Глава I эволюция или творение? 1 глава
Стр 1 из 15Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к первому изданию.......................................................... 4 Предисловие к второму изданию........................................................7 Глава I Эволюция или творение?.............................................................. 14 Глава II Хаос или космос?.............................................................................. 28 Глава III Вверх или вниз?................................................................................. 45 Глава IV Случай или план?............................................................... 62 Глава V Униформизм или катастрофизм?.......................................... 85 Глава VI Старая или молодая?................................................................... 119 Глава VII Обезьяны или люди?...................................................................... 154 Глава VIII Сотворение мира по Священному Писанию?................ 181
Надруковано на книжковій фабрищ «Християнське життя» м.Луцьк, вул. В.Стуса, 3 тел./факс (03322) 4-57-51 ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Широко распространившееся в последние годы движение в направлении создания новых частных христианских школ было во многом обусловлено неспособностью общественных школ сохранять академическую и философскую объективность. Во имя современной науки и отделения церкви от государства Библия и теистическая религия были совершенно изгнаны из учебных планов, а нетеистическая религия секу-лярного эволюционистского гуманизма стала во всех практических отношениях официальной государственной религией, распространяемой в общественных школах. Два поколения такой эволюционистской обработки дали опустошительные результаты. Секуляризованные школы произвели секуляризованное общество. Из ребенка вырастает человек, и если ребенка заставляют верить, что он просто эволюционировавшее животное то он начинает вести себя, как животное: либо агрессивно борясь за свое превосходство, либо слепо следуя агрессивным лидерам.
Эволюционистское учение не только социологически вредно, но и ложно научно и исторически. Человек и его мир не являются продуктами эволюционного процесса, но представляют собой особое творение Бога. Согласно библейской летописи Сам Бог Своим собственным перстом начертал слова: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них...* (см. Исх. 20:11; 31:17-19). Из этой истины вытекает, что настоящее понимание человека и его мира может быть найдено только в четких рамках креационизма. Образование во всех своих направлениях должно выстраиваться вокруг креационизма, а не эволюционизма. Большинство христианских школ, следовательно, привержены библейскому креационизму в качестве основного постулата их философии и обучения. Движение христианских школ срочно необходимо современному миру и уже вносит свой жизненно важный вклад. Счастлив ребенок, если родители и церковные лидеры задумываются о его будущем характере и вечном блаженстве и видят, что он нуждается в твердом и тщательном христианском образовании. Но к этому пока еще есть серьезные препятствия, даже в христианских школах. Как можно эффективно учить креационизму, если все учебники ориентированы на эволюционизм, а большинство христианских учителей учились в колледжах, где все методики базировались на эволюционизме? Следовательно учебники должны быть переписаны, а учителя переучены! Такая цель звучит утопически, но движение к цели нуждается в начале, а с Богом нет ничего невозможного. Институт креационных исследований (ИКИ) был основан для этой уникальной и важной задачи. Хотя он еще молод, его семинары для учителей, Летняя школа научного креационизма и литературные программы внесли значительный вклад в жизнь и служение многих учителей как христианских, так и общественных школ.
Однако необходимые программы по созданию учебников требуют гораздо больших затрат времени и денег, чем семинары, и выполняются медленнее. В течение этого промежутка времени, пока креационно-ори-ентированные школьные учебники еще не созданы (а в случае общественных школ речь об учебниках, по крайней мере не содержащих однобокого смещения в вопросе об эволюционизме и креационизме), лучшей альтернативой является снабжение отдельных учителей правильным основным учебником по этому предмету для их личного обучения и использования. Это и является целью создания двух новых книг ИКИ, Научный креационизм (Общее издание) и Научный креационизм (Издание для общественных школ). Вторая из этих книг рассматривает все важные аспекты креационно-эволюционного вопроса со строго научной точки зрения, стараясь оценивать доказательства, предоставляемые соответствующими научными отраслями без ссылок на Библию и другую религиозную литературу. Она демонстрирует настоящие свидетельства, основанные на рассмотрении происхождения мира и древней истории, поддерживающие креационизм, а не эволюционизм. Научный креационизм (Общее издание) в сущности идентичен для общественных школ, но в нем добавлена последняя глава, которая помещает свидетельство науки в соответствующий библейский и богословский контекст. Этот раздел, «Сотворение мира по Священному Писанию», содержит тщательное рассмотрение того, что говорит книга Бытия о творении, потопе и других важных событиях ранней истории. Она также включает разнообразные «теории», которые были предложены (безуспешно) для того, чтобы найти гармонию между Библией и эволюционным Каракасом истории. Владея этой книгой, христианский учитель имеет под рукой как библейские, так и научные данные, чтобы показать ученикам ошибочность эволюции и сильные свидетельства в пользу творения. Учитель может адаптировать этот материал к конкретному предмету или уровню обучения по мере того, как соответствующие темы возникают в обычных учебных курсах. Как альтернатива, его можно взять за основу единого курса по научному библейскому креационизму, предусмотрев для него специальное время в годичном расписании.
Научные дискуссии изложены в этой книге таким образом, чтобы они могли пониматься и использоваться учителями, не имеющими научной подготовки. Информация хорошо документирована и организована для удобства пользования ссылками. Книга внимательно и вежливо подходит к рассмотрению эволюционистской точки зрения, а также строго фактологична и предусмотрительна в своей защите креационизма и катастрофизма. Библейское обсуждение, подчеркивающее специфическое творение и так называемый «наивно-буквальный» подход к книге Бытия, также включает внимательное и тщательное рассмотрение других точек зрения и может быть применено в учебных планах христианских школ любого типа. И, наконец, хотя эта книга писалась в первую очередь для учителей, она также может быть эффективно использована интеллектуально-ориентированными мирянами в различных ситуациях индивидуального или группового обучения. Эта книга, вероятно, наиболее полно покрывает все основные аспекты вопроса о происхождении мира, насколько это может быть сделано в одном небольшом томе. Можно надеяться, что эта книга поможет восстановить доверие к творению как к настоящему объяснению происхождения и значения мира.
Генри М. Моррис Институт креационных исследований Сан Диего, Калифорния Июль, 1974 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Когда Научный креационизм был впервые опубликован в 1974 году, возрождающиеся современные креационисты только начинали привлекать людей, связанных с наукой и образованием, ориентированных на эволюционизм. Обществу креационных исследований было десять лет, а Институту креационных исследований (как он теперь называется) было всего два года. Эта книга была подготовлена из-за огромной нужды в цельном тексте и библиографии по всем аспектам креационной модели происхождения мира. Нужна была книга научно точная и хорошо документированная, но в то же время столь же понятна и убедительна для неученых, как и для ученых. То, что эта книга стала ответом на такую нужду, подтверждается ее широким распространением и одиннадцатью тиражами. В течении прошедших более чем десяти лет она была самой известной и самой влиятельной книгой в этой области. Многие люди были приведены к правильным креационистским убеждениям в результате ее чтения, многие школы и колледжи использовали ее в качестве учебника или необходимого пособия. За это время креационистское движение разрослось, и креационистские ассоциации теперь действуют в каждом штате и во многих других странах.
Теперь стало доступно намного больше книг по креационизму, чем было в 1974 году. Это особенно заметно по весьма расширившейся библиографии в этом новом издании Научного креационизма. Тем не менее спрос именно на эту книгу продолжает быть очень большим, и посему нам показалось целесообразным выпустить ее сейчас в новом переработанном издании. Конечно, со времени публикации первого издания появилось много новых значительных разработок по вопросу творения и эволюции. Неудивительно, что все они усиливают позиции креационизма и ослабляют позиции эволюционизма. Многие из них, по случайному совпадению или нет, по-видимому отражают влияние креационистского движения, так как эволюционисты все более и более приходят к признанию достоверности свидетельств и аргументов, приводимых креационистскими авторами и проповедниками. В качестве примера можно привести растущее влияние «пунктирного равновесия», концепции в биологии и палеонтологии. Креационисты очень долго доказывали, что в действительности нет переходных форм среди ископаемых останков, в противовес мнению всех неодарвинистов. Теперь мы находим, что ведущие эволюционисты говорят то же самое. Например: «Известные отложения ископаемых останков не дают ни одного примера филетической эволюции, совершающей главный морфологический переход...»1 «Отсутствие среди ископаемых останков свидетельств в пользу промежуточных стадий между главными переходами в органической природе... является постоянной и болезненной проблемой для градуалистичес-кого подхода в эволюции».2 Гоулд так определяет «пунктирное равновесие»: «Таким образом, наша модель «пунктирных равновесий» считает, что эволюция концентрируется в событиях видообразования, а успешные видообразования являются нечастыми событиями, что пунктиром пронизывают стационарность больших популяций, которые в основном не изменяются в течении миллионов лет их существования».3 Итак, переходные формы не ожидаются даже между видами, не говоря уже о родах, семействах и более высоких категориях.
Другим аспектом неодарвинизма, который отвергается многими эволюционистами, является концепция естественного отбора как «твор-ческой» силы. Креационисты долго доказывали, что естественный отбор не имеет предсказательной ценности и, следовательно, является простой тавтологией, констатирующей очевидный факт, что организмы, которые «выжили», оказываются «наиболее соответствующими», но он не открывает ничего о том, как именно они эволюционировали. Многие эволюционисты теперь соглашаются с этим утверждением и ищут другие возможные механизмы. Автор одной из более чем тридцати антикреационистских книг, опубликованных в последние годы, признает: «Утверждение о том, что естественный отбор является тавтологией, периодически появляется и в самой научной литературе».4 Замечательная приспособленность организмов к окружающей среде часто приводится как доказательство эффективности естественного отбора. Креационисты, с другой стороны, всегда утверждали, что такая приспособленность является свидетельством в пользу замысла, а не шанса. Теперь эволюционисты неохотно признают, что это так, и доказывают, что несовершенство приспособленности («выживание неприсобленного») свидетельствует в пользу эволюции. «В действительности, как указал Дарвин, совершенный Творец мог бы сотворить совершенную приспособленность... Если бы не было несовершенств, то не было бы ничего... что заставляло бы предпочесть эволюцию (путь естественного отбора) творению».5 Это удивительное допущение отсутствия какого-либо реального доказательства эволюции. Неприсобленные (если они действительно таковы) являются свидетельством о нисходящих изменениях (например, мутациях), а не о восходящих изменениях, которые требуются в любом, имеющем смысл, эволюционном процессе. Другим чрезвычайно важным развитием является восстановление катастрофизма в геологии. Здесь опять креационисты проложили путь, в течении многих лет доказывая, что традиционный геологический уни-формизм («настоящее является ключом к прошлому») — это бессильная догма, совершенно неспособная объяснить колоссальные отложения пород в земной коре, особенно, осаждение ископаемых останков, которое использовалось как главное доказательство эволюции. Неокатастрофис-ты сейчас говорят то же самое, хотя и осторожно, чтобы не поощрять креационистов. Роберт Дотт в своем президентском обращении к обществу экономических палеонтологов и минералогов выбирает термин «эпизодичность» вместо термина «катастрофизм». «Что я имею в виду под «эпизодическим осаждением»? Термин «эпизодическое» был с осторожностью выбран из других возможных терминов. «Катастрофическое» стало недавно популярным из-за своего драматического эффекта, но его следует удалить из нашего словаря, так как оно поддерживает неокатастрофистскую креационистскую позицию».5 Тем не менее Дотт признает, что практически все геологические пласты образованы в результате, по крайней мере, локальных наводнений и других подобных катастроф. «Я надеюсь, что я убедил вас, что осадочные породы в основном являются следствием эпизодических событий, а не постоянно протекающих процессов. Мое сообщение заключается в том, что эпизодичность — это правило, а не исключение».6 Похожим образом отвергает лайелловский униформизм и Джеймс Х.Ши, редактор Журнала геологического образования. «Более того, многое из униформизма Лайелла (особенно его идеи об идентичности древних и современных процессов, градуализме и постоянстве скоростей) явно опровергается главными современными источниками, и подавляющее большинство свидетельств показывает, что как вещественная теория эти его идеи попросту неверны».7 Это обращение к катастрофизму не означает, конечно, признание Библейского катастрофизма (считающее главным всемирный потоп), но эпизодического катастрофизма концепцию многих региональных катастроф, отделенных друг от друга долгими периодами геологической неактивности. Однако в последние годы даже глобальные катастрофы вошли в моду среди некоторых геологов, особенно идея периодических астероидных бомбардировок, каждая из которых приводит к массовому вымиранию флоры и фауны. Гарвардский эволюционист Стефен Джей Гоулд даже предложил считать эти перемежающиеся катастрофы и вымирания новым объяснением эволюции! «Прежде мы разводили руки в разочаровании из-за отсутствия ожидаемой нами системы в истории жизни или пытались обманным путем вставить туда ту систему, которую мы надеялись найти в мире, и которой в действительности там не было... Если бы мы развили общую теорию массового вымирания, мы бы наконец поняли, почему жизнь расстраивает наши ожидания, и мы даже смогли бы выделить неожиданного вида систему из видимого хаоса».9 Идея «эволюции путем вымирания», конечно, очаровательный комментарий к тоскливым поискам какого-нибудь механизма, объясняющего эволюцию. Однако более важно признание Гоулда, что в действительности нет «системы в истории жизни». «Я считаю неудачу в поисках ясного «вектора прогресса» в истории жизни наиболее загадочным фактом, связанным с отложениями ископаемых останков».10 Признание Гоулда, что ископаемые останки не дают ясной картины прогресса,— очень важно. Всегда считалось, что стандартная геологическая колонна демонстрирует эволюцию жизни от простого к сложному на протяжении геологических эр. Креационисты, в свою очередь, настаивали, что самая стандартная геологическая колонка в большой степени искуственна. Все большие биологические типы существуют в неизменном виде с кембрия, и это постоянство можно проследить вниз ко многим видам (бактерия Е Coli, все еще популярная в бактериологических исследованиях, осталась прежней в течение миллиарда лет по эволюционной хронологии). Более того, каждая локальная колонка отличается от стандартной, она всегда в высшей степени неполна, часто с пропусками эр, с инверсией эр, а иногда с эрами (рассчитанными по ископаемым останкам), перемешанными друг с другом. Что же касается той степени порядка, который реально обнаруживается в локальных колонках, то креационисты всегда старались показать, что этот порядок соответствует относительным расположениям слоев обитания в экологических сообществах, которые были захвачены и погребены седиментационными катастрофами, образовавшими локальную колонку. Геолог Дэвид Рауп провел широкие исследования этих последовательностей ископаемых останков и пришел к следующему удивительному выводу: «Итак, геологическая шкала времени и основные факты биологического изменения во времени совершенно независимы от эволюционной теории... В течении многих лет после Дарвина его последователи надеялись найти предсказываемые прогрессии. В целом они не были обнаружены — но оптимизм умирает медленно, и некоторые чистые фантазии проникли в учебники», 11 Статистические исследования появления ископаемых останков, проведенные Раупом, привели его не только к теории периодического вымирания, описанной выше, но также к замечательному открытию, что ископаемые останки могли располагаться совершенно случайно, а не в каком-либо порядке! Он даже отмечает парадоксальный смысл этого для креационистов. «Один из парадоксов эволюционно-креационного спора заключается в том, что креационисты приняли ошибочное представление о детальной и упорядоченной прогрессивной последовательности в расположении ископаемых останков и зашли очень далеко в согласовании этого «факта» со своей геологией всемирного потопа».12 Рауп, куратор геологического направления в Полевом музее в Чикаго, главный геолог Чикагского Университета, является без сомнения наиболее известным в мире палеонтологом. Он также сторонник неока-тастрофизма и пунктирного равновесия вместе с растущим количеством современных эволюционистов. Один из ведущих представителей предыдущего поколения, ученик выдающегося Джорджа Гэйлорда Симпсона, пришел к похожему выводу: «Я думаю, что очень немногие палеонтологи когда-либо полагали, что ископаемые останки сами по себе дают основание для заключений о существовании эволюции».13 «Отложения ископаемых останков даже не дают свидетельств в подтверждение дарвинистской теории, разве только в том слабом смысле, что они совместимы и с другими эволюционными теориями, революционными теориями, креационистскими теориями и даже внеисторичес-кими теориями».14 Неудивительно, что зоолог из Оксфорда Марк Ридли заключает, что: «Никакой настоящий эволюционист, будь он градуалист или пунк-туационист, не станет использовать ископаемые останки в качестве свидетельства о превосходстве теории эволюции над теорией творения».15 Как повсеместные свидетельства катастрофизма в геологических пластах, так и повсеместное отсутствие переходных форм в отложениях ископаемых останков могут теперь быть соединены (с абсолютным отсутствием каких-либо эволюционных прогрессий в этих отложениях) в очень сильный аргумент в пользу разового творения и глобального водного катаклизма как лучшей модели, описывающей данные геологии и палеонтологии. Можно упомянуть много других разработок. Почти без исключений каждое новое открытие или анализ ослабляют традиционные позиции и усиливают позиции креационизма. Некоторые из них обсуждаются в дальнейшем в этой книге. Новейшие данные не только из геологии и палеонтологии, но также из астрономии, генетики, физики, биохимии и других наук могли бы быть приведены в поддержку научного креационизма. Дэвид Рауп отвесил на самом деле интересный (хотя и косвенный) комплимент креационистам, отметив следующий факт: «Я сомневаюсь, есть ли хоть один единственный человек в научном сообществе, который смог бы справиться со всем диапазоном (креационистских) аргументов без помощи армии консультантов по отдельным отраслям знаний».16 Неспособность эволюционистов справиться с аргументами креационистов была еще сильнее продемонстрована в ходе состоявшихся за последние десять лет 200 (или около того) креационистско-эволюциони-стских дебатов, проходивших во многих местах, включая большинство из ведущих университетов. Эволюционисты привели множество объяснений, почему креационисты обычно выигрывают эти дебаты (и почему большинство ведущих эволюционистов отказываются теперь от участия в таких дебатах), но действительная причина состоит в том, что научные свидетельства поддерживают творение, а не эволюцию! Соответственно, ответ эволюционистски ориентированных ученых на аргументы креационистов не научный, а эмоциональный. Очевидной стратегией является запугивание. A.C.L.U. возбуждает или угрожает возбудить судебный процесс каждый раз, как двухмодельный подход рассматривается на школьном совете. Настоящий поток антикреационистских тирад изливается из либеральных средств массовой информации, из журналов и книг образовательно-научного направления. Эволюционисты публично злорадствуют по каждому простейшему поводу неверного цитирования или истолкования, которые они обнаруживают в обширной, хорошо документированной креационистской литературе, в то время как их собственные писания изобилуют вырванными из контекста цитатами и вопиющими искажениями креационистских аргументов. Эволюционисты, по-видимому, все еще не могут принять некоторые наиболее неопровержимые утверждения креационистов (например, об энтропийном принципе, действующем против «восходящей» эволюции даже в открытых системах).<В отсутствие каких-либо научных доказательств в пользу реальной эволюции они стремятся концентрировать свою полемику на аргументах против библейской доктрины о недавнем творении и всемирном потопе, несмотря на то, что эти вопросы являются вопросами, отдельными от основного научного выбора между творением и эволюцией. В то же время научные свидетельства в пользу молодой Земли и связанной с потопом геологии продолжают быстро накапливаться. Можно надеяться, что это новое издание Научного креационизма будет стимулировать растущий интерес к этой жизненно важной теме как в научном сообществе, так и среди неученых. Хотя большая часть этой книги осталась неизменной с первого издания, можно видеть, что аргументы и свидетельства с соответствующей документацией являются совершенно такими же истинными и действенными сейчас, как и в 1974 году. Добавлено несколько новых разделов, внесено несколько необходимых изменений в существующий текст. Сильно расширена библиография, как было указано выше, но и она не является полной. Огромное множество книг было опубликовано на эту тему с 1974 года и, вероятно, некоторые значительные книги были пропущены. В любом случае очень много книг теперь доступны для людей, заинтересованных в дальнейшем изучении этого вопроса. Научный креационизм теперь только одна из многих книг в этой области, но она уже внесла свой действенный вклад в дело креационизма, и можно надеяться, что это новое издание продолжит свое служение на этом пути и в будущем.
Генри М.Моррис Институт креационных исследований Июнь 1985
1 Стивен М. Стэнли, Макроэволюция: модель и процесс (San Francisco; W.M. Freeman and Co., 1979), стр. 39. 2 Стефен Джей Гоулд, «Возникает ли новая и всеобщая теория эволюции?» Paleobiology (т. 6, N 1, 1980), стр. 127. 3 Гоулд, Там же, стр. 125 I Д. Дж. Футьюма, Наука перед судом (New York: Pantheon Books, 1983), стр. 171. 5 Джереми Черфас, «Трудности дарвинизма», New Scientist (т. 102; 17 мая 1984), стр. 29. Черфас здесь цитирует аргументы, которые предложил знаменитый эволюционист Стефен Джей Гоулд. 6 Роберт Х.Дотт, «Эпизодический взгляд, замещающий теперь катастрофам», Geology (ноябрь 1982), стр. 16. 7 Там же. 8 Джеймс Х.Ши, «Двенадцать ошибок униформизма», Geotimes (т. 10: сентябрь 1982), стр. 456. 9 Стефен Джей Гоулд, «Эдиакарский эксперимент», Natural History (т. 93: февраль 1984), стр. 23. 10 Там же. II Дэвид М.Рауп, «Эволюция и ископаемые останки., Science (т. 213: 17 июля 1981), стр. 289. 12 Там же. 13 Дэвид Б.Киттс, «Поиск Священного преобразования», Paleobiology (т. 5: лето 1979), стр. 353. 14 Там же стр. 354. 15 Марк Ридли, «Кто сомневается в эволюции?» New Scientist (т. 90: 25 июня 1981), стр. 831. 16 Дэвид М.Рауп, «Геология и творение.. Bulletin of the Field Museum of Natural History (т. 54: март 1983), стр. 16. ГЛАВА I ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ ТВОРЕНИЕ? ЗНАЧЕНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И родители, и учителя знают, что дети — очень любопытные создания. Они действительно ненасытно любопытны во всем, что касается «почему» и «как» все происходит. Если эту врожденную интеллектуальную предрасположенность поощрять и воспитывать, то во взрослой жизни она приводит к зрелому научному подходу к миру и способности к творческому мышлению при решении технологических, социологических и личных проблем. Независимо от предмета учебного курса жизненно важно, чтобы ученики были осведомлены о происхождении вещей. Если они изучают химию, то они должны интересоваться происхождением элементов и законов, управляющих химическими реакциями. Изучение английского языка должно давать им понятие о происхождении их собственного языка и даже языка вообще. В библиологии, конечно же, должно обсуждаться происхождение жизни и различных видов организмов. В учебный курс по управлению следует включать обсуждение источников возникновения данного народа и структуры его законов, равно как истоков возникновения народов и законов вообще и т.д. Учебный курс, который не делает этого, может избежать определенной полемики, но ценой подавления любознательности и изобретательности учеников. Конечно, в любом хорошем курсе жизненно необходимы описания и методики, но они дают только навыки, а не действительное понимание предмета. Такого типа обучение хотя и полезно для достижения непосредственной цели построения жизни, бесплодно для более широкой цели постижения реального значения жизни. Это как мост без опор, перекинутый из ниоткуда в никуда, без корней в прошлом и надежды в будущем. Приведем краткий обзор убедительных причин, почему изучение вопросов происхождения важно в любом учебном курсе: А. Научные причины Наука (т.е. «знание») должна искать ответ не только на вопрос «что?», но и на вопрос «откуда?*. Наука базируется на причинно-следственном рассуждении. Тогда, если связывать следствия с их непосредственными причинами, а эти причины — с их причинами, неизбежно встает вопрос о Первопричине. Знание естественных законов и процессов без осознания по крайней мере проблем, связанных с их происхождением, сводит на нет открытие и понимание новых научных принципов. Б. Социологические причины Наука имеет бесчисленные социальные последствия и применения. Решение социальных проблем требует настоящего понимания происхождения физических процессов, влияющих на эти проблемы (например, проблемы, связанные с ядерной энергетикой, ископаемым топливом, экологией, генной инженерией, галлюциногенными наркотиками и т.д.). Сами так называемые социальные науки требуют понимания происхождения социальных явлений, с которыми они имеют дело (например, расы, культуры, преступность, война и т.д.). В политической мысли происходит постоянное изменение расстановки акцентов. Социологическое обучение, которое придает значение только сегодняшним прихотям в политической деятельности и социальной теории без опоры на историю, будет бесполезным для учеников, когда появятся новые тенденции. В. Личностные причины Каждый человек нуждается более, чем в чем-либо ином, в осознании своей личности и личных целей, а это невозможно без некоторого осознания своего происхождения. То, во что человек верит относительно своего происхождения, неизбежно определяет то, во что он верит относительно своей участи. Недостаток подлинно научного понимания истоков и смысла среди современной молодежи заставляет ее искать поддержку в таких антинаучных решениях, как «расширяющие возможности разума» наркотики, колдовство, астрология и тому подобное. Настоящее психическое здоровье, которого учителя желают своим ученикам, требует твердой и удовлетворяющей философии жизни, а это в свою очередь требует убедительной для разума концепции личного происхождения н будущего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|