельности:

1. Законодательная компетенция - это совокупность полномочий по принятию законов. 2 аспекта:

а) с материальной точки зрения - законом считается всякий акт, который по своему существу является законом независимо от государственного органа, его создавшего;

б) с формальной точки зрения - закон это всякое определение, исходящее от органа, который в данной стране рассматривается как непосредственный выразитель суверенной воли коллективности, образующих основу государства.

2. Финансовая - сюда относятся полномочия парламента утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги. Эта компетенция установилась раньше, чем законодательная. В финансовую компетенцию также входит утверждение отчета правительства об исполнении бюджета. Среди финансовых полномочий приоритетное место принадлежит налоговым полномочиям. Зачастую налоговые полномочия входят исключительно в парламентскую компетенцию. К финансовым полномочиям также относятся принятия решений о денежной эмиссии,; вопросы, касающиеся внутренних и внешних займов; создание внебюджетных фондов.

3. Ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация - это окончательное согласие государства на заключение договора, который выражается в установленной форме. Денонсация - в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.

4. Назначение референдумов.

5. Формирование государственных органов и их учреждение. Назначение, либо избрание должностных лиц, либо участие в этих процедурах.

Формы и способы участия парламента в формировании государственных органов.

1. Избрание или назначение по собственному усмотрению.

2. Избрание или назначение по представлению других органов или должностных лиц.

3. Формирование органа целиком без определения его руководителей.

4. Формирование органа с избранием или назначением его руководителя.

5. Избрание и назначение только руководителя органа (его замов).

6. Формирование части органа.

7. Участие парламента в составе более широких комиссий, формирующих орган.

8. Дача парламентом предварительного или последующего согласия на формирование органа или назначения должностных лиц.

Парламентское право.

Парламентское право - это система конституционно-правовых норм, регулирующих статус парламента, его внутренние и внешние отношения. Эту систему составляют нормы конституции, законов, регулирующих отдельные стороны организации деятельности парламента. Также сюда входят регламенты парламентов и их палат. К этой системе можно отнести парламентские процедуры, т.е. однократные решения парламента, их палат или отдельного руководителя.

Структура парламента.

Может быть разное количество палат (бывало до 6 штук). Социалистические конституции выступают за однопалатный верховных представительный орган.

Там, где палаты формируются не демократическим путем, они не обладают реальной властью (Великобритания).

Федеральные государства имеют двух палатные парламенты, в которых верхняя палата представлена представителями от субъектов Федераций (США, Германия, Бразилия, Мексика, Россия).

В унитарных государствах с 2-х палатным парламентом верхняя палата формируется в соответствии с политически-административным территориальным делением (Италия, Испания, Япония, Франция и др.).

Однопалатные парламенты представлены в ряде европейских стран (Финляндия, Венгрия, Швеция, Дания и др.).

Африканские государства имеют также однопалатные парламенты, однако какой-то реальной власти и законодательной инициативы не имеют. Законы разрабатываются внепарламентскими организациями.

Название палат различны. Нижние: палата представителей (США, Япония, Бельгия), палата депутатов (Италия, Бразилия, Чехия, Румыния), национальный совет (Австрия, Швейцария, Словакия), национальная ассамблея (африканские страны, Вьетнам); верхняя: сенат, либо по форме политически-административного деления.

Нижние палаты формируются путем всеобщих и прямых выборов (исключение - Китай, т.е. всекитайское собрание народных представителей). Срок полномочий 4-5 лет. Везде почти одновременное обновление палаты.

Порядок формирования верхних палат различен:

· по принципу политико-административного деления;

· по социальному принципу;

· принцип назначения всего состава верхней палаты. Назначение главой государства, (например Иордания, Таиланд, Ямайка, Барбадос);

· путем прямых выборов (США, Польша, Швейцария);

· путем косвенных выборов. Принцип оговаривается не конституционно, а различными избирательными законами.

Срок полномочий, как правило, более длительный, чем у нижней палаты.

Парламентский иммунитет - парламентская неприкосновенность. Цель: оградить парламентарий от уголовных преследований, возможно под ложным предлогом. Срок действия устанавливается Конституцией.

Парламентский индомитет - не ответственность за высказывания и иные действия при осуществлении мандата (в палате, комитете или комиссии, в иных случаях, когда высказывание носит публичный характер).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...